Активный город и местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:17, статья

Описание работы

70 процентов населения России живет в городах, здесь производится основная часть национального продукта, принимаются “судьбоносные” для страны решения, происходят важнейшие политические события, делаются открытия и изобретения, хранится значительная часть культурного наследия. В то же время, город как был, так и остается “слепым пятном” в практике государственного управления и народно-хозяйственного планирования. Это касается всех городов, за минусом Москвы и Петербурга, а также поселков, сел и других населенных пунктов. Так было в советское время, так происходит и сейчас.

Работа содержит 1 файл

Алексеев О.Б. Активный город и местное самоуправление.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Между тем, для жизнедеятельности населения и города важна не столько формально-юридическая проработанность правовых основ местного самоуправления, сколько то, в какой мере уже принятые правовые нормы реализуются в практике управления и социальной политике, реализуемой в городе, в какой степени эта управленческая практика ориентирована на использование человеческих ресурсов города, в какой степени она опирается на предпринимательские и гражданские инициативы населения.

     Социологический анализ гражданских и демократических  институтов развитых стран показывает, что непременным условием их эффективности является высокая степень социальной сплоченности, высокий уровень доверия населения власти, ориентация на социальный, культурно-образовательный и человеческий капитал городов.

     Основной  причиной, препятствующей становлению местного самоуправления, является недоверие к гражданским ценностям, правовой нигилизм, отсутствие социальной сплоченности и доверия в обществе, закрытость власти для населения.

     Все это позволяет усомниться в наличии  достаточных условий для развития местного самоуправления в нашем обществе и, одновременно, позволяет квалифицировать развернувшийся кризис как, прежде всего, как гуманитарный кризис.

     Анализ  практики местного самоуправления в  развитых странах показывает, что, в условиях обострения финансовой ситуации в государстве, основная тяжесть по выполнению его социальных обязательств ложится на плечи органов местного самоуправления, и общая стабильность в большей степени зависит от их устойчивости, чем от других уровней управления в государстве.

     Признавая, что обострение нынешней ситуации связано  с глубочайшим кризисом доверия  граждан к большинству государственных  институтов - что выводит кризис в гуманитарную плоскость, - отметим, что из всех государственных институтов только церковь и местное самоуправление сохраняют довольно высокий уровень доверия граждан.

     Однако  местное самоуправление почти не использует это данное Богом преимущество. Доверие населения к местному самоуправлению начинает убывать по мере снижения уровня: от мэра к жэку. Оно держится в основном на харизме лидера, а не на качестве предоставляемых населению услуг.

     В стране происходит и начинает набирать силу процесс формирования корпораций на местном уровне. Уместен вопрос: не настало время впрямую заняться его управленческим освоением?

     Усилению  роли местных корпораций объективно способствует специфика деятельности муниципальных администраций и  позиция глав муниципальных образований. Дело даже не в том, что их внимание преимущественно концентрируется  на вопросах финансово-бюджетной обеспеченности, а в том, что улучшение бюджетного положения во многих случаях рассматривается исключительно с точки зрения перераспределения средств федерального и региональных бюджетов в пользу муниципальных образований (и стоящих за ними финансово-политических, а иногда и криминальных корпораций).

     Вместе  с тем, начавшееся уже формирование корпораций на муниципальном уровне, - прежде всего, конечно, в крупных  городах-донорах, - выявляет значительное отличие механизмов функционирования и интересов местных корпораций от корпораций общероссийских и региональных.

     И дело тут не столько в объемах  ресурсной базы корпоративных структур, сколько в специфике и приоритетности используемых корпоративных ресурсов.

     Есть  основания полагать, что основными ресурсами роста местных корпораций будут:

  • городская недвижимость и инфраструктура (включая развитие систем обслуживания и благоустройство территории);
  • растущий спрос населения на элементы повседневного образа жизни, отвечающие современным цивилизационным стандартам;
  • социальная сплоченность местного сообщества, формируемая вокруг социальных традиций и культурного наследия его места обитания;
  • человеческий и образовательный капитал местного сообщества.

