Японская, американская и западноевропейская модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:20, доклад

Описание работы

В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда.

Работа содержит 1 файл

Японская, американская и западноевропейская модели менеджмента.docx

— 70.06 Кб (Скачать)
  • соблюдение принципа единогласия в принятии решений;
  • отсутствие четких должностных инструкций, определяющих круг обязанностей работника; предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться и они обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции;
  • использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;
  • постоянное совершенствование искусства управления, в том числе качеством продукции, эффективностью маркетинговой деятельности; контроля за ходом производственного процесса.

Японцы переносят свой стиль  управления и на дочерние компании зарубежных ТНК. базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций «ИБМ», «Ксерокс» используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции. Это обеспечивается тем, что японские специалисты по управлению свободно владеют английским языком, знают, как использовать японский стиль управления и отличаются высокой компетентностью. Японцы, управляющие филиалами, переносят туда технологический опыт из американской материнской компании. Они регулярно командируются в материнскую компанию для прохождения переподготовки. В особенности это касается высших управляющих, которые в большинстве случаев – японцы. Численность американских представителей в Советах директоров незначительна, что обусловлено трудностями освоения японских методов управления в и овладения японским языком. Для многих стран именно японская, а не американская система организации управления стала эталоном.

 

Особенности системы стратегического  управления в фирмах США, Японии и  Финляндии.

 

Стратегическое  управление в фирмах США

В 60-е годы главным объектом стратегии  была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение  обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. К 80-м годам стратегическое управление превратилось в основу стратегического  планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных  областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько  от их результативности в перспективе.

В крупных компаниях США для  разработки и реализации стратегии  создана структура, не совпадающая  с организационной структурой фирмы  – система стратегических центров  хозяйствования (СЦХ). Главный критерий образования СЦХ – эффективность развития по данному направлению; эффективное использование технологии; высокий уровень рентабельности. Сейчас в крупных американских фирмах насчитывается от 30 до 50 СЦХ. Они могут создаваться на разных уровнях управления, включая подотрасли, группы производств или производство отдельных товаров. Все они имеют равный статус в системе стратегического управления независимо от масштабов деятельности фирмы.

В разработке стратегии американские корпорации перешли от методов экстраполяции  к моделированию.

Используются следующие модели стратегического развития:

    • финансовая
    • управления сбытом
    • производственная
    • распределения капиталовложений

Модели разрабатываются для  каждого производственного отделения  или СЦХ, а затем объединяются в единую модель корпорации. Модели используются для оценки стратегического  развития производственных отделений  на 5 – 10 лет вперед.

Стратегическое  управление в фирмах Японии.

Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного  раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно  шире.

Особое внимание в системе стратегического  управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования. Разрабатывается  следующая схема целей:

Базовые цели:

    • Объем продаж.
    • Темп роста (объема продаж или прибыли)

Прибыль:

    • Доля на рынке.
    • Структура капитала.
    • Дивиденды.
    • Цена акций.
    • Компенсация работникам (заработная плата).
    • Уровень качества продукции.
    • Базовая политика роста.
    • Базовая политика устойчивости.
    • Базовая политика извлечения прибыли.
    • Базовая политика в отношении социальной ответственности.

Цели развития дифференцируются в  зависимости от характера деятельности подконтрольных материнской компании филиалов или компаний.

На внутреннем рынке цели устанавливаются  с точки зрения материнской компании по показателям:

    • объем продаж,
    • прибыль,
    • устойчивость,
    • укрепление престижа торговой марки.
    • Для зарубежных филиалов, планируются также:
    • вклад в развитие принимающей страны,
    • доля на мировом рынке.
    • Содержание долгосрочного плана
    • может включать следующие позиции.
    • Миссия компании в целом.
    • Прогнозирование среды и анализ конкуренции.
    • Анализ сильных и слабых сторон компании.
    • Прогнозирование будущего компании при экстраполяции действующей стратегии.
    • Проблемы и возможности компании.
    • Цели и стратегии компании в целом.
    • Вертикальная интеграция.
    • Разработка нового продукта.
    • Проектирование нового рынка.
    • Зарубежная деятельность.
    • Усиление рыночной конкурентоспособности.
    • План снижения издержек.
    • Информационная система.
    • Приобретения.
    • Исследования и разработки.
    • План производства.
    • Капитальные вложения.
    • План материально-технического снабжения.
    • План по труду.
    • Обучение и развитие системы управления.
    • Ситуационные планы для неблагоприятных ситуаций.

В японских компаниях широко применяются  следующие виды стратегий:

    • продукт-рынок
    • маркетинга
    • конкуренции
    • инновации
    • зарубежного производства
    • экспорта
    • лицензионного обмена

Крупная диверсифицированная компания обычно использует одновременно различные  стратегии в зависимости от:

    1. характера продукции;
    2. объема необходимых инвестиций;
    3. величины расходов на товародвижение.

Основные принципы выбора стратегии  в японских компаниях:

Изделия, небольшие, компактные, требующие  для своего производства высокого уровня технологии – требуют ориентации на экспорт.

Изделия, небольшие по размерам, не требующие самой передовой технологии для производства требуют ориентации как на экспорт, так и на зарубежное производство.

Изделия, средние по размерам и  требующие передовой технологии, подходят для организации зарубежного  производства (электробытовые приборы  и резиновые шины). Высокий технологический  уровень их производства является залогом  их высокой конкурентоспособности. Поскольку такие товары требуют  особых условий транспортировки, расходы  на их товародвижение велики. В то же время, учитывая их широкомасштабное производство и ориентацию на внешние рынки, управлять  такими зарубежными филиалами из материнской компании несложно.

