Задачи, понятие и функции логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:55, лекция

Описание работы

Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складированием и другими материальными и нематериальными операциями,совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Содержание

1. Понятия логистики?
2. Возникновение термина “ логистика”?
3. Этапы развития логистики?
4. Предпосылки развития логистики?

Работа содержит 1 файл

Фондовые лекции.doc

— 1.35 Мб (Скачать)


1.       Задачи, понятие и функции логистики.

 

План.

1.       Понятия логистики?

2.       Возникновение термина “ логистика”?

3.       Этапы развития логистики?

4.       Предпосылки развития логистики?

1.        

Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складированием и другими материальными и нематериальными операциями,совершаемыми  в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами  и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки

              соответствующей информации.

При определении предмета логистики неправильно отождествлять логистику только с       транспортировкой грузов и их хранением. Задачи, стоящие перед логистикой, охватывают всю жизнь товара (продукта): от момента закупки сырья и производства до продажи готовой продукции конкретному покупателю.

 

2.       С конца прошлого века термин “ логистика ” стал широко использоваться в экономике.

                  Но данный термин появился намного раньше. Он использовался ещё в Древней Греции, где  «логистикой называлась искусство проведения расчетов ( в греческом языке logistice – искусство вычислять…» Древние римляне пользовались этим понятием при распределении продуктов.

С течением времени значение терминала “ логистика ” несколько изменилось. Логистика стала военной наукой. В IX в. н. э. в Византии логистика использовалась в течении “ тыл, снабжение войск ”. Это значение терминала “ логистика ” сохранилось с некоторыми изменениями вплоть до середины XX в. Сама наука первоначально широко применялась в военном деле, ведь качественное, продуманное и математически обоснованное снабжение войск является залогом успеха. Без этого невозможно не только выиграть войну, но и провести сколько-нибудь качественно даже мелкую военную операцию. Логистике придавалось большое значение в армии Наполеона в начале XIX в., в России – с его середины. Наиболее широко военная логистика использовалась во время Второй мировой войны, особенно в американской армии.

 

После Второй мировой войны наступила новая эра в развитии логистики. Методы военной логистики стали использоваться в экономике для регулирования материальных потоков.   

3.       В настоящее время выделяют три этапа развития логистики как экономической дисциплины:

-                      на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают перевозимый груз. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;

-                      на втором этапе – 80-е гг. XX в. – к складированию и транспортировке добавляется новое звено – планирование производства. С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т.е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности, увеличить коэффициент использования оборудования – сократить издержки;

-                      третий этап развития логистики начался в конце 80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения . Процесс производства и продажи изделия становится целостным. Появляются компании, которые оказывают услуги в области логистики.

С  каждым этапом увеличивается интеграция участников логистического процесса –   планируется весь жизнедеятельный цикл изделия от добычи сырья, транспортировки его на склад производства до транспортировке готовой продукции потребителю.

4.       Предпосылки развития логистики:

-                      развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Система управления процессами товародвижения была слабой. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в тот период за счет расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х гг. резервы повышения конкурентоспособности непосредственно в производстве были существенно исчерпаны, что привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ; 

-                      энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок не только за счет рациональной организации транспорта, но за счет согласования действий всех участников логистического процесса;

-                      научно-технический прогресс. Ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на территориальном уровне. Стало технически возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя.

 

Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:

-                      превращение рынка продавца в рынок покупателя;

-                      возможность снижения себестоимости  продукции;

-                      возможность повышения качества поставок;

-                      энергетический кризис;

-                      НТП, и в первую очередь компьютеризация управления.

 

Логистическая операция (в узком смысле) – это любое действие, не подлежащее

дальнейшему разделению на более мелкие действия и направленное на преобразование материального и ( или ) информационного потока.

Логистические операции (в широком смысле) – это все операции, которые совершаются в процессе производства с ресурсами и предметами производства материальных благ, а также операции по обработке, передаче и хранению сопутствующей производству информации.

Логистические операции объединяются в функциональные группы, которые образуют

логистические функции функции.

Логистическая функция – это укрупнённая группа ( совокупность ) логистических операций, которые однородны с точки зрения их цели и направлены на реализацию целей логистической системы.

Основные логистические функции:

-                      формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация;

-                      определение объемов и направлений материальных потоков;

-                      прогнозные оценки потребности в перевозках;

-                      определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения;

-                      развитие, размещение и организация складского хозяйства;

-                      управление запасами в сфере обращения;

-                      осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;

-                      выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров, т.е. упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.;

-                      управление складскими операциями,  которые включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.п.

 

2. Факторы и тенденции развития логистики.

 

План.

1.       Определение и классификация?

2.       Свойства логистической системы?

3.       Части логистической систем?

 

1. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те

или    иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем  и имеет развитые связи с внешней средой.

Логистические системы на микро - и макрологистические.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.  

Макрологистические системы можно разделить на три группы:

-          логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит   от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;

-          эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы одного посредника;

-          гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к её потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.

 

  Микрологистические системы образуют класс более мелких

внутрипроизводственных   логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой, например производственные и торговые предприятия.  

  

2. Каждая логистическая система обладает следующим набором свойств:

-          целостностью – логистическая система представляет собой целостную совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом;

-          членимостью – можно осуществить декомпозицию логистической системы на элементы. При этом можно разработать несколько вариантов декомпозиции. На микроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между которыми осуществляется движение материального потока, и транспорт, который их связывает. На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечивает поступлениет материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта – выделение материального потока из логистической системы;

-          сложностью – в логистической системе существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между собой, сложной системой управления, которая необходима из-за возникновения на логическую систему большого числа стохастических влияющих факторов, как возникающих внутри системы, так и действующих извне;

-          изменчивостью – параметры элементов логистической системы могут менять свои значения под действием внешней среды и изменением внутри самой системы;

-          связностью – между элементами логистической системы существуют связи, которые обеспечивают выполнение системой поставленных перед ней задач. В макрологистических системах основной этих связей являются договоры, а в микрологистических – внутрипроизводственные отношения;

-          организацией – элементы логистической системы и связи между ними упорядочены определенным образом;

-          стохастичностью поведения – невозможностью предсказать поведение логистической системы в конкретных условиях и под влиянием внешней среды из-за большого числа случайностей в поведении системы;

-          адаптивностью – способностью системы изменяться структурно и менять своё поведение под воздействием внешней среды;

Информация о работе Задачи, понятие и функции логистики