     Скорее  всего, гуманитарный капитал городов ещё достаточно долго будет оставаться “в тени” неопределенных нормативно-неформализованных - в том числе с криминальным оттенком - отношений. Однако выход на публичную поверхность общественной жизни корпоративных структур, образующих своего рода социальную ткань общества, не остановим. И весь вопрос в том, как оно справится с задачей установления здоровых и социально-плодотворных отношений между корпоративным и гражданским измерениями своего развития.

     В этих условиях лидерам и идеологам  местного самоуправления предстоит ответить на вопрос: как не только сохранить, но и обеспечить развитие инициативного гражданского участия населения в разрешении самых разных вопросов жизни города и людей. Причем, не только сегодняшней, но той, что может стать доступной в ходе проектируемого городского развития, не жизни, униженной до забот о выживании, но той, что отвечает представлениям человека о его достоинстве.

     Этот  процесс является одной из важнейших  управленческих рамок развития местного самоуправления. Им задается та система объективных требований, без учета которых решение муниципальных задач никогда не сможет выйти за узкие организационно-технические рамки.

     В качестве общей рамки организационно-управленческой работы должно быть принято гражданское участие различных городских сообществ в процессе местного самоуправления.

     Соответственно, целью этой работы является вовлечение возможно большего числа таких сообществ в процесс местного самоуправления, а условием поддержки их самоуправляющейся деятельности – степень ответственного участия в этом процессе.

     У различных по своей социальной природе  форм самоуправления есть общие черты, позволяющие объединить их в один класс городских управленческих задач и предполагающие единство подхода к их решению.

     Своеобразие гражданского самоуправления состоит в том, что оно - в отличие от территориального, социально-группового и профессионального - не предполагает заранее заданной принадлежности граждан к той или иной самовоспроизводящейся общности людей. Тут, в самом прямом смысле, речь идет о свободной ассоциации, о добровольном и сознательном участии, опирающемся на осознание жизненной важности той или иной ценности или проблемы.

     Самоуправление  является правом, а  не обязанностью граждан, социальной ценностью  гражданского общества и ресурсом городского развития, а не низшей ступенькой городского управления.

     Самоуправление  опирается на инициативу и добровольное гражданское участие, которые можно  только поддерживать (а не навязывать), создавая условия для его воспроизводства  и развития.

     Самоуправление основывается на информированном согласии граждан в отношении городской политики, проводимой властями (в том числе и в отношении прав на самоуправление).

     Наиболее  часто обсуждаемые сегодня требования к проектам и программам по выводу страны из кризиса можно просуммировать следующим образом.

     1. В международном плане:

  • Сохранение достаточного уровня интеграции России в глобальную финансовую систему, мировой рынок потребительских товаров, технологий и промышленной продукции. Это положение связано с сырьевой ориентацией российской экономики, невозможностью собственными ресурсами обеспечить выживание населения и удовлетворить сложившиеся стандарты потребления.
  • Восстановление доверия зарубежных инвесторов к финансовой системе и правительству России. Без внешних заимствований при высоком оттоке капитала из России невозможно реализовать ни одну инвестиционную программу.
  • Сохранение обязательств по международным займам как условие получение новых займов.
  • Обеспечение безопасности страны в различных ее аспектах.
 

