Анализ рынка аптечных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:29, дипломная работа

Описание работы

В современной практике, можно вспомнить немало случаев, когда производитель тратил крупную сумму денег на разработку, создание, изготовление упаковки для своего товара. Но отличное креативное исполнение, оригинальная концепция не привлекала покупателей. Объяснить это достаточно легко: не была изучена целевая аудитория покупателей продукта, не были учтены их вкусы, интересы и предпочтения. Не продумывалась концепция и планы продвижения. Результат - потраченные впустую деньги, время, не говоря уже о здоровье и моральном состоянии производителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, сущность рынка и рыночных исследований
1.3 Виды и методы рыночных исследований
1.3 Процесс и направления рыночных исследований
2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
2.1 Разработка подхода к исследованию рынка аптечных услуг России и г. Владивостока
2.2 Состояние и тенденции развития рынка аптечных услуг
г. Владивостока
2.3. Характеристика предложения и спроса на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА АПТЕЧНЫХ УСЛУГ Г. ВЛАДИВОСТОКА
3.1. Характеристика сегментов на рынке аптечных услуг г. Владивостока
3.2. Разработка предложений операторам рынка аптечных услуг г. Владивостока на основе проведенного исследования.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа содержит 1 файл

диплом рынок аптечных услуг.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Реорганизация государственных аптек. Процессы консолидации государственных унитарных аптечных предприятий проходят на уровне целого региона. Принципиально иной характер носят глобальные слияния и присоединения большинства государственных аптек региона. Реорганизация государственных и муниципальных аптечных предприятий не заканчивается на этапе образования сетевой структуры путем слияния или присоединения. Учитывая сроки, установленные Концепцией приватизации и управления собственностью в РФ, можно предположить, что следующим этапом реорганизации станут процессы преобразования унитарных предприятий в юридические лица иной организационно-правовой формы в соответствии с законодательством о приватизации [32].

Всего в России более 16 тыс. аптек. Сетей национального масштаба нет. Одна из самых известных аптечных сетей в составе холдинга ОАО «Аптечная сеть 36,6» включает всего 42 аптеки (данные на конец 2009 г.), «Фармакор» (Санкт-Петербург) — 98 аптечных учреждений, «Имплозия» (Самара) — 90 аптек и 42 аптечных киоска и т.д. (данные ЦМИ «Фармэксперт»). Совокупный чистый доход группы «Аптечная сеть 36,6» за 2009 г. составил $118,7 млн (+ 18% к 2008 г.), валовая прибыль выросла на 23% и составила $46 млн. Все сети работают, как правило, в одном городе/регионе. Сегодня каждая аптека имеет несколько десятков поставщиков, в то время как на Западе это один, реже — два поставщика. Примеры успешного развития аптечных сетей — это примеры реализации непривычных для российского рынка, но стандартных для Запада маркетинговых концепций. Об этом свидетельствует история создания сети «36,6», многократно описанная в прессе. Изменения места и роли на фармацевтическом рынке аптек связаны и с увеличением доли продаж парафармацевтической продукции. Доля продаж в аптечном секторе товаров для здоровья и гигиенических средств сегодня составляет в среднем 15-20% и продолжает увеличиваться. В этом смысле перспективы развития аптечного сектора связаны с изменением концепции аптечной торговли и самого понятия «аптека» [31].

Тенденция к консолидации, расширению аптечных сетей характерна для любого бизнеса в этой стадии. Связано это еще и с тем, что при падении доходности деятельности необходимо экономить затраты. Сеть позволяет экономить затраты на больших объемах продаж. Наиболее активные представители аптечных сетей во Владивостоке.

Из преимуществ, которые дает сеть, можно назвать возможность управления товарными запасами. Другой плюс состоит в том, что сеть позволяет за счет более сильных аптек содержать социально направленные аптеки».

Общий объем российского фармацевтического рынка на сегодняшний день оценивается приблизительно в $2,8 млрд в ценах производителя и $4,8 млрд в потребительских ценах (данные ЦМИ «Фармэксперт»). Для сравнения: объем продаж готовых лекарственных средств (ГЛС) в Северной Америке составил в 2009 г., по данным IMS Health’s Drug Monitor, $203,6 млрд (+12% по сравнению с 2008 г.), мировой объем фармацевтического рынка — $400,6 млрд (+8% по сравнению с 2008 г.). Важным показателем развития рынка является потребление лекарственных средств на душу населения. В России он составляет $20-25 в год без учета госпитального сектора (в Москве — около $35), что значительно ниже, чем в странах Восточной Европы ($80-120), не говоря уже о Западной Европе и США. В Бельгии, к примеру, этот показатель составляет $124 на человека, во Франции — $156, США — $178, Японии — $245 [34].

