Эволюция концепции маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:56, реферат

Описание работы

В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя. Поэтому эта тема актуальна и требует особого изучения и внимания.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
1. Эволюция концепции маркетинга____________________________4-13
2. Основные концепции управления маркетингом:
2.1.Концепция совершенствования товара и производства______14-15
2.2.Концепция интенсификации коммерческих усилий__________15-16
2.3.Концепция чистого маркетинга__________________________16-17
2.4.Концепция социально-этичного маркетинга______________17-18
2.5.Концепция международного маркетинга________________18-21
Заключение________________________________________________22
Список использованной литературы________________

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 45.53 Кб (Скачать)
 
 
 

Министерство  образования и науки РФ

Саратовский государственный социально-экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на тему: «Эволюция концепции маркетинга» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов

2011 
 

Содержание 

Введение_____________________________________________________3

1. Эволюция концепции маркетинга____________________________4-13

2. Основные  концепции управления  маркетингом:

     2.1.Концепция совершенствования товара и производства______14-15

     2.2.Концепция интенсификации коммерческих усилий__________15-16

    2.3.Концепция чистого маркетинга__________________________16-17

    2.4.Концепция  социально-этичного маркетинга______________17-18

    2.5.Концепция  международного маркетинга________________18-21

Заключение________________________________________________22 

Список  использованной литературы___________________________23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В современной России маркетинг только еще начинает развиваться. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния  экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать  больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости  от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это  полностью или частично входит в  предметную область маркетинга.

      В качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление  как «демократический» процесс, при котором потребители имеют  право «голосовать» за нужный им продукт  своими деньгами. Это определяет успех  компании и позволяет  оптимально  удовлетворить  потребности потребителя. Поэтому эта тема актуальна и  требует особого изучения и внимания. 

      Основная  цель: изучение маркетинга, как концепции  рыночного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эволюция  концепции маркетинга

    В общем смысле концепция часто  понимается как система взглядов, способ представления тех или  иных явлений в процессе организации  и осуществления какой-либо деятельности. Нередко концепция рассматривается  как система основных идей, общий  замысел, идеология организации  деятельности предприятия или отдельного предпринимателя, интегрированная  целевая философия хозяйствования, склад мышления предпринимателя, направленность его действий.

    Как видно, концепция предполагает научно обоснованную увязку таких ее компонентов, как идея, стратегия, инструментарий и цель. В этом контексте концепция  маркетинга представляет собой научно обоснованный замысел (проект) организации  деятельности вообще и/или маркетинговой  деятельности в частности, который  основывается на конкретной руководящей  идее, эффективной стратегии, необходимом  оперативном инструментарии осуществления  предпринимательства в целях  достижения результатов, определяемых стратегическим планом предприятия.

    Концепция маркетинга должна разрабатываться  на основе стратегического анализа  планируемой или осуществляемой деятельности предприятия. Разработка концепции маркетинга обычно включает следующие этапы:

    - осуществление стратегического  анализа внутренней и внешней  среды;

    - определение целей предприятия  и целей маркетинговой деятельности;

    - обоснование маркетинговой стратегии;

    - выбор инструментария маркетинговой  деятельности в целях достижения  запланированных результатов.

    В зависимости от уровня развитости производства и спроса на предложенные товары концепция  маркетинга претерпевала эволюционное развитие.

    Изменения концепции маркетинга в основном определялись и определяются состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как  производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власти).

    Мировая наука и практика в области  маркетинга и предпринимательства  обосновали и рекомендуют выделять следующие концепции в эволюции маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга и  маркетинга взаимодействия.

    Предложенная  классификация концепции маркетинга не может рассматриваться как  правило, норма или стандарт для  каждой страны. Эволюция маркетинга в  каждой отдельной стране в зависимости  от уровня развития рыночных отношений  имеет определенные специфику и  особенности. Однако мировой опыт становления  маркетинга и развития рыночных отношений  является полезным, так как может  использоваться как ориентир при  формировании рыночных отношений и  организации предпринимательской  деятельности в конкретной стране. Кроме того, становится известной  общая тенденция развития маркетинга — перенос внимания с производства товара на потребителя, его нужды  и потребности.

    Производственная  концепция ставит во главу угла производителя и увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя — ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.

    Руководство предприятия в этом случае прилагает  усилия для обеспечения большой  серийности и продажи товара через  разнообразные точки сбыта. Применение этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:

    1) когда основная часть реальных  и потенциальных потребителей  на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;

    2) когда спрос на данный товар  превышает предложение и часть  потребителей, которые хотя им  и не нравится предложенный  товар, покупают его, удовлетворяя  тем самым ненадолго свои потребности;

    3) когда в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость  велика и требуется найти способ  ее быстрого снижения с целью  достижения необходимой доли  на рынке.

