Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:43, реферат

Описание работы

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента. ………………………………………………………………….3
2.Создатели американского менеджмента ………………………………….5
3. Корпорация как основная форма предпринимательства. ………………10
4. Стратегическое управление, его содержание. …………………………..11
5. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению. ………………………………………………………………….16
6. Современное состояние американского менеджмента. ………………..20
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Американская модель менеджмента.rtf

— 203.50 Кб (Скачать)

            Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от             производства и с выделением его в особый вид управленческой             деятельности. Вторая революция характеризуется появлением             менеджеров,  т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или       партисипативное управление) стала рассматриваться как форма  соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их     интересы.

            Авторами идеи «производственной демократии» принято считать             социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление             корпорациями осуществлять посредством производственных советов,             контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов,             рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс             производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по             промышленности.  Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих   подходов к управлению человеком в организации. Целью             партисипативного  управления является совершенствование использования всего           человеческого   потенциала организации.

            Партисипативное управление предполагает расширение привлечения             работников к управлению по следующим направлениям10:

            * предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

            * привлечение работников к процессу принятия решений (сбор

            необходимой  информации для принятия решения, определение приемов и способов   выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);

            *предоставление работникам права контроля за качеством и количеством             выполненной ими работы;

            * участие работников в совершенствовании деятельности как в целом             всей организации, так и отдельных ее подразделений;

            * предоставление работникам права создавать рабочие группы по             интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного       выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

            1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на

            уровне цеха.

            2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и

            управляющих.

            3. Разработка систем участия в прибыли.

            4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

 

6. Современное состояние американского менеджмента. 

       Современная американская модель менеджмента ориентирована на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на  стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации11.

         Изучение американской модели менеджмента представляет известный     интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика         менеджмента.        Американский менеджмент впитал в себя основы классической  школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы      Лютер Гьюлик и Линдал Урвик12 сделали много для популяризации   основных положений классической школы. Классическая школа оказала   значительное влияние на формирование всех других направлений в     американской теории управления.

         Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в             20--30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно  сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества      между рабочими и предпринимателями.

   Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических  предпосылках13:

            1. Наличие рынка.

            2. Индустриальный способ организации производства.

            3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

            Американский экономист Роберт Хейлбронер14 указал на три             основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов             общества. Это -- традиции, приказы и рынок. Традиционный подход    имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому.      Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с    помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

          Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские    способности, а не на знания специалиста.

       Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее             интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к             прошлому -- осознанием значения материальной, технологической базы             современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только             применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния             технического прогресса на достижение целей организации, повышением             роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не             случайно в данном учебнике об основах управления появились             самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении             высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и             использования технологических факторов производства. Как             представляется, управленческая мысль снова вступает в период             некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и             здоровой основе.

            Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция,             касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, -- это усиление             внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось             выше, но и к различным формам демократизации управления, участия             рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих             функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и             настойчиво развиваемая теоретиками 50-60-х годов, в практике             американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.

            Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении -- это реальность.

            Уже общепризнано -- ив Европе, и в Японии, и в США -- что за             демократизированными, «партисипативньми» формами управления --             будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться             в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может             дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и   в вопросах этики бизнеса -- еще одного традиционного, но ставшего             опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка,             экономической свободы.

            Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы --             усиление международного   характера   управления.   Вслед   за               переходом   большинства постиндустриальных стран к открытой,             экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то             же время кооперации производства, развитием траснациональных             корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много             новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие             из них -- что есть общее и особенное в управлении, какие             закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а             какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как             наилучшим образом выполнять функции управления во             внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности             национального стиля в управлении, в организационном поведении,             насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов,             как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.  
                                                    Заключение.
 

       Во всем  многообразии теорий и явлений живой практики             американский менеджмент был и остается наиболее мощной             «управленческой цивилизацией». Его ведущее значение в мире сегодня             неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более             обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать             выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но             знать их идеи, безусловно, необходимо.

       В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух   основных школ: школа “научного менеджмента”, основоположником               которой был Ф. Тейлор, и школа “человеческих отношений”,               возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф.               Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими               концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими               принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений.               Школа “научного менеджмента” явилась исторически первым               направлением развития американской теории управления и именуется               как “классическая” или “традиционная” школа, о возникновении               которой говорилось чуть ранее.

       Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

       Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.

 

                                         Список литературы.

    Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 1999

    Грейсон Д., О'Делл К.     Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991. 

    Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Издательство "Финпресс", 1998 г.

    Кунц Г., О'Доннел С.  Управление: системный и ситуационный анализ управленческих    функций. - М.: Прогресс, 1981. Т. 1. - С.92.

    Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

    Попов А.В.    Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991.     

    Семенова И.И.    История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-        ДАНА, 2000. - 222 с. 

    Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М., ИНФРА-М, 1999

    ВИДЯПИНА В.И.  БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2: Принципы планирования в экономической организации     

Информация о работе Американская модель менеджмента