Японская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Япония считается одной из самых неизученных стран в мире. И по сей день, мы владеем минимальным количеством информации как о политике и экономике этой страны, так и об остальных сферах жизни населения Японии. Особый интерес вызывает экономическая сфера деятельности этого государства, вызывая общественный резонанс во всем мире.
Предметом нашего исследования является японская модель менеджмента. Данный вопрос служит предметом изучения сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Руководствуясь современным научным подходом, наиболее эффективным является глобальное рассмотрение проблем данной тематики.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………….…………..…2
Глава 1. Менеджмент в японской модели
Философия японского управления……………………………...………..….4
1.2 Традиционные корни японской модели управления………….………...….7
1.3 Японская система управления трудовыми ресурсами…………..…………9
1.4 Принципы японского управления персоналом…………………….……...13
Глава 2. Применение японской модели для российских предприятий
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………17
2.2. Миссия, цели, персонал предприятия…………………………..………....19
2.3 Анализ системы управления персоналом………………….………………23
2.4 Совершенствование системы управления…….…………...…..……..……30
Заключение…………..……………………………………………………….….33
Список использованной литературы ……………………………….…..……...35
Приложение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Японская модель менеджмента.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

Фирма функционирует в рамках сил макросреды , которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма внимательно следит и на которые должна реагировать.

 



Рис. 1 Факторы макросреды

Таким образом, фирма уверенно держится в данном бизнесе на рынке, деятельность ведется успешно, хотя и существуют отдельные недоработки.

 

2.2 Миссия, цели и персонал предприятия

В узком смысле миссия «ABC Promo Group» состоит в оказании помощи различным фирмам, организациям в становлении и развитии их бизнеса за счет рекламы их деятельности широкому кругу потребителей.

По оценкам специалистов-маркетологов, рекламные щиты являются одним из самых действенных способов рекламного воздействия. «Дерево целей» фирмы  представлено на рисунке 2.2.1



 



 




 

 




 

Рис. 2 «Дерево целей» фирмы «ABC Promo Group»

 

 

Из данных таблицы  видно, что главной целью фирмы  является завоевание большей доли рынка. Поэтому цены на предоставляемые  услуги значительно меньше цен конкурентов.

 

Персонал организации 

Структура управления производством  – это соподчиненность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления. Анализ персонала ЗАО «ABC Promo Group» дан в таблице 2.3.1

Из таблицы видно, что  большинство сотрудников фирмы – мужчины, средний возраст работников от 20до 30 лет, образование почти у всех выше среднего и имеется стаж работы.

Наименование показателя

2004 год

2006 год

2008 год

Пол: мужской

10

13

18

 женский

4

6

7

Образование: высшее

4

6

8

 средне-специальное

9

9

8

 среднее

1

1

1

Стаж работы : до 3 лет

3

4

2

 от 3 до 5 лет

6

7

11

 от 5 до 12 лет

4

6

6

 более 12

2

3

3

Возраст: до 20 лет

3

2

2

 от 20 до 30 лет

7

9

10

 более 30 лет

4

5

5


 

Таблица 2 Персонал ЗАО «АВС»

 

Из таблицы видно, что  большинство сотрудников фирмы – мужчины, средний возраст работников от 20до 30 лет, образование почти у всех выше среднего и имеется стаж работы.








 

 

Рисунок 3 Организационная структура управления

При линейной структуре  во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель – единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали, которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление. Данная структура используется в том числе и в Японии.

Эта структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет  один канал связи (по вертикали), каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена. Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей не много. Следовательно, ЗАО «ABC Promo Group» имеет подходящую организационную структуру, за исключением, пожалуй, того, что, стремясь достигнуть своей цели, предприятие заметно растет и скоро у директора возникнет недостаток времени и энергии курировать все вопросы.

Штатное расписание фирмы  представлено в следующей таблице.

