Этика менеджмента. Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Социальная ответственность и этика предпринимательства в современном представлении предполагает, что задачей предприятия является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей более эффективными и более продуктивными, чем конкуренты способами, при непременном сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.
Цель данной работы – знакомство с социальной ответственностью и этикой менеджмента.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Этика и социальная ответственность: основные понятия............................5
1.1 Факторы социально-этических аспектов деятельности организаций......5
1.2 Этика и управленческие решения.............................................................7
2. Роль бизнеса в обществе................................................................................10
2.1 Аргументы социальной ответственности.................................................11
2.2 Фундаментальные принципы бизнеса......................................................12
Заключение.....................................................................................................19
Список литературы.......................................................

Работа содержит 1 файл

реферат по менедженту.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

ее  деятельность, а также вносить  определенный  позитивный  вклад  в  решение социальных проблем в целом.

       Вначале ХХ века некоторые  руководители бизнеса выражали  уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким  образом,  чтобы общество оказывалось в  выигрыше.  Занимавшийся  производством  стали  Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 мил. долл. в социальные программы и  построил более    2000    публичных     библиотек.     Доктрина     капиталистической благотворительности,  согласно   которой   прибыльные   организации   должны жертвовать часть прибыли во  благо  общества,  была  рассмотрена  Карнеги  в работе «Евангелие процветания», опубликованной в 1900 г.

       Противоположные по своему  характеру   выводы  из  того,  что  следует

понимать  под концепцией  социальной  ответственности,  порождены  спорами о целях организации. С одной стороны, есть люди,  рассматривающие  организацию как экономическую целостность, обязанную заботится только  об  эффективности использования  своих  ресурсов.   Поступая,   таким   образом,   организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг,  необходимых для общества со  свободной  рыночной  экономикой,  обеспечивая  одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

       С другой стороны, есть мнение,  согласно  которому  организация-  это

нечто большее, чем экономическая  целостность.  Согласно  этой  точке  зрения организация  является  сложной  частью  окружения,   включающего   множество составляющих, от которых зависит самое существование  организации.  К  таким оставляющим относятся местные  общины,  потребители,  поставщики,  средства информации, группы общественного давления, союзы или  объединения,  а  также работники и держатели  акций. 

  Согласно этой точки  зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором  функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не  нарушения закона. Организации  должны,  поэтому  направлять  часть  своих  ресурсов  и усилий по социальным каналам.

       Социальная ответственность, в  отличие от  юридической,  подразумевает

определенный  уровень  добровольного  отклика  на  социальные  проблемы   со стороны организации.

       Споры о роли бизнеса в обществе  породили многочисленные аргументы   за и против социальной ответственности.

2.1 Аргументы социальной ответственности

 

Аргументы в пользу социальной ответственности

 

1. Благоприятные для   бизнеса  долгосрочные  перспективы.  Социальные действия  предприятий,  улучшающие  жизнь  местного  общества  или устраняющие необходимость  государственного  регулирования,  могут быть  в  собственных   интересах   предприятий   в   силу   выгод, обеспечиваемых  участием  в  жизни  общества.  В  обществе   более благополучном с социальной точки зрения  благоприятнее условия и для деятельности бизнеса.  Кроме  того,  даже  если  краткосрочные издержки в связи с социальным  действием  высоки,  в  долгосрочной перспективе  они  могут   стимулировать   прибыль,   поскольку   у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется  более

    привлекательный образ предприятия.

  2. Изменение потребностей и  ожиданий  широкой  публики.  Связанные  с бизнесом социальные  ожидания радикально изменились  с  60-х  годов.   Чтобы сузить  разрыв между новыми ожиданиями  и  реальным  отклико предприятий,  их  вовлеченность в решение   социальных   проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

  3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.  Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы  передавать  их  часть на  социальные нужды.

