Совершенствования работы логистической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование экономических основ функционирования производственной логистической системы.
В работе предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к конкретному автотранспортному предприятию.
Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС». Это предприятие занимается оказанием транспортных услуг и является одним из элементов транспортной и логистической системы РФ.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Сущность логистики, ее ключевые задачи 6
1.2. Логистические системы 9
1.3. Принципы функционирования логистической системы 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 18
2.1. Краткая характеристика ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 18
2.2. Анализ действующей организационной структуры логистической службы ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 20
2.3. Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии 23
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС» 30
3.1. Выявление проблем в организации логистической системы и разработка проекта мероприятий по ее совершенствованию 30
3.2. Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы предприятия 35
Заключение 43
Литература 45
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая по логистике.doc

— 1.70 Мб (Скачать)

     2) водителем - время (ч, мин) и показания спидометра при прибытии к заказчику и выбытии от него, маршрут движения. Также в путевом листе водитель указывает часы работы по совместительству, поскольку за совмещение обязанностей ему производится доплата. Например, в графе «Особые отметки» делается запись о совмещении обязанности грузчика или экспедитора;

     3) заправщиком делаются отметки о полученных литрах горючего на пути следования.

     Разрешение  на выпуск из гаража автомобиля, находящегося в исправном состоянии, сдача  автомобиля шоферу и приемка автомобиля от шофера заверяются подписью механика или заменяющего его лица.

     Поскольку заполнение путевых листов на предприятии  осуществляется вручную, это приводит к следующим ошибкам. Так, в путевых  листах не всегда указывается точный маршрут автомобиля. Например, в графе «Маршрут движения» делаются такие записи, как «езда по городу», «езда по точкам», без уточнения мест остановки автомобиля. Согласно инструкции по заполнению и обработке путевого листа для грузового автомобиля неопределенные маршруты указывать запрещается. Так как точно определить маршрут по такому путевому листу невозможно, то нельзя быть уверенным, что указанный пробег в путевом листе соответствует действительности. Поскольку в данной организации транспорт изношен на 70-80%, то спидометры часто оказываются вышедшими из строя. Также в путевых листах часто допускаются неоговоренные подчистки, исправления, что недопустимо, поскольку путевой лист - это документ строгой отчетности. Водители, заполняя путевой лист, торопятся, и почерк при этом бывает неразборчив.

     После того как оформленный путевой  лист примет диспетчер, его отдают в отдел автоматизированной системы управления предприятием, где всю информацию вручную переносят в базу данных для ее накопления и дальнейшей систематизации. Это увеличивает возможность возникновения ошибок.

     Полученная  таким образом информация не может показать четкую картину эксплуатации подвижного состава. В то же время на рынке представлен ряд программных продуктов, решающих задачи учета и специфики автоматизации деятельности автотранспортных хозяйств. Предлагаются готовые отраслевые решения, ориентированные на различные категории пользователей. Данные программы позволяют организовать учет заявок и формировать разнарядку на работу автомобилей.

     Применение  программ помогает минимизировать производственные сбои, обусловленные нестыковкой  информации, касающейся разных областей работы транспорта. Однако применение таких программ связано со значительными доработками, поскольку предприятия стремятся к высокой степени интеграции учета работы транспорта с бухгалтерским учетом, а это требует дополнительного времени и квалифицированных специалистов.

     Работа  диспетчеров, отвечающая за технологический  процесс выполнения заказа, рассматривается  как один из частных элементов  в логистической системе, которая  является комплексным объектом. Проблема в работе диспетчеров на крупном предприятии заключается в организации информационных потоков, связанных с планированием и координацией транспортной деятельности. Обработка информационных потоков очень ответственная задача, поскольку малейший сбой в организации транспортного процесса может повлечь за собой невыполнение заказа.

     Для решения данной проблемы, диспетчеру необходимо оптимально регулировать работу транспорта. Он обязан своевременно собирать и отслеживать оперативную информацию о постоянно меняющейся обстановке на транспортном предприятии, иными словами диспетчерская служба постоянно держит руку на пульсе предприятия.