 2. Во внутреннем  плане:

  • Выбор вариантов политического режима, способных наиболее эффективно реализовать разрабатываемые антикризисные меры (вплоть до “сильного” авторитарного). При этом следует учитывать, что возможные модели должны быть завязаны с системой требований международного сообщества к демократическому государству с рыночной экономикой.
  • Выбор альтернативы государственно-конституционного и административно-территориального устройства страны (альтернатива федерации/конфедерации, различные модели федерализма, смысл важнейшего в нынешней ситуации политического концепта “целостности России”), обеспечивающей желаемое состояние России в глазах ее основных кредиторов. Практически никто из них не выступает за сегментацию России из-за боязни потерять влияние и управление ситуацией.
  • Снижение уровня социальной напряженности и решение проблем повседневного жизнеобеспечения населения путем реализации социально-ориентированной стратегии экономического развития (не сформулированной пока с достаточной определенностью).
  • Целесообразное и допустимое ограничение информационных свобод.

     Показательно, что из этого круга проблем, несомненно, крайне значимых сегодня, вопросы, связанные  с будущим местного самоуправления - важнейшего из институтов современного гражданского общества и правового государства - выпадают.

     В сознании руководителей федеральных  министерств и ведомств, региональных правительств и, как ни странно, некоторых  органов местного самоуправления все  еще сохраняется представление, что единственно правильной формой властных отношений в обществе является административно-управленческая вертикаль. Как следствие этого представления, каждый из самостоятельных уровней управления лишается возможности и необходимости самостоятельно ставить цели социально-экономического развития, соотнося их с целями государства и общества в целом.

     Нормативно-правовые средства управления, как одна из немногих возможностей согласования целей и  интересов различных социальных групп (и субъектов деятельности), осваиваются крайне медленно. Силовые методы решения конфликтов, косвенным образом восстанавливающие формально отсутствующую вертикаль, по-прежнему доминируют в практике государственного управления.

     Реально имеет место конкуренция двух рамок: правовой и силовой (чрезвычайной). До сих пор нет ответа на вопрос, возможна ли интеграция этих рамок в политической и организационно-управленческой действительностях и каким образом. Пока один сценарий вытесняет другой, при очевидном преимуществе силовой рамки.

     Таким образом, можно поставить вопрос о жертвах, который народ готов принести за свое благополучие.

     Относится ли к их числу местное самоуправление?

     Понимаем  ли мы, что местное самоуправление - универсальный инструмент обеспечения  гарантий прав и свобод граждан на всей территории страны?

     Можно ли утверждать, что без местного самоуправления Россия сохранит право  считаться демократическим государством с рыночной экономикой. Готово ли мировое  сообщество согласиться с “временной”  отменой местного самоуправления в  России?

     Последнее время показывает, что именно ориентация на гражданское общество является основанием для восстановления доверия мирового сообщества к России.

     Вопрос  о местном самоуправлении - это  не только вопрос о наполняемости  местных бюджетов и возможностях жизнеобеспечения населения в городах и сельских местностях. Худо-бедно, с этим справлялась и местная власть советских времен.

     И это не только вопрос о функциях и предметах ведения местной  власти, разграничении государственных  и муниципальных полномочий, роли представительной и исполнительной власти на местах.

     Подлинный нерв вопроса о местном самоуправлении - это доверие к правам и возможностям местных сообществ - по своей инициативе и под свою ответственность - решать свою человеческую судьбу, обеспечивать достойный человека уровень и качества жизни.

     Речь  идет об использовании институтов местного самоуправления для стимулирования экономического развития муниципальных  образований (городов и сел), о  сохранении свободного гражданского участия  населения в выборе направленности местного развития, в сохранении исторического своеобразия местного образа жизни и культурного наследия, о формировании здорового гражданского чувства и идентичности (сплоченности) местного сообщества.

     Развитие  местного самоуправления и становление  гражданского общества – это один и тот же процесс, рассматриваемый с двух точек зрения (и уровней рассмотрения). То, что при "страновом взгляде" выглядит как гражданское общество, при "муниципальном взгляде" предстает как местное самоуправление. Местное самоуправление – это институт (установление, устой) гражданского общества. Социальный институт, реализованный в конкретной общественной ткани, а не просто "совокупность однородных юридических норм", как он определяется в юридическом языке.

Информация о работе Активный город и местное самоуправление