4.  Моральное  обязательство   вести  себя   социально   ответственно. Предприятие является  членом общества, поэтому нормы   морали  также должны   управлять   его    поведением.    Предприятие,    подобно индивидуальным  членам  общества,  должно  действовать   социально- ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того,  поскольку законы  не  могут  охватить  все случаи  жизни,  предприятия должны  исходить  из   ответственного поведения,   чтобы   поддерживать    общество,    основанное    на упорядоченности и законности.

 

  Аргументы против социальной  ответственности

 

     1. Нарушение принципа  максимизации прибыли. Направление  части ресурсов на социальные  нужды снижает влияние принципа  максимизации  прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей  мере  социально  ответственно, сосредоточиваясь  только  на  экономических  интересах  и  оставляя социальные  проблемы   государственным   учреждениям   и   службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

     2. Расходы на  социальную  вовлеченность.  Средства,  направляемые  на  социальные  нужды, являются для предприятия  издержками.  В  конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей  в  виде  повышения цен. Кроме  того,  фирмы,  участвующие  в  конкурентной  борьбе  на международных рынках с  фирмами  других  стран,  которые  не  несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате  снижается  их  сбыт  на  международных рынках, что ведет к ухудшению платежного  баланса  США  во  внешней торговле.

   3.  Недостаточный уровень отчетности  широкой   публике.   Поскольку управляющих не  выбирают,  они не  являются  подотчетными  широкой публике.  Рыночная  система   хорошо   контролирует   экономические показатели предприятий и плохо – их  социальную  вовлеченность.  До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

   4. Недостаток умения разрешать социальные  проблемы.  Персонал     любого предприятия  лучше  всего  подготовлен  к  деятельности  в   сферах

экономики, рынка и техники. Он  лишен  опыта,  позволяющего  делать  значимые  вклады   в   решение   проблем   социального   характера. Совершенствованию  общества  должны   способствовать   специалиста, работающие  в   соответствующих   государственных   учреждениях   и благотворительных организациях.

2.3 Фундаментальные принципы бизнеса

 

Деловые взаимоотношения бизнес-организации  с внешними сторонами строятся на некоторых общих принципах. Многие из этих принципов сформулированы в  ряде международных документов, одним  из которых является Декларация Ко "Принципы бизнеса", принятая в  1994 г. в швейцарском городе Ко [9]. Инициаторами принятия Декларации выступили руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Европы и Японии. В Декларации предпринята попытка объединить существующие и признаваемые справедливыми в западной и восточной деловых культурах принципы бизнеса. Структурирование классификационных групп социально-этических принципов бизнеса показано на схеме, построенной автором, исходя из положений Декларации Ко.

Фундаментальными  принципами бизнеса являются ответственность  за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого  достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

К числу  главных принципов бизнеса относятся:

  • ответственность бизнеса: от блага акционеров - к благу его ключевых партнеров;
  • экономическое и социальное влияние бизнеса: стремление к прогрессу, справедливости и мировому сотрудничеству;
  • этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • уважение правовых норм;
  • поддержка многосторонних торговых отношений;
  • забота об окружающей среде.

Представляется, что главные принципы особенно значимы  для современной России, экономика  которой находится в переходном периоде, когда происходит серьезная  трансформация экономических институтов и когда бизнес далеко не всеми  и не всегда воспринимается как общественно-полезная деятельность, создающая ценности для всех заинтересованных сторон.

Ключевые  принципы бизнеса определяют характер взаимоотношений организации с  потребителями, акционерами (инвесторами), поставщиками и конкурентами. Отметим  ключевые принципы, касающиеся взаимоотношений  организации с потребителями:

  • обеспечение потребителей товарами и услугами в соответствии с их требованиями;
  • обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей;
  • гарантирование того, что предложенные товары и услуги будут безопасны для потребителей и окружающей среды;
  • гарантирование уважения потребителей (не допускается ущемление их человеческого достоинства в предлагаемых товарах и услугах, маркетинге и рекламе), а также учета культурных традиций потребителей.