Во Владивостоке достаточно сильными являются муниципальные аптеки, такие как №33 и №91. Сегодня рынок является достаточно емким: в городе функционирует более 280 аптечных точек. На мой взгляд, это связано с общей тенденцией развития торговли. Развитие частных аптек началось во Владивостоке 15 лет назад. Тогда в воздухе витал миф о высокой и быстрой доходности фармацевтического бизнеса. Среди предпринимателей стало модным открывать аптечные точки. Однако деньги, вложенные в аптечный бизнес, уже тогда отрабатывались долго. Поработав четыре месяца, мой знакомый понял, что аптека — это не совсем то, что он хотел.

В среднем по стране на одну аптечную точку приходится 6,5 тыс. человек, в то время как во Владивостоке эта цифра значительно меньше — всего 2 тыс. В качественном же смысле «бизнес на таблетках» медленными темпами начинает выходить на новый уровень — формирование аптечных сетей [36].

Аптечная розничная торговля во Владивостоке представлена предприятиями различного типа: аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски. Они отличаются по предоставляемым услугам, ассортиментному ряду, площади и другим параметрам. Так, к примеру, аптека может изготавливать лекарства, продавать любой спектр лекарственных препаратов и сопутствующих товаров. Аптечный пункт меньше по размерам, у него ограничиваются к продаже некоторые препараты, например, наркотические. В аптечном киоске вообще не разрешается продавать препараты по рецептам. Сегодня на фармацевтическом рынке присутствуют муниципальные аптеки, одна краевая аптека и частные, которых подавляющее большинство.

Рыночные условия и появление независимых игроков незамедлительно сказалось на развитии муниципальных аптек, которым пришлось соответствовать новым стандартам. К примеру, совершенно инновационным было открытие в 1999 г. отдела самообслуживания [29].

Группа компаний «Фармия» также владеет аптекой с прогрессивной системой продаж. В аптеках в последнее время все больше появляется товаров, которые находятся в свободной продаже.  К такой категории относятся, прежде всего, парафармацевтические товары, биологически активные добавки, сиропы, предметы по уходу за больными, товары личной гигиены и многое другое. Все эти товары сугубо индивидуальны, и покупателю легче самому ознакомиться с ними, чем просить помощи. Кроме того, самообслуживание стимулирует попутные продажи, которые человек совершает спонтанно. Никто из нас не идет в аптеку за шампунем. Но купить его заодно с нужными лекарствами в аптеке можно. Объем продаж парафармацевтических товаров в этой аптеке составляет 30-35% от общего уровня продаж. Это достаточно большой показатель. Внедрение системы самообслуживания потребовало немалых дополнительных затрат: приобретение специального оборудования, а также увеличение площади торгового зала, дополнительная охрана, увеличение товарных запасов, особенно парафармацевтических товаров» [35].

Из революционных шагов, сделанных «Аптекой № 91», стало также внедрение штрихкодирования. Они первыми на Дальнем Востоке ввели в аптеке штрихкодирование. Сегодня здесь все рабочие места автоматизированы.

Покупателями аптеки «№ 91» в основном являются жители микрорайона. Раньше порядка 10% приходилось на приезжих из края. К примеру, средний класс больше склонен к импульсным покупкам. Для них важна скорость обслуживания. Если взять пожилого клиента, то должны позаботиться о наличии в аптеке скамеек, чтобы люди могли передохнуть.

А вот группа компаний «Фармия» только начала проект по установлению системы учета в виде штрихкодирования всей продукции только в январе 2004 г.

Еще одна тенденция рынка и времени — круглосуточные аптеки.

Считается, что аптеку можно открыть, имея $80-100 тыс. Специфика бизнеса такова, что выйти из него без финансовых потерь невозможно. Основная часть денег вложена непосредственно в товарные запасы рознице их перепродать не представляется возможным. И если продавать свой бизнес полностью, то предприниматель понесет огромные финансовые потери, потому что никто не станет покупать товарные запасы по той цене, по которой он сам покупал [34].

Как и в других видах торговли, решающим фактором успешности аптечного дела является его месторасположение. Удачным считается расположение аптечной точки возле стационарных лечебных учреждений, больших транспортных развязок, в жилом массиве (особенно новых застроек), где покупательская способность высокая.

