Стратегическое логистическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы показать, что стратегическое логистическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения этой цели, ставятся следующие задачи:
- изучить сущность и функции стратегического планирования
-рассмотреть структуру стратегического планирования
-рассмотреть взаимосвязь логистической и корпоративной стратегии
-изучить типы логистических стратегий
-изучить разработку логистических стратегий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………...5
1.1. Сущность и функция стратегического планирования……………………..5
1.2. Структура стратегического планирования………………………………...10
Глава 2. Стратегическое планирование в логистике ……………16
2.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий 20
2.2 Типы логистических стратегий 23
2.3 Разработка логистической стратегии 29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

ККР Логистика.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Содержание  видов планирования по функциональным областям будет рассмотрено во второй части данного учебного пособия  «Основы логистики. Функциональные области логистического управления».

     Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

     - документальное обеспечение. Для  согласования плановых расчетов  и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.

     - стандартизация. Составление документации  должно производиться в соответствии  с некими стандартами. 

     

     Рисунок 2 - Классификация видов планирования в логистике 

     - организованность. Необходим организационный  режим, который с одной стороны  упорядочивал бы деятельность  по разработке планов, а с другой  стороны, обеспечивал гибкость  системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;

     - точность. Необходимо четко и  обоснованно определять точность  измерения характеристик объектов  планирования;

     - согласованность. Все частные  планы системы планирования должны  согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов), так и в рамках одного уровня (координация планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;

     - непрерывность, гибкость и цикличность.  Непрерывность заключается в  том, что когда одни планы  уже разработаны и реализуются,  начинают разрабатываться или  уточнятся другие, некоторые планы  разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;

     - полнота, т.е. охват всех сторон  деятельности предприятия, в том  числе логистической деятельности.

     Перед началом планирования необходимо четко  определить:

     - объект планирования (что планируется);

     - субъект планирования (кто планирует);

     - горизонт планирования (на какой  срок);

     - средства планирования (с помощью  чего планировать: финансовые  средства, вычислительная техника);

     - методику планирования (как планировать);

     - согласование планов (каких, с  кем и на каких условиях).

     К наиболее общим методам, применяемым  для разработки планов, относятся  следующие: переговоры, корректировка  предыдущих планов, различные интуитивные  методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

     Результаты  выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль – это  упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин.

      2.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий

 

     Все решения в зависимости от степени  их значимости для организации делятся  на три типа:

     1. Стратегические решения – наиболее  важные, задающие общее направление  деятельности организации, оказывают  долгосрочное влияние, требуют  больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;

     2. Тактические решения связаны  с реализацией стратегии в  среднесрочном плане, прорабатываются  на более детальном уровне, требуют  меньших ресурсов и сопряжены  с определенным риском;

     3. Операционные решения наиболее  проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

     Существует  несколько типов стратегических решений (рисунок 3).

     

     Рисунок 3. Типы стратегических решений 

     Миссия  – заявление, в котором указываются  общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную  деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

     Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия. 

Пример

     Американская  компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), будучи уверенной в том, что обладает эффективной логистикой, разработала бизнес-стратегию, цель которой – предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России – ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. Груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4 миллионов человек.

     В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования  высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами. Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением. Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг, другие – на высокую скорость доставки, третьи – на предоставление индивидуальных услуг и т. д. К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:

     - минимизация логистических издержек;

     - повышение уровня обслуживания  потребителей;

     - основное внимание – временным  параметрам: минимизация времени  поставок товаров или доставка  точно ко времени, указанному  заказчиком;

     - основное внимание – предоставлению  услуг очень высокого качества;

     - гибкость предлагаемой продукции  предполагает предоставление специализированных  услуг или услуг, с учетом  требований конкретных заказчиков;

     - гибкость объема предлагаемой  продукции предполагает особое  внимание уделять оперативному  реагированию на изменяющийся спрос;

     - технология – стремление к  разработке и использованию самых  современных технологий в области  коммуникаций, отслеживания грузов, сортировки упаковок, идентификации  продуктов, учета динамики запасов  и др.;

     - место расположения – стремление оказывать услуги, располагаясь на самых выгодных местах, например, на автобусных остановках в центрах городов.

      2.2 Типы логистических  стратегий

 

     К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

     «Тощая» стратегия

     «Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

     Первые  попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.

     - Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих,  деталей и т.д.) и ГП может  быть слишком низким, чтобы удовлетворить  запросы потребителей.

     - Неправильный уровень производства  или мощностей. Имеет место производство продукции или мощности, которые в настоящее время не нужны.

     - Плохо отлаженный процесс. Наличие  ненужных операций, слишком сложных  или потребляющих слишком много  времени.

     - Ожидание. Операциям приходится  ожидать начала или завершения, материалам – поступления; оборудованию – производства ремонтных работ.

     - Перемещение. Продуктам во время  операций приходится совершать  ненужные, слишком длинные или  неудобные перемещения.

     - Запас. Наличие слишком большого  запаса приводит к излишним сложностям и к повышению затрат.

     Типичным  подходом к реализации «тощей» стратегии  является: подробный анализ текущих  операций и последующий отказ  от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

     Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.

     Динамичная  стратегия

     Цель  динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

Информация о работе Стратегическое логистическое планирование