№ п/п

Должность

Количество, чел

1

Директор

1

2

Секретарь

1

3

Бухгалтер

1

4

Начальник отдела продаж

1

5

Начальник производственного  участка

1

6

Начальник отдела дизайна

1

7

Менеджер по продажам

5

8

Сборщик

6

9

Проектировщик

5

10

Системный администратор

1

11

Уборщица

1


Таблица 3 Штатное расписание

Анализируемое предприятие ЗАО «ABC Promo Group», для достижения своих целей использует активную кадровую политику. Фирма «ABC Promo Group» ведет стратегию усиления позиции на рынке. То есть исследуемое предприятие делает все, чтобы с данным продуктом – рекламными щитами – на данном рынке завоевать лучшие позиции.

Вывод: персонал организации имеет большие возможности  своего развития и на настоящий момент способен выполнить любую возложенную  на него задачу. Укомплектованность кадрами  – полная.

 

 

2.3 Анализ системы управления персоналом

В настоящее время  деятельность предприятия направлена на достижение одной цели – получить максимальную прибыль и сохранить лучшие кадры, что характерно для Японии. Результаты работы на отдельных направлениях сплачивают коллектив, способствуют повышению эффективности работы и объединяют личные цели сотрудников с целями организации. Намечается изменение культуры задачи, так как - это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей. Культура задачи хорошо адаптируется в новых рыночных условиях и широко используется в Японии.

Возможность специалистов получать вознаграждение по результату и объединение личных и групповых  целей хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и  адаптации, с индивидуальной свободой и с низким различием статуса.

На рабочих местах формируется мировоззрение единой команды: возникающие неформальные группы не разрушаются, если они не наносят реального ущерба целям организации. Данная характеристика характерна для японского управления.

Практически каждый на анализируемом  предприятии имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Работнику предоставляется максимально возможная степень самоконтроля. Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.

Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностями фирмы в этом сотруднике. При четкой организации  мероприятий физическое присутствие  руководителя на фирме вообще не обязательно. Доверие к подчиненным на анализируемом предприятии является непреложным законом. С другой стороны, осуществляется непосредственное участие сотрудника в решении тех проблем, которые без участия именно этого работника будут решаться дольше или будут решены заведомо менее удачно - например, освоение нового рынка сбыта. Потребность фирмы в сотруднике определяется такими его качествами, как быстрота реакции, сообразительность и инициатива. При возникновении непредвиденной ситуации такого сотрудника просят вернутся на фирму для участия в решении проблемы. Это является одной из черт японской системы управления.

Таким образом, на фирме  используется концепция «человеческого потенциала» свойственная японским фирмам.

Набор и отбор кадров

План по трудовым ресурсам разрабатывается с целью произвести расчеты относительно числа служащих, которые потребуются организации, и профессиональной структуры, которая будет необходима в данный период.

К средствам внешнего набора на анализируемом предприятии  относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах.

Тем не менее, ЗАО «ABC Promo Group» предпочитает проводить отбор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.

Отбор кадров – на этом этапе при управлении планированием  кадров руководство: начальники отделов и участка, отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирается человек, имеющий наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (проектировщик, сборщик), то наиболее важное значение, имеют образование и предшествующая деятельность в данной сфере. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. Как в Японии.

В связи с постоянно  изменяющимися вкусами, потребностями  людей и появлением новых технологий от руководителей ЗАО «ABC Promo Group» потребовалась перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде сформулированы так:

  1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
  2. Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.
  3. Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции
  4. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
  5. Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.
  6. Функциональное управление.

Качество на анализируемом  предприятии закладывается на каждом этапе, в каждом процессе и тем  самым фирма добивается полностью  бездефектного производства. Это  достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.

Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу. Черта японского управления.

Комплексное управление качеством дает возможность отделу продаж и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем, чтобы выпускаемая продукция  последовательно удовлетворяла  их запросам.

Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством на ЗАО «ABC Promo Group».

Обучение персонала

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и  наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и проводится как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. На нашем предприятии эту функцию выполняет заместитель начальника производственного участка. Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося: сборщика и проектировщика. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями. Как правило перемещаются две категории работников фирмы: сборщики и проектировщики, кроме этого была неоднократно применена

Кроме инструктажа  и ротации кадров на анализируемом предприятии широко используют так называемое обучение вне рабочего места, которое заключается в чтении лекций, проведении мини-семинаров, направляющих сотрудников фирмы при самостоятельном обучении.

Информация о работе Японская модель менеджмента