38 Уровень и качество жизни, их показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Содержание

Введение 3
1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения 5
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях 12
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь 23
Заключение 30
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

attachment курсач.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
 

     По  сравнению с январем-сентябрем 2007 года потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство в реальном выражении увеличились на 6,4%.

     Меры  и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь находят отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.

     Основные  направления развития социальной политики, пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь на краткосрочную перспективу отражены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

     Основные направления развития социальной политики, пути повышения уровня и качества жизни на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет), Концепции программы социально-экономического развития до 2015 г. и Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет).

     Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе, являются:

  • сфера доходов и личного потребления семей;
  • сфера общественного благосостояния;
  • сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;
  • поддержка уязвимых слоев населения;
  • развитие отраслей социальной инфраструктуры.

     Особая  роль в республике в системе государственного регулирования социальной сферы отводится социальным программам. В настоящее время разработаны и реализуются более трех десятков социальных программ, из которых важнейшие:

  • государственная программа «Культура»;
  • программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
  • национальная жилищная программа;
  • программа «Жилье»;
  • республиканская программа «Здоровье;
  • программа по проблемам пожилых людей;
  • республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
  • президентская программа «Дети Беларуси»;
  • государственная программа развития спорта и туризма и др.

     Основная  цель социальной политики – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

     Целевыми  ориентирами политики доходов населения в 2006-2010 гг., обеспечивающими достижение этой цели, будут:

  • рост реальных денежных доходов населения  –  149 – 156 процентов;
  • повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников  –  152 – 158 процентов;
  • поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий  –  до величины бюджета прожиточного минимума;
  • предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);
  • социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;
  • совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);
  • обеспечение в 2006 – 2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;
  • дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

      Социальное  пространство, в котором предусматривается  реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

      В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

      В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП; рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике; увеличение доли оплаты труда в ВВП до 42 % в 2010 г. [10, 670].

      Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

      Важным  направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

      Борьба  с бедностью  является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

      С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к 2010 г. до 20 % [10, 671].

      Основная  цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

      Важной  составляющей повышения уровня и  качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

      В области организации системы  социального страхования требуется  решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Уровень жизни населения является одной  из важнейших социальных категорий. В соответствии со статьёй 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.

     Качество  жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей - человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

     Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Он характеризуется различными компонентами: здоровьем, питанием, жилищем, домашним имуществом, услугами, образованием, условиями труда и отдыха и т.д.

     Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими  всестороннее развитие человека), нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил), бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы), нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека).

     В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни населения: денежные доходы и расходы населения, оплата труда; социальная защита населения, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты; здоровье; питание; потребление непродовольственных товаров и услуг; жилище; труд и занятость; домашнее имущество; условия образовательного и культурного развития, включая образование и культуру; использование свободного времени, включая физическую культуру и спорт, туризм и отдых; социально-бытовая обстановка (антиобщественные явления, преступность); обобщающие индикаторы уровня жизни и др.

     В самом широком смысле понятие  качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

     Для анализа уровня жизни населения как сложной экономической категории предлагается система статистических показателей, которые можно сгруппировать в следующие основные блоки: показатели доходов населения; показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг; сбережение; показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем; показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности; обобщающие оценки уровня жизни населения.

     Важную  роль для повышения уровня жизни  населения играют социальные нормы и нормативы (минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума).

     В современной статистической теории и практике остается актуальным вопрос о построении единого агрегатного  показателя уровня жизни. В качестве такого показателя можно использовать разработанный специалистами Программы развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

     Национальный  статистический комитет Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.

     Дальнейшее  повышение уровня и качества жизни  населения Республики Беларусь - основная цель социальной политики. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Информация о работе 38 Уровень и качество жизни, их показатели