Актуальные проблемы внутренней экономики и политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Эксперимент в социологии - это метод получения информации об изучаемом социальном объекте путем воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования, определение проблемы, предмета и объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез.

Работа содержит 1 файл

ИСЭППdocx.docx

— 35.85 Кб (Скачать)

ОБЩИЙ ОБЗОР МЕТОДОВ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент

Эксперимент в социологии - это метод получения информации об изучаемом социальном объекте  путем воздействия на него некоторых  управляемых и контролируемых факторов (переменных). Проведение эксперимента предполагает разработку программы  исследования, определение проблемы, предмета и объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез.

В самом общем  виде эксперимент включает два этапа:

1. некоторое воздействие; 

2. наблюдение за  последствиями такого воздействия. 

Социологический эксперимент  может выступать в двух смыслах. В широком смысле он совпадает  с социальным экспериментом, под  которым понимается метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта  под воздействием факторов, которые  контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами  и практическими целями исследования.

Характерные особенности  социального эксперимента:

1. информация зависит  от экспериментального фактора; 

2. информация зависит  от установок экспериментатора;

3. экспериментальная  ситуация находится под контролем; 

4. информация зависит  не только от экспериментального, но и от

других факторов.

Классическая модель эксперимента сводится к изучению влияния  независимой переменной на зависимую  переменную, для чего очень важно  выделить независимые переменные и  зависимые переменные. В качестве примера можно взять влияние  рекламы товара на повышение спроса на данный товар или предвыборную кампанию кандидата в президенты (депутаты) и победу данного кандидата  на выборах.

Социологический эксперимент  в узком смысле сближается с методом  социологического опроса, поскольку  направлен на изучение социально-психологического фактора в малых группах. Его  проведение требует выделения экспериментальной  и контрольной групп. Экспериментальной  называется группа, в которой проводится эксперимент и на которую будет  оказано экспериментальное воздействие. Контрольная группа - это та, в  которой эксперимент не проводится и на которую не будет оказано  никакого экспериментального воздействия. Эксперимент в узком смысле используется в социологии очень редко. Он применяется, когда социологи имеют дело с  проблемами лидерства, конкуренции. Его  цель состоит в выявлении влияния  на психику испытуемых в экспериментальной  группе определенной информации - стимула. Применение такого эксперимента в социологии ограничено моральными и правовыми  нормами.

При проведении исследования методы чаще всего применяются в  комплексе, где один из них является основным, а остальные - дополнительными. Но это не исключает использования  отдельных методов вне связи  с другими в некоторых социологических  исследованиях.

Наблюдение

Наблюдение в социологии - это простейший метод сбора первичной  информации, лежащий в основе других методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако научное  наблюдение отличается от житейского планомерностью, систематичностью, последующей  проверкой результата.

Особенностью наблюдения является способность анализировать  и воспроизводить жизненный процесс  во всем его богатстве, поставлять разносторонние данные об исследуемом объекте. Здесь  могут фиксироваться: характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых групп. Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации.

Объектами наблюдения могут стать отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники  действий, зависимость между индивидами и группами окружения (обстановка).

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении неповторимых и быстротечных явлений  и исследовании отдельных локальных  объектов. В таких ситуациях, как  катастрофы или сильное нагнетание страстей в обществе, наблюдение становится единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.

Положительными сторонами  метода наблюдения являются его простота и сравнительно небольшие затраты  на его проведение. Однако у него есть и определенные недостатки. Прежде всего, это трудности, связанные  с его проведением. Наблюдатель  фиксирует относительно маломасштабные события и факты. Ему трудно охватить большое

количество явлений, отчего возникает вероятность ошибок в истолковании событий и поступков  людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Во-вторых, у социолога есть система отсчета, основываясь на которой он по-своему истолковывает те или иные факты и события. Однако при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию. Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении или социальном факте используются различные способы контроля: наблюдение за ходом наблюдения, повторное наблюдение, исключение из записей оценочных материалов, проверка результатов наблюдения другими методами.

Наблюдение считается  достоверным, если при повторении его  в тех же условиях и с тем  же объектом дает те же результаты.

В социологии используются различные виды наблюдений: формализированные и неформализированные, включенные и невключенные, полевые и лабораторные, систематические и несистематические, открытые и скрытые.

Опрос

Опрос - это метод  сбора первичной информации посредством  обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Он является наиболее распространенным методом  сбора эмпирических данных при проведении прикладных социологических исследований.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора  социологических данных, при котором  источником информации выступает словесное  сообщение людей. К этому методу исследователь обращается тогда, когда  для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентирах, об информированности  людей. Однако методом опроса может  быть получена также информация о  поведении людей и различные  фактологические сведения.

Суть метода опроса сводится к общению исследователя  прямо или косвенно (через его  представителя) с совокупностью  людей в форме вопросно-ответного  диалога. Такое общение, с одной  стороны, должно отвечать строгим требованиям  научной процедуры, с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники  изучаемых процессов, осознающие эти  процессы в рамках повседневного  житейского опыта.

Метод опроса является приоритетным в двух случаях: во-первых, когда налицо слабая обеспеченность изучаемого предмета исследования статистической и документальной информацией, во-вторых, когда исследуемые явления малодоступны непосредственному наблюдению.

По формам контакта различаются следующие варианты опроса:

1. личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый,  телефонный, электронный);

2. индивидуальный  или групповой (массовый);

3. устный или письменный;

4. свободный или  формализованный (фокусированный, направленный);

5. сплошной или  выборочный;

6. по месту жительства  или работы, временные целевые  аудитории. 

Основными разновидностями  опроса, о которых будет говорится чуть позже, выступают анкетирование, интервью, социометрический опрос.

Анализ  документов

Это метод сбора  первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

1. По способу хранения  информации 

2. По характеру  источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего  и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды  анализа:

- качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздание индивидуальной истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.

- качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

Социометрия

Социометрия - это  один из социально-психологических  методов, разработанных профессиональным врачем - психиатром Якобом Леви Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин, графиков и их текстовой интерпретации и таким образом получить ценную информацию о состоянии психологических субъективных взаимоотношений в группе.

МЕТОДЫ ОПРОСОВ  В СОЦИОЛОГИИ

Задача опросов  в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос  при правильном применении позволяет  получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах  действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью  статистических методов и должна представлять собой микромодель  генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Однако всегда следует  учитывать возможное искажение  информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Анкетирование

Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Предполагает получение необходимой социологической информации очным или заочным способом в письменной форме посредством ответов на вопросы анкеты. Очный анкетный опрос подразделяется на раздаточный (групповой) и индивидуальный. При раздаточном опросе анкетер раздает анкеты в аудитории. Респонденты сами тут же заполняют анкеты и сдают их анкетеру. Одновременно можно опросить 30 - 40 человек. В некоторых случаях респондентам разрешается взять анкеты домой с последующим возвратом. При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Анкета - это размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем 30 - 40 вопросов (иногда больше). Существует лимит времени для заполнения такой анкеты - 45 - 60 минут.

Основные правила  построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес  опрашиваемого должен расти от вопроса  к вопросу; отсутствие слишком сложных  или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены  все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование  не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Все вопросы можно  классифицировать: по содержанию (вопросы  о фактах сознания, о фактах поведения  и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление  мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы  о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Информация о работе Актуальные проблемы внутренней экономики и политики РФ