Американская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:43, реферат

Описание работы

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента. ………………………………………………………………….3
2.Создатели американского менеджмента ………………………………….5
3. Корпорация как основная форма предпринимательства. ………………10
4. Стратегическое управление, его содержание. …………………………..11
5. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению. ………………………………………………………………….16
6. Современное состояние американского менеджмента. ………………..20
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Американская модель менеджмента.rtf

— 203.50 Кб (Скачать)

       Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

       Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

       Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

       Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным   представителем школы психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях. 

 

    3. Корпорация как основная форма  предпринимательства. 

       Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга             «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А.             Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического             лица,  а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали   деятельность рабочих.

       По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за    собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.    е. от   власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой             управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности,  а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по  управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в  области организации и управления производством). В модели  американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.   

       Начиная с середины 80-х гг. в США интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому способствовал ряд факторов: увеличение институциональных инвестиций в  стране, усиление государственного контроля в США с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам; деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80-х; чрезмерно высокие оклады исполнительных директоров во многих американских корпорациях и растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским корпорациям.

       Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

       Акционирование - это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа - третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

 

4. Стратегическое управление, его содержание. 

       Современная американская модель менеджмента ориентирована на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на  стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации4.

      Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

      Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство             генерала». В общем виде стратегия5 -- это способ использования средств  и             ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию             можно определить как генеральную программу действий, выявляющую             приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели  корпорации.

      Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким  образом, что корпорация получает единое направление действий.  Появление   новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых   стратегий.

       Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в             разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в             конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в             реальном  масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы,    подлежащие реализации на практике.

                  Концепция стратегического управления основана на системном и  ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как             «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы,             организационная культура и пр.) среды.

                  Стратегическое управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел   стратегического   развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные   центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных   подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую      идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов6.

                  Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение  имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за             своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт,    формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре7.

       Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно  генеральный  директор  или  хозяин  фирмы,  которому могут  помогать  референты  (штаб).  В  противном  случае  ему  придется  в конце  концов  уступить место  другому  лицу,  фактически  выполняющему  данные  функции.

  Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

   а)  определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

   б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

   в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

   г)  разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

   Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия  и  тем  более  индивидуальный  предприниматель  сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы  появляется  возможность  закрепить  их  за  разными  сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны   особые   средства   и   методы   управления,   навыки  и  приемы.

       Для того, чтобы наиболее правильно выбрать стратегию для корпорации необходимо учесть следующие ее составляющие:

    маркетинг,

    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы),

    производство,

    финансы,

    работа с персоналом,

    а также уровень менеджмента на предприятии.

 

       Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений.

Стратегическое управление выполняет функцию целеполагания в                   системе управления предприятием. Эта подсистема корпоративного                   управления вырабатывает цели организации и критерии их достижения. Предприятие без стратегии - это набор активов,  отягощенных обязательствами. Наличие стратегии создает "силовое поле", в котором движение каждого "элемента"    организационной структуры приобретает направленность и смысл.

       Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится   более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Ответ на этот        вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое      управление и планирование).Пирамида планирования в стратегическом менеджменте - это миссия  фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания.

       Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление  целей  развития  и  средств  их  достижения  определяет задачи  всех  видов  менеджмента.

 

5. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению.

       Управление, основанное на принципе участия, называют партисипативным.  Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.

       Каковы выгоды реализации принципа участия8?

       Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

       Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе управления приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

       В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

       В-четвертых, партисипативное управление объединяет две функции9 менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, -- оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников    корпораций  по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с    этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд  организаций не достигает своих целей по причине игнорирования             противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием             сложившегося положения было появление доктрины «производственной             демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с    вовлечением в  управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и   потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к  предприятию среды.  Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

Информация о работе Американская модель менеджмента