Актуальные проблемы внутренней экономики и политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Эксперимент в социологии - это метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования, определение проблемы, предмета и объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез.

Работа содержит 1 файл

ИСЭППdocx.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор  вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает  с его мнением. Закрытые вопросы  могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы  не содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа. Они  дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более  богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные  вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют  от респондента критического отношения  к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев  или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях  на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его  личных качеств или обстоятельств  его деятельности.

Основные вопросы  анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Достоинствами же анкетного  опроса являются массовость охвата респондентов и относительно небольшие затраты  на его проведение. К недостаткам  анкетирования относится отсутствие гарантированности 100% возврата анкет, невозможность для анкетера задать уточняющие или дополнительные вопросы, трудности при осуществлении  контроля достоверности ответов  респондентов.

Почтовый  опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и  правомерно рассматривается как  эффективный прием сбора первичной  информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет  и получении на них ответов  по почте.

Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Вместе с тем  почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат  анкет, то есть не все респонденты  заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не совпадают  с мнениями тех, кто воздержался  от участия в почтовом опросе.

Разновидность почтового  опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

Интервьюирование

Интервью - это метод  получения информации путем непосредственного  устного диалога между интервьюером и респондентом по определенному  плану или перечню вопросов. Тот  и другой осуществляют непосредственный контакт при строгом распределении  ролей между ними. Специфика интервью состоит в том, что, во-первых, с помощью интервью получают глубинную информацию о мнениях, мотивах и представлениях респондентов; во-вторых, непринужденная обстановка при проведении беседы способствует повышению искренности ответов и дает возможность получить самые полные и правильные ответы на вопросы; в-третьих, при непосредственном контакте с респондентом интервьюер может вести наблюдение за его психологическими реакциями и при необходимости скорректировать ситуацию; в-четвертых, личное общение способствует более серьезному отношению респондента к процессу опроса.

Интервью могут  различаться по целевому назначению (документальные и интервью мнения), по технике (форме) проведения

(нестандартизированные, полустандартизированнные, стандартизированные), по особенностям процедуры (углубленные и фокусированные), по способу организации (групповые и индивидуальные).

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией  поведения интервьюера. Этот вид  опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без  заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

К недостаткам метода интервью относятся: необходимость  специальной подготовки интервьюеров, проблема анонимности интервью, значительные материальные и временные затраты  при ограниченности охвата респондентов, необходимость поиска психологического контакта с каждым респондентом.

Социометрический  опрос

Социометрический  опрос - это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений  путем фиксации взаимных чувств симпатии и антипатии (неприязни) среди членов группы. Он находит широкое применение в диагностике состояния взаимоотношений  в малых группах и коллективах.

Этот метод предназначен для получения информации о структуре  связей между членами группы относительно выделенного критерия. С его помощью  дается описание структуры взаимоотношений  в группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений  между ее членами, устанавливается  место в указанной структуре, занимаемое тем или иным членом группы.

Социометрический  опрос используется как средство активного управления групповой  деятельностью. Он применяется при  изучении институциональных малых  групп и коллективов для работы в экстремальных условиях и приближенных к ним, а также тогда, когда  характер эмоциональных взаимоотношений  оказывает значительное влияние  на результаты совместной деятельности. В прикладном социологическом исследовании этот метод может быть использован  наряду с другими методами в качестве основного или вспомогательного.

Основными недостатками социометрического опроса являются следующие:

1. он может применяться  только в рамках анализа структуры  взаимоотношений в малых (контактных) группах, достаточно сложившихся,  имеющих опыт совместной деятельности  не менее шести месяцев; 

2. данные, полученные  с его использованием, нельзя  рассматривать как полную картину  внутригрупповых отношений - они  ограничиваются выделенными критериями;

3. необходимость  дополнения полученных этим методом  данных 

другими методами сбора  информации, особенно при выработке  практических рекомендаций. 

Сравнительно-Географические методы.

Оказавшись в новом  для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое  он сделает и по отношению к  хозяйственным, архитектурно-планировочным  особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь.

Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, тип, класс нужно систематизировать данные по функциональному назначению (промышленный центр, транспортный узел, центр торговли), структуре (промышленный центр по машиностроению, деревообработке), экономико-географическому положению (приморские города, территория, приграничный район).

После типизации  объектов появляется возможность выделения  эталонов, с которыми можно сопоставить  другие объекты. Это – метод эталонов – разновидность сравнительно-географического метода. Например, в сельском хозяйстве в качестве эталона служат поля опытных хозяйств – его урожайность служит ориентиром для всех других хозяйств.

Также существует метод полевых исследований, который используется в случае если исследователь вынужден проводить сбор материалов непосредственно на местах – на предприятиях, фирмах, поле.

Метод ключей состоит в выборе наиболее типичных объектов, последующем и исследовании. Полученные результаты по аналогии распространяют на типичные целостные явления и процессы. Например, процессы урбанизации можно познать на основе изучения типичных урбанизованных районов.

Выборочный метод  в социологическом исследовании социально-экономических процессов

При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости  отслеживать динамику, в том числе  сезонную, как рекламного рынка в  целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или  маркам, существующим в регионе) применяются  следующие методы:

Аудиторные и dial-тесты

В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга  задач, как правило связанных  с оценкой аудио- или видео- записей (песни, радио- или телепрограммы, элементы оформления эфира и т.п.)

Тесты проводятся в  специально оборудованных помещениях, и одновременно в них участвует  достаточно большое количество респондентов, как правило, от 50 до 200 человек. Ведет  тесты квалифицированный специалист – модератор.

Информация от участников теста может быть получена двумя  способами: путем заполнения анкет  или с помощью специальных  приборов (dial).

При электронном  измерении каждому участнику dial-теста  выдается индивидуальный прибор, с  вращающейся ручкой и небольшим  дисплеем. При вращении ручки на дисплее высвечиваются числа. Каждый респондент выбирает число, соответствующее  его ответу. Информация с каждого  прибора передается в центральный  компьютер и предстает перед  заказчиком в виде таблиц или графиков. Таким образом, результаты опроса становятся известны непосредственно в ходе опроса.

Главное преимущество dial-тестирования аудио- и видеоматериалов  состоит в том, что оценки аудитории  фиксируются в непрерывном режиме реального времени. Поэтому электронные  тесты - единственная возможность увидеть, как меняется реакция зрителей или  слушателей на протяжении всей программы.

Кроме того, если оценка происходит непосредственно в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать  большое количество материалов.

Личные интервью

Личные интервью используются в следующих случаях:

если исследование проводится в населенных пунктах  с недостаточной телефонизацией,

если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.)

если средняя продолжительность  интервью превышает 25-30 минут.

Интервью проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы  в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует  ответы.

Личные интервью проводятся по месту жительства респондента. Для этого используется случайная  многоступенчатая выборка. Другими  словами, случайным образом последовательно  отбираются регионы или города, в  которых проводятся интервью, затем  улицы и дома, затем квартиры (домохозяйства), а затем респонденты в домохозяйствах.

Интервью проводятся в различные дни недели и время  суток, а в случае, если никого нет  дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит  в выбранную квартиру.

Интервьюеры работают под контролем супервизоров. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать контакт, как  задавать вопросы и работать с  анкетой.  

Информация о работе Актуальные проблемы внутренней экономики и политики РФ