Эволюция концепции маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

Подчеркивая актуальность концепции маркетинга в современных условиях хозяйствования, английский маркетолог Г. Хардинг отмечает: «Для истинного предпринимателя вера в Маркетинг подобна вере адвоката в букву Закона и вере врача в клятву Гиппократа».
Маркетинг – сложная социально экономическая категория, которая имеет много аспектов:
организационно технический;
управленческий;
экономический;

Работа содержит 1 файл

disser Эволюция концепции маркетинга.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Эволюция  концепции маркетинга

Подчеркивая актуальность концепции маркетинга в современных  условиях хозяйствования, английский маркетолог Г. Хардинг отмечает: «Для истинного предпринимателя вера в Маркетинг подобна вере адвоката в букву Закона и вере врача в клятву Гиппократа».

Маркетинг – сложная социально экономическая категория, которая имеет много аспектов:

  • организационно технический;
  • управленческий;
  • экономический;
  • социальный;
  • идеологический;
  • политический.

В силу этого  в экономической литературе не существует единого определения маркетинга. Известно более 2000 его дефиниций, например:

  • маркетинг – это наука о предпринимательстве (японские бизнесмены);
  • маркетинг – это умение и искусство трансформировать нужды и запросы потребителей в конкретные формы и услуги (Ф. Котлер);
  • маркетинг – это управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Лондонский институт маркетинга);
  • маркетинг – это процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (американская Ассоциация маркетинга);
  • маркетинг – социальный процесс, в рамках которого отдельные члены общества и группы удовлетворяют различные потребности и желания путем обмена товаров и других ценностей между собой (Д. Миттлер);
  • маркетинг – это менеджмент, ориентированный на рынок (П.Ф. Дракер);
  • маркетинг – это процесс планирования и осуществления концепции цены, выхода на рынок и сбыта идей, товаров и услуг в целях обмена и удовлетворения как потребностей клиентов, так и осуществления целей предприятия (П.С. Завьялов);
  • маркетинг – это философия управления, которая ведет к получению прибыли через удовлетворение потребителя путем сосредоточения внимания всей компании на долгосрочном и гибком определении сферы деловой активности, рынка, целевых групп потребителей, главных стратегических целей (Ф. Банфер);
  • маркетинг – это интегрированная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия (Д.И. Баркан), и т.д.

Цель менеджмента  определяется системой хозяйствования (табл. 1.1).

В рыночной экономике  существует маркетинговая концепция  менеджмента, так как маркетинг становится важнейшей функцией предприятия.

Таблица 1.1

Цели менеджмента  в зависимости от системы хозяйствования

Система хозяйствования

Цель  менеджмента

Административно-плановая система

Выполнение  директивного плана

Рыночная экономика

Продажа того, что произведено


В истории развития маркетинга выделяют пять концепций (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Концепции развития маркетинга

Название

Время действия

Сущность

Производственная

1900— 1920-е  гг.

Налаживание производства производительности труда ресурсов. Ориентация на снижение производственных затрат

Товарная

1920— 1930-е  гг.

Совершенствование товара «примат продукта» с целью  стимулирования его приобретения

Сбытовая

1930— 1950-е  гг.

Организация эффективной  службы сбыта для увеличения объема продаж; акцент на нужды продавца

Рыночная

1950 — 1960-е  гг.

Ориентация  на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей рынка; акцент на нужды  покупателя

Глобальная

С 1960-х гг. время

Сбалансированность  трех факторов: 1) прибылей предприятия; 2) потребностей покупателей; 3) интересов общества


Сходство представленных в табл. 1.2 концепций определяется тремя общими положениями:

  • маркетинг – это философия рынка;
  • маркетинг – это система управления, совокупность служб которой полностью берет на себя ответственность за осуществление производственно хозяйственной деятельности;
  • маркетинг – это ориентированное мышление, обеспечивающее эффективное ведение сбытовых операций и направленное на потребителя.