Международные этические принципы бизнеса стали "идеологической базой" для формулирования такого понятия, как "социальная ответственность  организации" (или "корпоративная  социальная ответственность"). Консультативная  группа Международной организации  по стандартизации (ИСО) определила это  понятие как "сбалансированный подход, позволяющий организациям решать экономические, социальные и экологические проблемы с пользой для персонала, местного населения и общества в целом" [10]. На стокгольмской конференции  ИСО под девизом "Социальная ответственность  касается всех нас" (июнь 2004 г.) в дополнение к стандарту SA 8000 было принято решение начать разработку стандарта по социальной ответственности2. Рекомендации этого стандарта должны быть доступны для понимания и применения даже неспециалистами.

В отличие  от юридической ответственности  организаций, регулируемой конкретными  государственными законами и нормами (вспомним, например, закон РФ "О  защите прав потребителей", Гражданский  и Трудовой кодексы РФ) и определяющей, что может, а чего не должна делать организация, ее социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества. Сегодня принято считать, что каждая бизнес-организация, добиваясь высоких экономических результатов своей деловой активностью, обязана вносить позитивный вклад в решение социальных проблем общества, что, как правило, определяется миссией организации. Исходя из этого, организация наряду с экономическими целями, должна ставить перед собой и социальные цели. Как утверждает П. Друкер, бизнес, который не получает прибыли, равной, по крайней мере, его капитальным затратам, безответствен: он растрачивает ресурсы общества. Но экономические результаты не единственная ответственность бизнеса [11]. Наряду с экономической ответственностью П. Друкер имеет в виду и социальную.

На разных этапах развития бизнес-организации  ее социальная ответственность выражается по-разному. На этапе начального становления, когда организация вынуждена  решать такие задачи, как выживание  и адаптация к изменяющимся внешним  условиям, ее социальная ответственность  сводится, прежде всего, к сохранению рабочих мест. С наступлением более  благоприятного с позиций экономики  периода развития у организации  появляется возможность повысить свою социальную ответственность путем  вложения части средств в социальные программы, учитывающие потребности  и ожидания различных общественных групп как внутри организации, так  и за ее пределами.

И несмотря на то что социальная ответственность  связана с дополнительными расходами, ведением открытой и прозрачной публичной  отчетности (например, в соответствии с требованиями международного стандарта  АА 1000) и иных усложнений деятельности, быть социально ответственной организацией по большому счету выгодно. Придерживаясь  политики социальной ответственности, организация получает определенные преимущества: формируется ее более  привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к организации  со стороны широкого круга заинтересованных лиц, уменьшаются риски инвестирования в организацию, появляется возможность получать выгодные заказы, добиваться снижения местных налогов и др. И поскольку уже бизнес-организация вынуждена вовлекаться в разнообразные социальные проекты, то было бы правильно не просто рассматривать их как потерю, а попытаться включить в стратегию развития организации. Демонстрация организацией явной приверженности социальной политике снимает с нее подозрение в том, что она может действовать безнравственно или тем более - злонамеренно. Но следует иметь в виду, что чем выше социальная ответственность организации, тем заметнее ее влияние на общество, и тем большего общество ожидает от организации. Однако это не должно сдерживать организацию в ее приверженности социальной политике.

Повышение социальной ответственности организации, равно как и соблюдение других этических принципов бизнеса, неизбежно  ставит вопрос о соотношении личных (индивидуальных) и общественных интересов. И хотя любая деятельность бизнес-организации  фактически реализуется отдельными личностями, интересы (ценности, цели, мотивы) этих личностей не всегда совпадают  с общественными. Баланс личных и  общественных интересов может быть представлен в виде модели (рисунок), которую можно условно назвать  моделью этического равновесия. Обеспечение  этического равновесия, не допускающего конфликтов интересов, является заботой  менеджеров организации и, прежде всего, ее высшего руководства, ответственного за формирование социальной этики организации.

Информация о работе Этика менеджмента. Социальная ответственность бизнеса