Анализ внешней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из данной работы можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть факторы и субъекты внешней среды, их влияние на работу организации

2.. Охарактеризовать методы анализа внешней среды

3. Исследовать анализ микро и макроокружений ОАО «Сибирьтелеком»

Цель работы: проанализировать анализ внутренней среды организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты управления внешней средой организации

1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации……………...5

1.2 Факторы и субъекты внешней среды и их влияние на работу организации………………………………………………………………………..8

Глава 2. Методы анализа внешней среды организации

2.1. PEST - анализ ……………………………………………………….............12

2.2. SWOT- анализ ………………………………………………………………17

2.3. SNW - анализ ………………………………………………………..............19

2.4. Профиль среды ……………………………………………………………..20

Глава 3. Анализ предприятия ОАО «Сибирьтелеком»

3.1 Общие сведения об ОАО «Сибирьтелеком»……………………………….22

3.2 Анализ микро и макро окружений………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

3) Капитал.  Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие её облигации. Как правило, чем лучше дела у организации, тем выше её возможности договорится с поставщиками на благоприятных условиях, и получить нужный обмен средств. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование.

4) Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, то есть для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, всё перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

5) Законы  и государственные органы. Каждая  организация имеет определённый  правовой статус, являясь единоличным  владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

6) Потребители.  Многие принимают точку зрения  известного специалиста по управлению  Питера Ф. Друкера, согласно  которой подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Изучая  потребителя, фирма уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.

7) Конкуренты. Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно  оспаривать. Изучение конкурентов,  то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

8) Технология. Анализ технологической компоненты  позволяет своевременно увидеть  те возможности, которые развитие  науки и техники открывает  для производства новой продукции,  для усовершенствования производимой  продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения.

9) Состояние  экономики. Состояние экономики  влияет на стоимость всех вводимых  ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги.

10) Социокультурные  факторы. Любая организация функционирует,  по меньшей мере, в одной культурной  среде. Поэтому социокультурные  факторы, в числе которых преобладают  установки, жизненные ценности  и традиции, влияют на организацию.

11) Политические  факторы. Некоторые аспекты политической  обстановки представляют для  руководителей особое значение. Один из них - настроение администрации,  законодательных органов и судов  в отношении бизнеса. 

Другой  элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Некоторые лоббистские группы выражают интересы и ценности не организаций, а объединение людей. 

Таким образом, прогнозирование внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Основными целями анализа факторов внешней среды организации являются предвидение потенциальных угроз со стороны внешней среды и выявление новых возможностей для организации, которые она открывает. 
 
 
 
 

Глава 2. Методы анализа  внешней среды

2.1 SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п [9, c.97].

Рыночные  возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п [4, c.45].

Шаг 1. Определение  сильных и слабых сторон предприятия [22, c.126].

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
  2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

Для оценки предприятия можно воспользоваться  следующими параметрами [11, c.432]:

  • Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
  • Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
  • Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
  • Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
  • Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Таблица 1

Пример  определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

 
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны  
1.Организация Высокий уровень  квалификации руководящих сотрудников  предприятия Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия  
2. Производство Высокое качество выпускаемых товаров

Проверенный и надежный поставщик комплектующих

Высокая степень  износа оборудования -- до 80% по отдельным  группам 

Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов 

 
3. и т.д.      
       

Из всего  списка сильных и слабых сторон предприятия  необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа.

Шаг 2. Определение  рыночных возможностей и угроз

Второй шаг SWOT-анализа - это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

Таблица 2

Пример  определения рыночных возможностей и угроз

 
Параметры оценки Возможности Угрозы  
1. Конкуренция Повысились  барьеры входа на рынок: с этого  года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности В этом году ожидается  выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента  
2. Сбыт На рынке  появилась новая розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков С этого года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам  тендера   
3. и  т.д. …      
       

Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа 

В заполненной  матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.

Шаг 3. Сопоставление  сильных и слабых сторон предприятия  с возможностями и угрозами рынка

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными  возможностями и угрозами позволяет  ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса [6, c.56]:

  1. Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
  2. Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
  3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа

 
  Возможности

1. Появление  новой розничной сети 
2. и т.д.

УГРОЗЫ

1.Появление  крупного конкурента 
2. и т.д.

 
Сильные стороны

1.Высокое  качество продукции 
2

3. и  т.д.

1.Как воспользоваться  возможностями 
Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции
2.За счет  чего можно снизить угрозы 
Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции
 
Слабые  стороны

1.Высокая  себестоимость продукции 
2. 
3. и т.д.

3.Что может  помешать воспользоваться возможностями 
Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов
4.Самые большие  опасности для фирмы 
Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам
 
       

Информация о работе Анализ внешней среды