Современные теоретические  подходы к маркетингу сопоставляются в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Современные теоретические  подходы к маркетингу

Направления сравнения

Сбытовой  подход

Концептуальный  подход

Исходный момент

Товар

Потребитель

Конечная цель

Получение прибыли  путем удовлетворения потребностей

Получение прибыли за счет увеличения объема продажи

Сродства достижения

Сбыт и стимулирование продаж

Интегрированный маркетинг


В современных  условиях концепции маркетинга получают дальнейшее развитие:

  • в основе концепции стратегического маркетингалежит ориентация на потребителей и конкурентов: удовлетворение нужд потребителей и одновременное достижение превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены;
  • в основе концепции социально этичного (общественного) маркетингалежит ориентация на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества в целом, что связано с современными экологическими, сырьевыми, энергетическими и другими проблемами человечества. Происходит согласование прибылей предприятия, потребностей покупателей и интересов общества;
  • в основе концепции маркетинга отношений (максимаркетинга)лежит ориентация на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями на базе широкого использования современных телекоммуникационных средств;
  • в основе концепции маркетинга в информационной средележит ориентация на прямой контакт с потребителями и обеспечение постоянного диалога с ними;
  • в основе концепции территориального маркетингалежит ориентация на создание и поддержание престижа территории в целом: представлений о привлекательности сосредоточенных на ней природных, материально технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов и о богатстве возможностей для их реализации и воспроизводства;
  • в основе концепции глобального маркетингалежит ориентация на интернационализацию рынков, на восприятие их не в качестве отдельных рыночных сегментов, а как единого целого, где потребители вовлечены в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок.

Руководство эффективно работающих российских предприятий  рассматривает маркетинг как:

  • философию бизнеса;
  • «образ мышления»;
  • концепцию управления;
  • методологию рыночной деятельности;
  • «образ действия», включающий принципы, функции, средства, методы, организацию управленческой деятельности в условиях рынка.

В сферу применения маркетингасегодня входят:

  • товары и услуги;
  • типы потребителей: личность, предприятие или организация;
  • внутренний и внешний рынки;
  • области рынка: товарная, денежно финансовая, трудовая;
  • отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспортные перевозки, образование и т.д.;
  • стороны некоммерческой деятельности (маркетинг идей, маркетинг трудовых мест и т.д.).

Типичными проблемами маркетингадля современных российских предприятий являются:

  • недостоверная информация;
  • неэффективное планирование;
  • внезапные изменения ситуации на рынке;
  • вмешательство государства, правовых органов;
  • непредвиденные действия конкурентов;
  • недостаточное финансирование маркетинга;
  • внешнеторговые проблемы;
  • низкое качество товаров;
  • наличие избыточных или недостаточных мощностей;
  • падение спроса;
  • вытеснение товара конкурентами;
  • проблемы сбыта;
  • юридические разногласия с конкурентами, потребителями, поставщиками, посредниками;
  • банкротство покупателей, поставщиков, агентов по сбыту;
  • проблемы материально технического обеспечения;
  • изменение сегментации рынка;
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • экологические проблемы;
  • проблемы потребления товаров, и др.

Ранжирование  управленческих проблем на основе прямой зависимости величины их рисков от срочности решения приведено в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Ранжирование  управленческих проблем

Проблемы, требующие решения

Величина  рисков*

Невыполнение  обязательств со стороны поставщика

9.3

Недостаточный объем рынка потенциальных потребителей

9

Неправильный  выбор ассортимента поставляемой товарной продукции

8.7

Большой временной  цикл с момента вложения денежных средств до момента получения  прибыли

8.3

Изменение российской налоговой и таможенной политики

8.3

Недобросовестность  региональных дилеров и региональных представителей

7.1

Неправильная  политика продвижения

7.0

Неожиданное появление  на российских рынках потребительские  свойства и более низкую цену

7.0

Невозможность собственныими силами качественно и в полном объеме осуществлять сервис покупателей

7.0

Неправильный  выбор политики реализации товара

6.7


* Величина рисков  оценена по 10 балльной шкале с  точки зрения срочности решаемых  проблем.

Принципы  и функции маркетинга

Принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга.

Принципы маркетинга–  исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и  активное воздействие на него.

К основным принципам маркетингаотносятся:

  • ориентация на потребителя;
  • комплексность;
  • гибкость и адаптивность;
  • обеспечение стратегии производства через воздействия рынка;
  • нацеленность на перспективу;
  • программно целевой подход;
  • нацеленность сбытовой деятельности предприятия на достижение конечного практического результата.

Организация маркетинга на предприятии предполагает использование  функций маркетинга при взаимодействии предприятия с рынком.

Функции маркетинга – совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятия (рис. 1.1).

Информация о работе Эволюция концепции маркетинга