Американская модель социальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Рыночная, а со временем "социальная рыночная экономика" Соединенных Штатов, несомненно, имеет свои особенности. Ани патриархальные, ни феодальные, ни кастой, ни любые другие узы не сдерживало развитие рыночных отношений на американском континенте. Наиболее ловкие и отчаянные европейские переселенцы привнесли сюда предпринимательскую хватку и инициативу. Отсутствие устоявшихся традиций и наслоений социального характера способствовали становлению "рыночной системе" в классическом виде. Главные ее признаки - частная собственность, предпринимательство в различных его формах, различные виды конкуренции, разнообразие и багатобарвнисть рынков. По мере становления "дикого капитализма" он облагороджуеться правовыми основами хозяйственной деятельности, растет экономическая и политическая роль государства, вырабатываются и утверждаются демократические основы общества, а вместе с ними и соответствующие социальные и юридические институты. Многочисленные выходцы из разных стран и континентов со своей неповторимой и разнообразной культурой, традициями, цветом кожи, языке и говор, вероисповеданию и религиозными взглядами через "американский плавильных котел" образуют принципиально новое сообщество - американский народ. Рассмотрение этого чрезвычайно сложного процесса - дело многочисленных специалистов и специалистов - етнологив, антропологов, психологов.

Работа содержит 1 файл

Американская модель социальной экономики.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

Это привело  к очень большой роли государства  в Швеции в распределении, потреблении  и перераспределении национального  дохода через налоги и государст-венные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм

Немецкая  модель менеджмента

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента  относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать  выдающегося ученого, социолога  и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер  был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту  и бизнесу.

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления  классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, сугубо рациональной основе, названной им "бюрократической" (не следует путать с современной  трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов  определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств  достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение  должностных обязанностей и ответственности  работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности  и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.

М.Вебером формулировались  условия реализации предложенной им концепции:

- Должности организуются  в иерархическую структуру в  соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в  подчинении выщестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.

- Отбор и продвижение  сотрудников по службе осуществляется  в соответствии с их квалификацией,  уровень которой определяется  на экзамене или в соответствии  с опытом и обучением.

- Все административные (управленческие) акты и решения  оформляются в письменном виде; ведение записей есть память  организации, обеспечивающая преемственность  во времени.

- Менеджеры не  являются собственниками организации;  они – наемные сотрудники; они  работают только в интересах  самой организации, а не в  интересах отдельных персон и  групп.

- Менеджеры работают  в соответствии с четкими правилами  и процедурами, что должно гарантировать  надежность и предсказуемость  их поведения. Формальные установки,  которые определяют и контролируют  поведение всех работников во  время работы, способствуют обеспечению  трудовой дисциплины и контролю  для достижения поставленных  целей. В конечном итоге гарантируют  стабильность организации.

- Важной характеристикой  бюрократического менеджмента являлась  рациональность, которая требовала  использования наиболее эффективных  средств выполнения задач организации.  Все принимаемые решения должны  вести прямо к выполнению задач  организации.

Не отрицая  ряда недостатков теории М.Вебера, следует  отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для  таких стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и  в менее развитых стран мира.

Наиболее часто  в сравнительных исследованиях  выделяют следующие особенности  немецкой модели менеджмента.

1) Стимулирование  профессиональной подготовки.

Характерные черты  немецкой модели менеджмента можно  обнаружить в национальной системе  профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному  делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный  процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной  программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя  институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее  руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

Как минимум 5% среднегодовой  численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы  профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему  и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику  и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной  рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют  знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

Стимулирование  роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно  сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами  и инструкциями. Адаптация к меняющимися  или новым технологиям, продуктам  и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты  на переподготовку кадров в связи  с новыми требованиями клиентов или  новой тактикой конкурентов оказываются  сравнительно небольшими.

2) Техническая  подготовленность менеджеров.

Немецкие менеджеры  известны как специалисты. Любопытно  в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.

В 1980-х годах  были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рейтингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более  типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален  от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры  среднего звена рассматривают техническую  компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного  менеджмента, не считают зазорным постоянно  бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический  процесс и высококачественная продукция  значат гораздо больше для показателей  экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

3) Уважительное  отношение к компетентности.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе  к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал  для взаимоприемлемых внутриорганизационных  отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами  немецкой организации.

Немецкая система  управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим  и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

Что касается управленцев  в немецких компаниях, то их авторитет  основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной  иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать  посредством более плоской иерархии и шире простирать свой контроль.

Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом  формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая  техническая подготовка (образование) является важным требованием при  приеме на работу. В дальнейшем главным  условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и  управленческая карьера увязывается  с функциональными обязанностями  и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ-менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.

4) Расширенный  объем ответственности и полномочий.

Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого  аппарата, удельный вес которого в  немецких фирмах меньше по сравнению  с аналогичными организациями в  Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г.Хофстеде пишет, что высококвалифицированными и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их "мотивации" менеджер американского типа ("дженералист"). Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

5) Лояльность  менеджеров.

Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии  в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из 30 обследованных немецких управленцев  на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них – свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как  и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном  предприятии имеет или будет  иметь губительный эффект. Для  немцев же длительный стаж работы на одном  рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или "теневых  работников". В таких организациях менеджеры подбирают и обучают  своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные  обязанности выполняются заместителями.

6) Качество и  инновации.

Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью  и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов  немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование  и инновации. Такая стратегия  может реализовываться различным  путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку  патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению  с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов  на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

Информация о работе Американская модель социальной экономики