Тяжелое энергетическое оборудование (электрогенераторы) нецелесообразно  передавать для выпуска на зарубежные филиалы, поскольку оно производится на заказ и управление таким производством  на расстоянии затруднено.

Сырьевые товары более целесообразно  получать со своих подконтрольных зарубежных предприятий или разрабатывать, организуя для этого совместные предприятия.

Пищевые продукты и текстильные  изделия из-за невысокого технологического уровня производства ориентируются  в основном на внутренний рынок, однако продукты, обладающие хорошо известным  товарным знаком, могут экспортироваться, и в отдельных странах может  оказаться целесообразным создавать  производственные филиалы.

 

 

Риски японских капиталовложений за рубежом:

    • требования профсоюзов страны пребывания филиала о повышении зарплаты местным служащим;
    • производительность труда может оказаться значительно более низкой, чем запланировано;
    • качество продукции, выпускаемой филиалом, может оказаться более низким, чем продукции материнской компании;
    • риск, связанный с политическими, экономическими и конъюнктурными обстоятельствами.

Модель факторов успеха деятельности японских компаний:

    • высокий технологический уровень материнской компании, ее стратегия на развитие зарубежных операций;
    • устойчивое финансовое положение материнской компании;
    • компетентность высшего руководства в вопросах учреждения зарубежных филиалов.

Стратегия инновации предусматривает  ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии. 21% продаж успешно функционирующих японских компаний приходится на новые товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли.

Новое в управлении фирмами Финляндии.

Ориентация руководства фирмы  на достижение конечных целей получила в финских компаниях название «Управление по результатам». Цели формируются в количественных показателях (объем реализации, прибыль, рентабельность).

Применяются различные уровни оценки ключевых результатов:

оценка эффективности деятельности фирмы и уровня издержек производства. Ключевыми результатами здесь могут  быть целенаправленность, функциональная организация, производительность труда;

оценка продукции и услуг. Ключевыми  результатами могут быть уровень  обслуживания, качество продукции, количество реализованных товаров;

оценка уровня удовлетворения запросов потребителей. Задача высшего руководства  состоит в руководстве работой  по достижению намеченных результатов, что предусматривает осуществление  планирования, исполнения, контроля и  развития.

В основе планирования лежит анализ положения фирмы на данный момент. Планирование включает три вида: стратегическое, годовое, планирование графиков работы.

Стратегическое планирование: анализ сильных и слабых сторон и внешних  условий, прогноз на 10 – 15 лет и  цели на 3 – 5 лет, выбор стратегии, т.е. методов повышения конкурентоспособности  и основных путей достижения целей. Ежегодно на основе ситуационного анализа  составляется план, в котором определяются ключевые результаты и цели, а также  способ оценки достигнутых результатов. На основе разработанных целей –  бюджет времени, в котором определяется потребность в машинах и оборудовании, трудовых ресурсах, инвестициях, разрабатываются  графики работы, в которых предусматривается  использование примерно 50 – 60% рабочего времени.

Достижение каждого ключевого  результата оценивается отдельно и  проводится дважды в год как в рабочих производственных группах так и на высшем уровне управления.

 

Особенности управления развитием  предприятий в фирмах США и  Японии.

 

 

Различия в управлении производством  в фирмах США и Японии относятся  как к вопросам расширения производства, так и к вопросам повышения  эффективности производства.

Американские компании всем другим способам расширения производственных мощностей предпочитают поглощения и слияния, между тем как японские компании ориентируются преимущественно  на внутренние ресурсы и практически  не прибегают к способу приобретения чужих компаний в силу особенности  управления персоналом – групповое  поведение в принятии решений, пожизненный найм. Ввиду этого покупка-продажа фирм считается в Японии аморальной.

Японские фирмы предпочитают совместную предпринимательскую деятельность как путем создания смешанных по капиталу компаний, так и совместную деятельность по строительству предприятий на основе договора подряда. Когда в партнеры привлекается зарубежная фирма, она берет на себя обеспечение новейшей технологией, а японская фирма – производственными мощностями и системой сбыта. Когда в качестве партнеров выступают обе японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно дополнять друг друга, что обеспечивает высокую эффективность совместного производства.

Наиболее  важные особенности в управлении производством в фирмах США:

    • сокращение общего числа поставщиков; выбор и установление стабильных связей с теми, кто способен осуществлять своевременные и качественные поставки с колес;
    • установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг; партнеры, осуществляющие снабженческие функции, объединяют свои усилия в сокращении запасов, обеспечении бездефектной и своевременной поставки, сокращения издержек путем минимизации транспортных расходов;
    • в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;
    • обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие «снизу» выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменения условий;
    • менеджер, осуществляя управленческую деятельность, широко использует современные технические средства: компьютеры, факсы, сети и др.
    • в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
    • границы между различными подразделениями все более размываются благодаря сокращению времени прохождения изделия через этапы конструирования, производства и сбыта;
    • расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;
    • создание на предприятиях рабочих бригад-групп, на которые возлагается ответственность не только за объем выпуска продукции, но также за контроль качества, соблюдение техники безопасности, снабжение, диспетчирование, рационализацию производственных процессов, ремонт оборудования, обучение кадров, а иногда и подбор кадров, назначение бригадира, соблюдение дисциплины. Создание таких бригад (групп) способствовало сокращению накладных расходов и повышению производительности труда, в том числе и за счет применения новых методов оплаты труда и его стимулирования;
    • создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования, что способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников.

Информация о работе Японская, американская и западноевропейская модели менеджмента