Анализ внешней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из данной работы можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть факторы и субъекты внешней среды, их влияние на работу организации

2.. Охарактеризовать методы анализа внешней среды

3. Исследовать анализ микро и макроокружений ОАО «Сибирьтелеком»

Цель работы: проанализировать анализ внутренней среды организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты управления внешней средой организации

1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации……………...5

1.2 Факторы и субъекты внешней среды и их влияние на работу организации………………………………………………………………………..8

Глава 2. Методы анализа внешней среды организации

2.1. PEST - анализ ……………………………………………………….............12

2.2. SWOT- анализ ………………………………………………………………17

2.3. SNW - анализ ………………………………………………………..............19

2.4. Профиль среды ……………………………………………………………..20

Глава 3. Анализ предприятия ОАО «Сибирьтелеком»

3.1 Общие сведения об ОАО «Сибирьтелеком»……………………………….22

3.2 Анализ микро и макро окружений………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 

Кафедра общего менеджмента 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

Тема: «Анализ  внешней среды» 
 
 
 

Автор курсовой работы:

Группа

Научный руководитель: к.э.н., доцент Демьянова О. В. 
 
 
 
 
 
 
 

Казань, 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты управления внешней средой организации

1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации……………...5

1.2 Факторы и субъекты внешней среды и их влияние на работу организации………………………………………………………………………..8

Глава 2. Методы анализа внешней среды  организации

2.1. PEST - анализ ……………………………………………………….............12

2.2. SWOT- анализ ………………………………………………………………17

2.3. SNW - анализ ………………………………………………………..............19

2.4. Профиль среды ……………………………………………………………..20

Глава 3. Анализ предприятия  ОАО «Сибирьтелеком»

3.1 Общие  сведения об ОАО «Сибирьтелеком»……………………………….22

3.2 Анализ  микро и макро окружений………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы…………………………………………...30 
 
 

Введение

Актуальность: современная  внешняя  среда предприятий  характеризуется   чрезвычайно   высокой   степенью   сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям  во внешней   среде   –   основное   условие   в   бизнесе   и   других   сферах жизнедеятельности. Более того, во  все  возрастающем  числе  случаев  –  это условие  выживания  и  развития.  Организации  должны,  с   одной   стороны, постоянно  осознавать  новый  характер  изменений  в  окружающей   среде   и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо  иметь  в  виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская  новые, например, виды товаров и услуг,  используя  новые  виды  сырья,  материалов, энергии, оборудования, технологий.

       Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое  действие всех без исключения организаций возможно только в  том  случае,  если  среда допускает  его  осуществление.   Внутренняя   среда   организации   является источником  ее  жизненной силы,  а  внешняя  среда  –  источник,   питающий организацию  ресурсами,  необходимыми   для   поддержания   ее   внутреннего потенциала на должном уровне.

  Для  того чтобы определить стратегию  поведения организации и  провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление  о внешней  среде,  тенденциях  ее  развития  и   месте,   занимаемом   в   ней организацией. При  этом  внешнее  окружение,  наряду  с  внутренней  средой, изучается стратегическим  управлением  в  первую  очередь  для  того,  чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна  учитывать при определении своих целей и задач,  при  их  достижении,  а  также  для  более эффективного использования своего потенциала.

Исходя  из данной работы можно выделить следующие  задачи:

1. Рассмотреть  факторы и субъекты внешней среды, их влияние на работу организации

2.. Охарактеризовать методы анализа внешней среды

3. Исследовать  анализ микро и макроокружений  ОАО «Сибирьтелеком»

Цель  работы: проанализировать анализ внутренней среды организации.

Разработанностью  данной темы занимались такие авторы как: Акулич И.Л., Веснин В.Р., Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Котлер Ф., Мескон М., Фатхутдинов Р. А. и др.

Структура работы отражена в оглавлении, она  состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты управления внешней средой организации

1.1 Понятия и основные  элементы внешней  среды организации

Внешняя среда - окружение, охватывающее большое  количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие  элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники  трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики [14. с.208]:

1) Взаимосвязанность  факторов - это уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы  (пример: изменение цены на нефть  приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности; 2) Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

3) Подвижность  среды - это скорость, с которой  происходят изменения в окружающей  среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность  внешней среды - относительное  количество информации о среде  и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз  курса доллара).

Среда прямого воздействия внешней среды - это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к  элементам прямого воздействия  внешней среды организации относятся [14, c.250]:

1) Поставщики  осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

2) Законы  и государственные органы влияют  на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Деятельность  организации подпадает под множество  правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы: она имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других.

3) Потребители.  Существование организации зависит  от её способности находить  потребителя результатов её деятельности  и удовлетворять его запросы. 

4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся [7, c.342]:

1) Технология (как состояние научно-технического  прогресса) в качестве внешнего  фактора отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

2) Состояние  экономики. Менеджер должен также  уметь оценивать то, как скажутся  на операциях организации общие  изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

3) Социально-культурные  факторы. Любая организация функционирует,  по меньшей мере, в одной культурной  среде. Поэтому социально-культурные  факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое - влияют на организацию непосредственно.

4) Политические  факторы - настроение администрации,  законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих  рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как  политическая стабильность.

5) Отношения  с местным населением. Имеет преобладающее  значение местной общественности  для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. 6) Международное окружение. В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.  

1.2 Факторы и субъекты  внешней среды, и их влияние на работу организации

При рассмотрении внешнего окружения на организацию  важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время  связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности  и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия различна и в её основу могут быть положены различные  принципы. Но в менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. К ним относятся такие, как: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, технология, состояние экономики, социокультурные, политические факторы и отношение с местным населением [17, c.115].

1) Поставщики. С точки зрения системного  подхода организация - это механизм  преобразования входов и выходов.  Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия,  капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию и успешность деятельности организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

2) Материалы.  Некоторые организации зависят  от непрерывного притока материалов. Примеры: машиностроительные фирмы; фирмы, распространяющие товары (дистрибьюторы); и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может создать большие трудности для таких организаций.

Информация о работе Анализ внешней среды