     От  деятельности диспетчера зависит ритмичная  работа предприятия, выполнение работ  в соответствии с производственными  программами, календарными графиками и сменно-суточными заданиями. Он производит регулярный оперативный контроль за движением транспорта, принимает меры по предупреждению и устранению нарушений по выполнению заявок, привлекает к ликвидации этих нарушений вспомогательные и другие службы предприятия. В его функции входят подведение итогов работы подвижного состава, что в дальнейшем применяется в оценке экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг.

     Одним из параметров качества транспортного обслуживания потребителей относят время от получения заказа на перевозку до доставки, надежность и возможность доставки по требованию. Для достижения указанных задач диспетчерские службы должны координировать перевозочные операции и отслеживать техническое состояние транспорта на конкретный промежуток времени.

     Информационное  обеспечение в транспортной логистике  играет одну из ключевых ролей, а планирование и координация транспортной деятельности невозможны без взаимодействия транспортных и информационных потоков. В ходе транспортировки с учетом ужесточения конкурентной борьбы перевозчики заботятся не только о снижении цен на тарифы, но и обеспечении важной информацией заказчика. Так информацию можно разделить на три основных вида: опережающая, сопровождающая, поясняющая транспортно-материальный поток. Опережающий информационный поток является одним из важных элементов в работе диспетчеров, поскольку он содержит предварительное сообщение о предстоящем перемещении груза. Сопровождение информации осуществляется одновременно с транспортным потоком. В этом случае информация позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы, и направлять их по назначению. Отставание информационного потока от транспортного, обычно, допускается только для пояснения и оценки последнего. Только при наличии всех перечисленных информационных потоков можно получить возможность эффективного управления, контроля движения транспортно-материального потока.

     На  рассматриваемом предприятии, имеющем  около 500 единиц подвижного состава, четкое диспетчерское руководство работы автотранспорта пока является невозможным, поскольку отсутствуют опережающий и сопровождающий информационные потоки. Причиной данной проблемы является отсутствие связи между диспетчером и водителем, что не допустимо, поскольку информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия. Так диспетчер, имея точную "информацию о местоположении автомобиля и его состоянии имеет возможность попутно загрузить автомобиль. Рассматриваемая проблема не позволяет логистической системе обеспечить удовлетворение спроса потребителей на доставку нужной продукции в обусловленный срок и требуемое место, что не дает контролировать определенную длительность цикла логистического обслуживания.

     Работа  логистической службы может быть автоматизирована, однако на большинстве крупных предприятий данная проблема остается нерешенной. Диспетчер обязан заполнять диспетчерские журналы вручную, а это усложняет и замедляет управление и контроль эксплуатации подвижного состава. Например, диспетчер на рассматриваемом крупном транспортном предприятии координирует движение подвижного состава на основании поступающей разнарядки от руководства. Для обеспечения контроля работы транспорта он заполняет следующие журналы:

  1. Журналы учета движения путевых листов;
  2. Журнал учета выхода автомобилей в работу;
  3. Табель автомобильного парка;
  4. Табель использования рабочего времени;
  5. Журнал учета переработанных часов за месяц;
  6. Журнал учета машин в ремонте

     Надо  учитывать то, что диспетчер в  данном случае может только контролировать доставку груза, а также отражать в журналах техническое состояние автомобиля до и после выполнения заказа. Он отмечает в журналах дату и время отъезда, приезда автомобиля, остаток горючего при возврате машины в гараж, показание спидометра, количество перевезенного груза. Однако на сегодняшний день такая работа не отвечает требованиям транспортного обслуживания. Так оператор - диспетчер предприятия может разрабатывать несколько вариантов плана доставки, определять транспортные фирмы, которые могут быть привлечены для осуществления доставки по разработанным схемам. Заказчику сообщаются условия выполнения доставки, каким образом и за какое время заказ будет выполнен. Только после решения данных вопросов между заказчиком и фирмой заключается Договор на доставку. Проведение указанных работ поможет повысить эффективность доставки груза.

     Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки  информации, а точности и достоверности  данных - за счет уменьшения бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Например, на сегодняшний день программы позволяют организовать учет заявок на транспортные средства и формировать разнарядку на работу автомобилей.

     Обычно  наибольшие затруднения при учете  работы транспорта возникают при формировании отчетности по горючему и путевым листам. Особенно трудно бывает составить отчеты в том случае, если путевые листы были сданы диспетчеру несвоевременно или в них обнаружены ошибки, которые приходится исправлять «задним числом». В таких случаях применяемые программы могут значительно облегчить работу диспетчера, т.к. в них автоматически поддерживается актуальность введенной информации, и формируются наиболее важные отчеты: реестр путевых листов; карточка работы автомобиля; основные технико-эксплуатационные показатели; свод о расходе горючего по маркам топлива; ведомость прихода-расхода горючего.

      Диспетчеризация является одним из звеньев в логистической  цепи, поэтому не эффективная работа диспетчера отрицательно сказывается  на организации всего транспортного процесса.

     Данные  проблемы уже давно решаются за рубежом  с помощью информационно- компьютерных технологий. Существуют различные системы  слежения, диспетчеризации транспорта на базе спутниковых систем. Некоторые  из них уже применяются в нашей стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

3.1. Выявление проблем в организации  логистической системы и разработка проекта мероприятий по ее совершенствованию

 

     В условиях высококонкурентного рынка, предприятия, предлагающие услуги грузоперевозок, (или управляющие собственными транспортными отделами), постоянно сталкиваются с целым рядом проблем. Основными из них являются:

  1. Высокая сила конкуренции на рынке грузоперевозок - большое количество игроков: от небольших экспедиторских до крупных национальных логистических компаний;
  2. Изношенность транспортных средств (подвижного состава) и трудностей, связанных с их ремонтов и обновлением;
  3. Высокая трудоемкость процесса планирования маршрутов (и не важно, междугородние это перевозки или внутригородские), особенно при осуществлении доставки большого количества разнородных грузов;
  4. Необходимость организации системы постоянного мониторинга местонахождения и состояния транспортных средств (подвижного состава, транспортных контейнеров);
  5. Сложности в планировании загрузки и, как результат, недогруз и вынужденные простои транспортных средств (подвижного состава).

     Цена  ошибки при решении данных вопросов очень велика - это и излишний пробег (как следствие, дополнительный износ и амортизация транспортных средств, перерасход ГСМ, переплаты персоналу), и снижение рентабельности рейсов (недогруз - «перевоз воздуха», простои в ожидании попутного груза).

     Ещё хуже положение с маршрутом движения транспортных средств. Они практически выполняются стихийно и спонтанно. Ни о каком выборе и обосновании маршрутов движения речи не ведётся.

     При внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением как  рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития логистической службы. Большинство людей не любят изменений, так как для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они не ориентируются в направленности изменений; вынуждены принимать риск на себя; опасаются оказаться в результате изменений ненужными; считают, что не справятся с новыми обязанностями; не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.

     Руководители  функциональных подразделений оказывают  сопротивление, когда изменения  ставят под угрозу их позиции и  власть, т.е. в тех случаях, когда уменьшается их доля в доходах предприятия; уменьшается их влияние на принятие решений; сокращаются возможности их контроля над ресурсами предприятия; наносится ущерб их репутации.

     К другим проблемам организации логистического управления на предприятии относятся: отсутствие специалистов по логистике с необходимым опытом работы, авторитетом, непонимание высшим руководством целей и потенциала логистического управления.

     Специалисты по логистике должны обладать системным  мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Для эффективного решения логистических задач специалист по логистике должен: иметь доступ ко всем видам и уровням информации; располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием, что позволит ему принимать решения, в том числе кадровые; подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия; обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом; быть хорошим менеджером.

Информация о работе Совершенствования работы логистической системы