А вот главная сложность — отсутствие кадров. Существует огромный дефицит фармацевтов и провизоров. Связано это в первую очередь с тем, что во Владивостоке долгое время не было базы обучения. Только три года назад был открыт факультет, который готовит специалистов такого профиля.

Сегодня очень много врачей проходят заочное обучение в Хабаровском университете, потому что в аптеках нельзя работать без высшего фармобразования.  Директором может стать человек также с высшим фармацевтическим образованием и со стажем работы не менее трех лет. Трудности заключаются еще и в том, что дефицит кадров диктует определенный уровень оплат. Заработная плата работников аптек выше среднего уровня зарплат во Владивостоке [36].

 

2.3. Характеристика предложения и спроса  на рынке аптечных услуг г. Владивостока

Список аптек, расположенных в г. Владивостоке, представлен в Приложении 2.

Весь массив аптек, представленных во Владивостоке, можно разделить на четыре вида:

1) аптека;

2) аптечный пункт:

3) аптечный киоск;

4) аптечный магазин.

Объем предоставляемых услуг зависит от того, к какому виду торгового предприятия относится аптечное учреждение.

В функции аптек входит:

- продажа готовых лекарственных форм (включая гомеопатические) по рецептам или без рецептов населению и учреждениям здравоохранения по их заявкам;

- изготовление лекарств по рецептам врачей и заявкам медучреждений, внутриаптечных заготовок по утвержденным прописям, фасовка препаратов и растительного сырья для реализации;

- отпуск бесплатных лекарств или со скидкой отдельным группам населения на основании законодательства;

- продажа лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики, натуральной и искусственной минеральной воды, лечебного, детского и диетического питания, косметической и парфюмерной продукции;

- отпуск предметов через пункты проката в соответствии с установленным порядком;

- информирование населения об использовании и хранении препаратов в домашних условиях;

- информирование медицинских работников учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения о собственном ассортименте и новых лекарственных препаратах;

- оказание первой медицинской помощи;

- консультирование населения по вопросам самолечения.

В аптечных пунктах нельзя продавать наркотические и психотропные вещества, фасовать лекарственное растительное сырье и отпускать предметы через пункты проката, а во всем другом они не отличаются от аптек.

В киосках же и магазинах разрешено только:

- реализовывать населению лекарства без медицинских рецептов, растительное сырье в заводской упаковке, изделия медицинского назначения, предметы (средства) личной гигиены, дезинфицирующие вещества, оптику, натуральную и искусственную минеральную воду, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию;

- объяснять, как использовать и хранить лекарства в домашних условиях;

- оказывать первую медицинскую помощь.

Таблица 2.6- Структура аптечного рынка г. Владивостока по состоянию на 1 января 2011 г.

 

Негосударственные

Аптеки

125

Аптечные пункты

23

Аптечные киоски

17

Аптечные магазины

14

Всего

179

Как мы видим из данных таблицы 2.6 основным видом аптечных учреждений в г. Владивостоке являются аптеки.

Для  изучения было выбрано несколько аптек и при помощи листа наблюдения (Приложение 3) было проведено исследование.

- Аптека № 91;

- Аптека № 33;

- Янтал.

В таблице 2.7 представлены результаты наблюдений.

Таблица 2.7 – Результаты наблюдения

Параметры для наблюдения

Аптека № 91

Аптека № 33

Янтал

1

2

3

4

Адрес аптеки (район)

г. Владивосток, ул Русская 64

г. Владивосток, ул Адмирала Фокина 27

г. Владивосток, пр-кт Партизанский 36

1.       Месторасположение (близость к остановке, в жилом ли доме)

ост. «Кутузова»

ост. «Центральная площадь», 5мин. идти

ост. "Инструментальный Завод"

2.       Режим работы

круглосуточно

круглосуточно

8:00-22:00

3.       Форма обслуживания (указать)

самообслуживание

касса

касса

4.       Вывеска (+/-)

+

+

-

5.       Ночная подсветка (+/-)

+

+

-

6.       Проходимость (количество человек в день)

200

300

80

7.       Наличие конкурентов поблизости (количество)

1

2

0

8.       Площадь (S) торгового зала аптеки

60 м2

40 м2

15 м2

9.       Внутреннее оформление: вывески, выкладка, информационные стенды, единый стиль (+/-)

+

+

+

10.   Оформление витрины (наличие POS’m)

+

+

-

11.   Музыкальное сопровождение

-

-

-

12.   Количество персонала

7

4

2

Информация о работе Анализ рынка аптечных услуг