Роль маркетинга в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Задачами маркетинга являются: выбор товара, производимого для рынка, определение его потребительских свойств; установление качественных параметров производства; контроль за соблюдением действующих экологических и медицинских требований; обоснование объемов и сроков производства продукции; расчет необходимости привлечения дополнительных финансовых средств с указанием источников их получения (регламентация времени транспортировки, расчет процента естественной убыли); требования к упаковке продукции; разработка бизнес-плана, условий проведения коммерческих операций, а также многое другое.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинга в системе управления…………..6

1.1. Понятие и сущность маркетинга…………………………………………….6

1.2. Роль и место маркетингового отдела в деятельности предприятия………7

Глава 2. Анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»………………………………………………………………………….12

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»……………………………………………………………12

2.2 Организационная структура ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»………………………………………………………………………….14

2.3 Анализ системы управления закупками на предприятии…………………16

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления закупками на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»…….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29

Работа содержит 1 файл

Новосибирский классический институт.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Структура службы сбыта включает:

  • специалистов по анализу и прогнозу конъюнктуры рынка для организации рекламы, сбора информации о конкурентах, расчета индексов позиционной конкурентоспособности товаропроизводителей, обработки информации, поступающей от сбытовых и производственных подразделений, с целью подготовки оперативных анализов и прогнозов для руководства хозяйств;
  • специалистов по организации продаж произведенной продукции через мелкооптовую и розничную торговлю, сбору информации на рынке, продажам закупленной у населения продукции, перепродажи непродовольственных товаров.

    Служба  сбыта должна приносить предприятиям прибыль от реализации произведенной  в других хозяйствах продукции, а также от самостоятельно проводимых посреднических операций.

    Одна  из основных задач системы управления маркетингом на предприятиях - защита от предпринимательского риска.

    Что касается структур управления маркетингом, то в настоящее время в отечественной и зарубежной практике получили распространение следующие направления.

    Функциональная  ориентация – как наиболее предпочтительный вариант для небольших предприятий, формирующих свою маркетинговую службу; при этом разнообразие производимой и продаваемой предприятием продукции, а также число рынков невелико. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта, поскольку отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.

    Товарная  ориентация управления, которая заключается  в том, что каждой продукции или группе сходных товаров назначается маркетолог; при такой ориентации маркетинга работники специализируются и имеют возможность координировать свои усилия для решения общих задач предприятия; она эффективна, когда требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания существенно различны для каждого товара.

    Региональная  ориентация структуры управления - за основу здесь берется специализация  не по товарам, а по рынкам; она применятся, когда количество рынков велико, тогда  как номенклатура продукции не слишком широка или достаточно однотипна и позволяет более глубоко изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона, более адекватно организовывать рекламу и стимулирование сбыта, учитывая местные особенности.

    Сегментная  ориентация состоит в том, что каждый маркетолог отвечает за работу с определенным сегментом потенциальных покупателей.

Выбор перспективных  сегментов рынка - один из важнейших  вопросов, на решение которого должна быть нацелена система управления маркетингом  предприятий. Это обусловлено тем, что государство сократило закупки продукции.

    Таким образом, управление маркетингом в  предприятиях предполагает создание специализированной маркетинговой службы, занимающейся вопросами производства и организации  сбыта продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ системы управления на ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»

    Торговая  марка Луканин и К ОАО Новосибирская  макаронная фабрика (ОАО «НМФ») производит макаронные изделия полностью соответствующие мировым стандартам. Из них более 30 наименований высшего сорта и более 15 наименований диетических под новой торговой маркой Луканин и К. Макаронные изделия отмечены медалями и дипломами за высокое качество. Так, в 1998 году за производство российской продукции высокого качества фабрика получила Золотой диплом лауреата Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», а по объему выпуска продукции ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» лидирует среди предприятий макаронной промышленности Сибири. Трудовые достижения коллектива неоднократно отмечались высокими наградами - дипломами и медалями Сибирской ярмарки (1996, 1997, 1998, 1999 годы), Омской торгово-промышленной палаты и международного выставочного центра «Интерсиб» (1996, 1999 годы), Томской международной ярмарки (1999 год).

