Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;

- выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;

- определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов

на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5

1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5

1.2 Источники и виды финансовых ресурсов на макроуровне ….……… 9

1.3 Система национальных счетов …………………………….………….. 12

2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне …………...…….. 18

2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России .... 18

2.2 Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне .. 25

Заключение ………………………………………………………….…………... 29

Список использованной литературы …………………………………………. 32

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.17 Кб (Скачать)

     1.2 Источники и виды  финансовых ресурсов  на макроуровне  

     Субъекты  финансовых ресурсов: макроуровень (государство), микроуровень (хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства).

     Объекты финансовых ресурсов – финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды:

     - макроуровень: централизованные финансовые ресурсы (доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов);

     - микроуровень: децентрализованные финансовые ресурсы (для хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизационные фонды и т.д.; для домашних хозяйств – фонд для отдыха, питания, оплаты коммунальных платежей).

     Состав  финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом обобщен и систематизирован в таблице 1.

Таблица 1 – Состав финансовых ресурсов

     
Вид финансовых ресурсов Состав  финансовых ресурсов
уровень подуровень форма финансовых ресурсов
собственные финансовые ресурсы макро- государство доход от сдачи  в аренду государственного и муниципального имущества; от продажи этого имущества; доходы от деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий
микро- хозяйствующий субъект уставный капитал, прибыль, амортизация
домашнее  хозяйство заработная  плата, доходы от продажи личного имущества
финансовые  ресурсы, мобилизованные на рынке макро- государство эмиссия ценных бумаг и бумажных денег, государственный кредит
микро- хозяйствующий субъект продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит
домашнее  хозяйство
полученные  в порядке перераспределения  финансовые ресурсы макро- государство налоги, сборы, платежи
микро- хозяйствующий субъект проценты  и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; страховые возмещения и т.д.
домашнее  хозяйство
 

     Структура финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне определяется источниками их формирования. Источниками финансовых ресурсов на макроуровне служат:

     - ВВП (первая группа финансовых источников);

     - доходы от внешнеэкономической деятельности;

     - национальное богатство; 

     - привлеченные (заемные) ресурсы.

     На  общегосударственном уровне основными  источниками формирования финансовых ресурсов являются:

     - национальный доход – макроэкономический  показатель, характеризующий вновь созданную (за год) в отраслях материального производства стоимость (без учета вклада непроизводительной сферы в создание новой стоимости).

     На  основе распределения и перераспределения  национального дохода создаются  централизованные фонды денежных средств, являющиеся частью финансовых ресурсов. Часть национального дохода формируется  и остается в распоряжении предприятий, т.е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые  используются на затраты производства на предприятиях.

     Также основными источниками поступления  финансовых ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

     В редких случаях от иностранных государств поступает их национальное богатство  в виде репарационных платежей, дарений, контрибуций, реституций, возвращения  украденных и вывезенных ценностей  и др.

     Кроме того, централизованные финансовые ресурсы  формируются за счет части национального  богатства, путем разработки месторождений, продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов и излишков материальных ценностей.

     Возможно  также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств  других государств (внешних государственных  кредитов и заимствований).

     Кроме указанных важными источниками  формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.

     Незначительная  часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений  от населения (налогов, сборов, доходов  от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

     Использование финансовых ресурсов на государственном  уровне осуществляется в фондовой форме – бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды целевого назначения (пенсионный фонд, фонд социального страхования, дорожные фонды, фонд занятости населения).

     Величина  и структура источников формирования финансовых ресурсов в масштабах  страны определяют возможности: расширенного воспроизводства народного хозяйства  страны, повышения уровня жизни членов общества, роста доходов государственного бюджета.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются национальный доход и доходы от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации.

     Частично  финансовые ресурсы могут формироваться  за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот.

     Возможно  также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств  других государств. 
 

     1.3 Система национальных счетов и ее показатели  

     Система национальных счетов (СНС) – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики.

     СНС концептуально гармонизирована с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.

     Методологической основой  СНС России является «Система национальных счетов, 1993», разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом,  Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным  банком.

     Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.

     Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

     Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

     Система национальных счетов  России в настоящее время включает в себя следующие счета:

     - счет товаров и услуг;

     - счет производства;

     - счет образования доходов;

     - счет распределения первичных доходов;

     - счет вторичного распределения доходов;

     - счет использования располагаемого дохода;

     - счет операций с капиталом.

     Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

     В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП).

     Разница между ВНП и ВВП состоит  в следующем:

     - ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

     - ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий.

     Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

     Главное требование при расчете показателей  ВВП и ВНП – это чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз.

     Конечная  продукция – это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция – это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

     Если  суммировать произведенные в  стране товары и услуги во всех отраслях экономики, то неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем произведенного валового продукта. Следовательно, для исключения многократного повторного счета ВВП и ВНП должны выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

     ВВП может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства – производственным, методом использования доходов и методом формирования  ВВП по источникам доходов.

     ВВП при расчете производственным методом  представляет собой сумму валовой  добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах и чистых налогов на продукты.

     ВВП, рассчитанный методом использования  доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

     ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов можно оценить на основе статистической информации, полученной от респондентов, часть из них исчисляется балансовым методом.

Информация о работе Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне