Задачи, понятие и функции логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:55, лекция

Описание работы

Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складированием и другими материальными и нематериальными операциями,совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Содержание

1. Понятия логистики?
2. Возникновение термина “ логистика”?
3. Этапы развития логистики?
4. Предпосылки развития логистики?

Работа содержит 1 файл

Фондовые лекции.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

       в первом случае отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;

       во втором – отдел закупок, являясь элементом логистической системы предприятия должен согласованно действовать в цели снабжение – производство – сбыт;

       в третьем случае отдел закупок – самостоятельная система. Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять принципам логистики. Эффективная деятельность отдела во многом зависит от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.

 

          Рассмотрим два подхода к организации службы снабжения на предприятии: традиционный (характерен для предприятий отечественной промышленности) и логистический.

          При традиционном подходе затруднена реализация принципа системности при обеспечении предприятия ресурсами. Задачи закупочной логистики решаются различными подразделениями предприятия. Задачи, что закупить и сколько закупить, возложены на управление по материальным ресурсам и решаются дирекцией по производству. Они же занимаются выполнением работ по организации складирования приобретенных ресурсов. Задачи же, у кого закупить и на каких условиях, решаются управлением по закупкам. Это управление по закупкам занимается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставке закупленных ресурсов. Такое разделение между различными службами сильно усложняет эффективную реализацию функций закупочной логистики.

Данный недостаток устранен при логистическом подходе к организации службы снабжения. Все задачи логистики закупок возложены на дирекцию по материально – техническому снабжению. Она управляет тремя подразделениями, которые занимаются: управлением запасами (решение задач, что и сколько закупить), закупками (решение задач, у кого и на каких условиях закупить, заключение и контроль за исполнением договоров, организация доставки закупленных ресурсов) и складированием (организация складирования закупленных ресурсов). Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения материального потока в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

2.       Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряда задач, которые

можно разделить на две части: информационные задачи, и задачи реализации. Эти группы задач состоят из следующих подзадач:

1.       информационных:

- определение продуктов и услуг, которые лучше  приобрести на стороне, - задача “сделать или закупить”;

       поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика;

2.   задач реализации:

       соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;

       обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;

       соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.

 

            Общей проблемой для большинства компаний является определение порядка осуществления производственной программы: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задержки выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени не закупку экономически выгодных материалов.

   

3.       Закупочная логистика выполняет следующие функции:

       формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;

       получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;

       выбор поставщиков;

       определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;

       согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;

       контроль за сроками поставке материалов;

       входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;

       доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;

       поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.

 

                 Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимодействующим с другими отделами предприятия.    

 

6. Логистика производственных процессов.

План.

1.       Сущность производственной логистики?

2.       Задачи производственной логистики?

3.       Функции производственной логистики?

 

1.       Производственная логистика занимается управлением материальным потоком

в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологических процессах производства готовой продукции.

Основная особенность производственной логистики – отсутствие товарно-денежных отношений между участниками логистического процесса. Отношения между ними принято называть внутрипроизводственными.

                       

                        Аналогично отношениям логистические системы, с которыми работает производственная логистика, называются внутрипроизводственными. Их можно рассматривать:

       на микроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы состоят из набора подсистем, целостно связанных между собой. Примерами таких систем служат закупка, склады, транспорт. Логистика должна обеспечивать согласованную работу звеньев, которые занимаются поставками, производством и сбытом продукции;

       на макроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы являются элементами макрологической системы, а точнее источниками материальных потоков. Из этого следует, что внутрипроизводственные системы должны иметь возможность быстро адаптироваться к экономической ситуации, изменять номенклатуру производства, количество выпускаемой продукции. В противном случае макрологистическая система, в которую входит данная внутрипроизводственная система, не сможет эффективно функционировать.

 

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

       отказ от избыточных запасов;

       отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно – складских операций;

       отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

       устранение простоев оборудования;

       обязательное устранение брака;

       устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

       превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

 

                  Традиционная концепция организации производства требует:

       никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

       изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

       иметь максимально большой запас материальных ресурсов “на всякий случай”.