    В ближайших планах этого динамично  развивающегося предприятия - закупка  новой линии по производству макарон, которая позволит не только увеличить  их выпуск, но и значительно расширить ассортимент продукции, сохраняя при этом неизменно высокое качество изделий. Для производства используются специальные сорта муки, лучшие классические и новейшие технологии. Разрабатываются и внедряются новые виды упаковки. Вся продукция защищена сертификатом качества и известна далеко за пределами Новосибирской области: от Урала до Дальнего Востока и даже в Якутии.

    Традиции  качества и достойной гордости за свою продукцию были заложены еще  в начале века. Поэтому так естественно  возвращение коллектива Новосибирской макаронной фабрики к торговой марке «Луканинъ» как к имени, означающему очень многое - ответственность, честь и работу на перспективу.

    Производство  продукции является основным содержанием  работы ОАО. В масштабе ОАО, в каждом из основных цехов организуется управление этим процессом. Содержательной и наиболее ответственной работой по управлению производством является планирование производства изделий, т.е. формирование цехам, участкам производственных программ и обеспечение необходимых условий для их выполнения. Эта работа в соответствии с установленными в каждом ОАО плановыми периодами, регулярно повторяясь, выполняется функциональными службами и линейными руководителями производственных подразделений.

    Суммарные производственные мощности российских производителей макаронных изделий составляют около 1,2 миллиона тонн и позволяют полностью обеспечивать потребности российского рынка. Однако из-за неравномерного распределения мощностей по регионам, малой загрузки мощностей в целом ряде регионов, изношенности оборудования на средних и малых предприятиях, существует региональный дисбаланс между спросом и предложением на рынке.

    Максимальными мощностями по производству макаронных изделий располагают Центральный, Уральский и Западно-Сибирский  экономические районы. На их долю в сумме приходится 613,1 тысячи тонн, то есть 52,3 процента общероссийского ресурса мощностей по производству макаронных изделий. За два года мощности увеличились на 7,5 процента. Доля этих трех районов в производстве превышает 60 процентов всего российского выпуска макаронных изделий.

    Ввод  мощностей по производству макаронных изделий в период с 1998 по 2000 год  достиг почти 100 тысяч тонн. При этом увеличение мощностей за счет ввода  в действие новых и расширения действующих производств составляет 16,5 тысячи тонн, за счет реконструкции действующих производств - 1,2 тысячи тонн, за счет технического перевооружения действующих предприятий и проведения организационно-технических мероприятий - 73 тысячи тонн.

    Ввод  мощностей по производству макаронных изделий зафиксирован в 35 областях. Наибольшее увеличение мощностей произошло в Челябинской, Ярославской и Нижегородской областях. В сумме эти три области обеспечили почти 45 процентов общероссийского увеличения мощностей в макаронной промышленности.

    Одновременно  с вводом мощностей по производству макаронных изделий происходит и  выбытие мощностей из-за ветхости оборудования, изменения номенклатуры изделий, а также по другим причинам. Общий объем снижения мощностей  за два года составил около 40 тысяч тонн, в том числе за счет выбытия по причине ветхости оборудования - 32 тысячи тонн, за счет изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости производства продукции - 7,5 тысячи тонн. 

2.2 Организационная структура ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»

    Управленческий  персонал отделов (бюро) ОАО и цехов, участвуя в этом процессе, осуществляет регламентацию всей совокупности указанных  выше функций, форм и методов управления, использует необходимые рычаги воздействия  для поддержания устойчивости производства и стимулы по активизации работы коллектива каждого подразделения в целях выполнения программы и достижения наибольшей эффективности производства на предприятии. Важное место в процессе деятельности предприятия ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» имеет подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования (мотивации), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования предприятия. Персонал компании ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» (ОАО «НМФ») - это опытные и квалифицированные специалисты.

    Компания  ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» заинтересована в сотрудничестве со специалистами, имеющими значительный профессиональный опыт, первоклассное образование, лидерский потенциал и высокую мотивацию к труду и собственному развитию.

    В ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» при выборе поставщиков сырья (мука) руководствуются следующими критериями:

  • Качество  поставляемого сырья
 
  • Ассортимент
 
  • Цена продукции
 
  • Организация товародвижения
 
  • Деловая этика
 
  • Удаленность участников канала
 
  • Отсрочка  платежа
 
  • Системы скидок
 
  • Доставка
 
  • Система поощрения  для постоянных покупателей.
 