    При использовании этой концепции основной акцент падает на производство. Главное  — произвести, а сбыть товар  в условиях отсутствия аналогичных  товаров на рынке — дело несложное. В связи с этим эффективность  деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства (увеличить серийность, снизить себестоимость, больше продать). О потребителе не думают вообще, рынок не исследуется, главное — произвести дешевый  товар с удовлетворительными  потребительскими свойствами.

    Производственной  концепции маркетинга придерживался  в свое время Генри Форд (1863-1947), создатель общества массового потребления  и социальных гарантий, автомобильный  король Америки. Талантливый инженер, организатор производства и великолепный предприниматель Г. Форд внес существенный вклад в развитие концепции автомобилестроения. Настоящим триумфом Г. Форда стало внедрение автомобиля модели «Т». Это был доступный по цене автомобиль для многих тысяч «средних американцев». Г. Форд благодаря своему новаторскому чутью своевременно обнаружил потребности развития американского общества в конце XIX — начале XX в. Это был этап бурного развития промышленности США, который требовал развитой сети доставки товаров на значительные расстояния с помощью совершенных транспортных средств. Являясь пионером массового производства, Г. Форд внедрял принципы стандартизации и унификации технологического процесса в системе автомобилестроения. Он одним из первых установил четкую систему контроля и планирования производства, что способствовало внедрению конвейерной технологии и непрерывности процесса изготовления автомобилей, его автоматизации. На своих предприятиях Г. Форд установил 8-часовой рабочий день. В условиях массового производства он первым повысил заработную плату своим рабочим. Создавая массовое производство, он формировал массового потребителя. Успех превзошел все ожидания.

    За  годы производства модели «Т» (1908-1927) было продано свыше 15 млн. автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Основным принципом концепции совершенствования производства, которого придерживался Г. Форд, являлся принцип экономии на издержках производства. Сейчас кажется непонятным то, что автомобили модели «Т», выпускаемые его предприятиями, имели только черный цвет. Это делалось как раз для того, чтобы снизить издержки производства (черная краска в то время была самая дешевая и быстро сохла на конвейере) и сократить время изготовления автомобиля, т.е. увеличить выпуск автомобилей в единицу времени.

    Производственная  концепция и в настоящее время  используется во многих странах. Использовалась она и в СССР, когда спрос  на большинство товаров превышал предложение, когда необходимо было постоянно совершенствовать производство в целях увеличения объемов изготовления продукции.

    В России также все еще главенствует производственная концепция маркетинга. Но низкий уровень конкурентоспособности  продукции, высокие цены не создают условий для роста объемов реализации продукции. Это касается в первую очередь товаров производственно-технического назначения, объемы производства которых в отдельных отраслях сократились на 40-50% относительно 1990 г.

    Следует иметь в виду и то, что производственная концепция посильна не всем. Для  того чтобы ее принять, надо обладать достаточно большим капиталом (в  России это обеспечивало долгое время  государство), авторитетом, имиджем  предприятия и иметь развитой внутренний рынок для распродажи производимой продукции.

    Товарная  концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.

    Этой  концепции придерживаются многие предприятия, в том числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит успех, возможно проявление маркетинговой  близорукости. Это имеет место, когда  игнорируется необходимость изучения покупательной способности потребителей, товаров-конкурентов, совместимости  изготовляемых комплектующих изделий  с существующими аппаратами, производство которых имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, предприятие  рискует получить значительный ущерб  от неудачи на рынке.

    Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении предприятия  товара. При этом главной задачей  является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет различных мероприятий по стимулированию сбыта. Таким образом, предполагается, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном  объеме лишь в том случае, если компанией  будут приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продажи. Предполагается, что потребителей можно заставить покупать предлагаемые товары с помощью различных методов  продажи. Считается, что или покупатели будут делать повторные покупки, или имеется достаточное количество потенциальных потребителей. В организациях со сбытовой концепцией имеются отделы маркетинга и рекламы, подчиненные  коммерческому директору. В этом случае почти всегда преследуются краткосрочные  цели: продать продукцию, выполнить  план поставок, найти заказы. Редко ставится вопрос: купит ли когда-нибудь еще у нас покупатель товар? Обычно предприятия, которые придерживаются сбытовой концепции, реализуют товары в условиях дефицита или монополии на рынке. Главный акцент в системе «производство—сбыт—потребитель» делается на сбыт. Реализация концепции сбыта на практике зачастую превращается в навязывание покупки. С одной стороны, продавец во что бы то ни стало стремится заключить сделку, с другой — удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным результатом.

Информация о работе Эволюция концепции маркетинга