Традиционная концепция характерна для “рынка продавца”, т.е. для экономической ситуации, когда спрос превышает предложение. В этом случае приоритетным фактором при организации производства становится максимальная загрузка оборудования. Также важно увеличит размер партии, уменьшив тем самым себестоимость. При этом задача реализации уходит на второй план.

 

Как только предложение начинает превышать спрос, возникает так называемый “рынок покупателя”. С этого момента логистическая концепция организации становится более выгодной. Задача реализации становится приоритетной. В условиях конкуренции и постоянно меняющегося спроса производственное предприятие не может упустить ни одного заказа. Качество производимой продукции выходит на первое место, становится нецелесообразным создавать большие запасы. Не менее важна гибкость производственной системы.

 

Гибкость производственной системы можно подразделить на качественную и количественную. Качественную гибкость можно обеспечить созданием гибкого производства, т.е. использованием станков с ЧПУ (числовым программным управлением), наличием универсального персонала. Количественная гибкость обеспечивается наличием резерва оборудования и рабочей силы.

2. Для достижения своих целей производственная логистика решает следующие задачи:

       планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

       разработка планов – графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;

       разработка графиков запуска – выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

       установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

       оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

       контроль за количеством и качеством готовой продукции;

       участие в разработке и реализации производственных нововведений;

       контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

3. Для эффективной деятельности производственной системы производственная логистика должна выполнять набор функций:

- координация действий участников логистического процесса, т.е. формирование и доведение целей и задач до участников логистического процесса, координирование этих целей с общими целями всей производственной системы, обеспечение согласованности действий всех элементов логистической цепи;

       организация движения материальных потоков в производстве, т.е. создание системы управления материальными потоками на предприятии, формирование материальных потоков;

       планирование:

●   прогнозирование (подразделяются на научно – техническое и экономическое):

       технического развития – прогнозирование создания новых видов продукции, материалов, технологии производства;

       изменение спроса – прогнозирование с целью изменения номенклатуры или количества выпускаемой продукции;

       изменение цен на материалы – прогнозирование с целью создания запасов материалов, подорожание которых ожидается;

       размеров запасов – прогнозирование необходимых размеров запасов, учитывающих возможное изменение номенклатуры и количества выпускаемой продукции;

●   разработка программы действий – определение календарного графика выполнения работ;

●   детализация планов – конкретизация разработанной программы действий, например распределение ресурсов между функциональными  подразделениями предприятия;

       контроль движения материального потока – наблюдение за товародвижением на предприятии, сбор и обработка информации о движении материального потока, определение отклонений от планов, степени решения поставленных задач;

       регулирование хода выполняемых работ – анализ отклонений, выявленных при контроле, определение причин, вызвавших эти отклонения, разработка мер по устранению этих отклонений, осуществление этих мер.

7. Организация материальных потоков в производстве.

План.

1.       Правила приоритетов при выполнении заказов?

2.       Тянущие системы управления материальными потоками?

3.       Толкающие системы управления материальными потоками?

 

1. При прохождении заказов через звенья логистической цепи возникает вопрос, в какой последовательности обрабатываются поступающие заказы каждым звеном. Этот вопрос решается посредством приоритетных правил.

Приоритетное правило – это некоторое, выражение, которое позволяет каждой заявке (заказу) поставить в соответствие количественную величину, называемую приоритетом. Используются следующие правила:

1) элементарные (простые) – для назначения приоритета заявки используют одну ее характеристику:

       FIFO (first in first out): “первый пришел – первый ушел”, т.е. заявки обслуживаются в порядке поступления в систему;

       LIFO (last in first out): “последний пришел – первый ушел”, первой обслуживается заявка, которая поступила в систему последней. Данное правило часто используется в системах складирования. Это объясняется тем, что иногда материалы можно достать только сверху, т.е. доступны материалы, поступившие на склад последними;

       DDATE: правило плановых сроков, первой выбирается заявка, у которой плановое время изготовления наименьшее, т.е. которая должна быть готова раньше всех;

Информация о работе Задачи, понятие и функции логистики