   

    На  выбор поставщика влияют четыре группы факторов:

    - факторы  окружающей экономической обстановки: уровень первичного спроса, экономическая  перспектива, кредитные ставки, условия  - материально-технического снабжения, политические события, деятельность конкурентов;

    - факторы  особенностей частного предпринимательства:  цели организации (стабильность, максимизация прибыли, увеличение  товарооборота, открытие новых  торговых точек) экономические  факторы, принятые методы работы;

    - факторы  межличностных отношений: отношения  людей, принимающих участие в  процессе закупки;

    - факторы  индивидуальных особенностей менеджера,  принимающего решение о закупке:  возраст, уровень доходов, образование,  служебное положение, тип личности, готовность рисковать.

    Вся работа с поставщиками сырья осуществляется без посредников, по прямым поставкам.

    Субъекты  договора поставки - это субъекты предпринимательской  деятельности. В отношениях субъектов  розничной купли-продажи предполагается относительное неравенство сторон, в основном основанное на экономических  факторах. При этом "слабой" стороне - потребителю законодательно компенсируется это неравенство, например, предоставлено право ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора, при отсутствии документов об оплате товара.

    В отличие от розничной торговли целью  приобретения товара является его использование в предпринимательской деятельности и иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием.

    Правовой  статус покупателя также имеет значение при выборе, какую норму применять, о розничной купле-продаже или о поставке, если товар покупается у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность в области розничной торговли.

    Можно сделать вывод, что основными  критериями отличия между розничной  куплей-продажей и поставкой являются правовой статус покупателя и цель покупки. 

2.3 Анализ системы  управления закупками  на предприятии

    Процесс управления закупками на предприятии  осуществляется небольшой группой  работников, которые выполняют следующие  функции:

  • планируют потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимых для процесса производства (подсчитывают все остатки ТМЦ на складе, определяют необходимое количество материальных ресурсов и составляют заявки и спецификации на данные материалы);
  • распределяют имеющиеся материальные ресурсы конкретным потребителям (на часть остатков материала на складе снижают цены, для того, чтобы распродать их до получения очередного заказа);
  • заключают договора с поставщиками на поставку продукции (выбирают из большого количества предприятий поставщика сырья и материалов по основным критериям отбора. Если по всем параметрам поставщик устраивает, то с ним подписывают договор на поставку продукции);
  • организуют приемку материальных ресурсов на снабженческие склады по количеству и качеству (при поступлении и разгрузке товара работники снабжения проверяют весь товар по количеству и качеству с отражением в карточках складского учета. Если фактическое количество товара не совпадает с количеством товара по накладной, составляется акт несоответствия и направляется в адрес предприятия-поставщика вместе с письмом-претензией);
  • осуществляют хранение и отпуск материальных ресурсов потребителям (отпускают потребителям товар со склада только по фактурам с визами руководителя и бухгалтера или начальника отдела, и при наличии доверенности на лицо, получающее товар (для организации);
  • осуществляют контроль за нормированием и рациональным использованием потребителями материальных ресурсов (контролируют приход и расход материальных ресурсов, отражающихся в приходно-расходной учетной книге);
  • управляют запасами материальных ресурсов, обеспечивающих бесперебойное снабжение средствами производства потребителей (следят за необходимым наличием на складе запасов материальных ресурсов);
  • изучают спрос потребителей на материально-технические ресурсы (проводят социальный опрос при покупке);
  • производят расчеты с поставщиками и потребителями за получаемую и реализуемую продукцию;
  • осуществляют проведение инвентаризации ТМЦ - товарно-материальных ценностей (1 раз в неделю проводят инвентаризацию склада, обязательно с комиссией в составе 3-х человек: бухгалтер, начальник отдела, менеджер, 2 раза в год);
  • учитывают наличие, состояние и движение товаров и представляют необходимые сведения в бухгалтерию предприятия (каждый понедельник кладовщики сдают в бухгалтерию предприятия отчет о состоянии и движении товаров на складе);
  • соблюдают трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны (1 раз в месяц проводят инструктаж по технике безопасности).

Информация о работе Роль маркетинга в системе управления предприятием