Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;

- выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;

- определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов

на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5

1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5

1.2 Источники и виды финансовых ресурсов на макроуровне ….……… 9

1.3 Система национальных счетов …………………………….………….. 12

2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне …………...…….. 18

2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России .... 18

2.2 Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне .. 25

Заключение ………………………………………………………….…………... 29

Список использованной литературы …………………………………………. 32

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.17 Кб (Скачать)

Содержание 

   Введение …………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические  основы функционирования финансовых  ресурсов 

   на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5

     1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5

     1.2 Источники и виды финансовых  ресурсов на макроуровне ….……… 9

     1.3 Система национальных счетов  …………………………….………….. 12

2 Анализ  и динамика финансовых ресурсов  на макроуровне …………...…….. 18

     2.1Динамика  и структура финансовых ресурсов  в экономике России .... 18

     2.2 Перспективы оптимизации финансовых  ресурсов на макроуровне .. 25

  Заключение ………………………………………………………….…………... 29

  Список использованной литературы …………………………………………. 32

  Приложение А Расчет объема и структуры ВВП России по доходам

                           за 2005-2009 гг. ………………………………………………... 33

  Приложение Б Расчет ВВП России по расходам за 2005-2009 гг. …………. 35 
 

 

     

Введение 

     Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

     Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

     Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

     Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и  возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

     В условиях же экономического кризиса, спада  производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежат состоянию реальной сферы производства.

     Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.

     Задачи  работы:

     - рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;

     - выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;

     - определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.

     Объектом  исследования курсовой работы являются обобщенные данные Федеральной службой государственной статистики в части формирования и распределения валового внутреннего продукта (ВВП).

     Предметом исследования методы анализа структуры  и динамики основных макроэкономических показателей.  

 

     

1 Теоретические основы  функционирования  финансовых ресурсов  на макроуровне 

     1.1 Понятие финансовых  ресурсов на макроуровне  

     Финансовые  ресурсы – это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

     По  своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны.

     Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

     Хотя  финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительствами финансовой политики.

     Финансы – это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

     Социально-экономическая  сущность финансовых отношений состоит  в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства.

     В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В XIX веке, в условиях жестокой производственной эксплуатации широкие народные массы несли основное бремя финансовой эксплуатации.

     Гигантское  развитие производственных сил в XX веке, особенно во второй ее половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловлено существованием изменения в сфере государственных финансов – значительная часть мобилизируемых средств стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего, это крупная доля средств, направленных на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

     Однако  рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов по накоплению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.

     Характер  перераспределительных процессов  во многом определяется уровнем милитаризации  экономики. В странах с высокими военными расходами социальные расходы выше.

     В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.

     Финансовые  ресурсы выступают материальными  носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средств населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

     Потенциально  финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая  стоимость и осуществляется перенос  старой. Но именно потенциально, поскольку  рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

     Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  не фондовая форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

     Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы (представляющие макроуровень), поскольку именно в этой сфере  формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть  этих ресурсов перераспределяется в  соответствии с нормами финансового  права и доходы бюджетов всех уровней  и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств  в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

     Централизованные  финансы представлены бюджетной  системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

     В Бюджетном кодексе РФ бюджетная  система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

     В качестве самостоятельного звена в  системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

     Государственные муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств. Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и иностранных государств.

Информация о работе Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне