Логистика розничной продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:49, лекция

Описание работы

Все большее значение в книжном деле приобретает его завершающий этап - розничная продажа книжных товаров, т.е. продажа розничному (конечному) покупателю. Именно на этом этапе происходит общественное признание затрат труда и других ресурсов, которые были произведены на всех стадиях создания и продвижения книжной продукции. Если книга получила такое признание у покупателей, то они возмещают участвующим в издании и книгораспространении предприятиям понесенные ими затраты, давая возможность продолжать процесс производства книжных товаров.

Работа содержит 1 файл

тема 9.doc

— 226.50 Кб (Скачать)
  • затраты на выявление книг, подлежащих возврату;
  • затраты на связь с поставщиками;
  • затраты на документальное оформление возвратов;
  • затраты на упаковку и транспортировку книг.

     Пожалуй, самым нерациональным и дорогостоящим  является возвратный поток некачественной продукции. Кроме всех указанных  выше видов затрат для производителя  бракованная продукция является его убытками, так как в основной своей массе она не может быть продана. Лишь часть бракованной продукции может быть реализована после ее уценки.

     Существуют  следующие виды брака: полиграфический, брак упаковки, брак складирования и хранения, брак транспортировки, брак, возникший в ходе продажи. Мешает своевременному и быстрому выявлению некачественных товаров то, что в книжном деле нет четких нормативных документов, в которых были бы определены критерии видов брака, требования к сохранению товарного вида книжной продукции и ответственность за их несоблюдение. Наиболее эффективным направлением сокращения непроизводительных затрат на бракованную продукцию и ее возврат производителю является внедрение системы всеобщего управления качеством на всех этапах производства и распространения книжных товаров. Внедрение ее на предприятиях книжного бизнеса является все более насущным, так как потребители становятся более требовательными к качеству книжных товаров.

     Разнообразие  книжных товаров по тематике, читательскому назначению, оформлению, жанру литературных произведений и другим признакам значительно усложняет установление оптимального тиража каждого издания и правильное его размещение по торговым предприятиям. В связи с этим основная часть книжных магазинов берет у поставщиков книжные товары на реализацию с условием оплаты по мере продажи и правом возврата непроданной продукции по истечении оговоренного периода.

     Этот  вид возвратных потоков также  требует затрат, но возвращенная продукция  еще может быть продана в других книготорговых точках, за исключением той ее части, которая не отвечает спросу покупателей или устарела.

     Сложной проблемой является продажа книжных  товаров по сниженным ценам, т.е. организация распродаж. Здесь требуется  с помощью концепций общих затрат и компромиссов вовремя найти оптимальное решение о целесообразности продажи книг с минимальной прибылью или даже с убытком для предприятия, чтобы не оказаться впоследствии перед необходимостью нести еще большие убытки в связи с образованием запасов товаров, которые не могут быть проданы.

     Особой  и очень сложной областью книжного дела является антикварно-букинистическая торговля, т.е. возврат книг из сферы потребления и их повторная продажа. Эта часть книжной торговли тесно связана с логистикой домашнего хозяйства. В последнее время появляются публикации, посвященные материальным, информационным, покупательским и другим потокам, существующим в сфере потребления.

     До  недавнего времени считалось, что  к организации домашнего хозяйства  принципы логистики не применимы, что здесь люди руководствуются лишь житейским подходом. Однако последние исследования показали, что производители и торговцы, принимая логистические решения в сфере производства и распределения, должны ориентироваться на движение потоков в сфере потребления. Так, например, выявлена тенденция снижения в будущем запасов в домашних хозяйствах. Улучшение обеспечения населения собственными транспортными средствами существенно изменяет привычки посещения магазинов. Проникновение компьютерных средств передачи и обработки информации расширяет возможности поиска товаров, не выходя из дома. Кроме того, влияние компьютерной техники на книжное дело гораздо глубже, так как электронные книги и информация могут существенно влиять на книжный рынок.

     Особенностью книжных товаров является возможность их длительного хранения в личных собраниях и многократного использования. Собирание личных библиотек и чтение книг из них - один из самых распространенных способов проведения досуга, повышения образовательного и культурного уровня.

     До  недавнего времени существенную роль в книжной торговле играла букинистическая  торговля, занимавшаяся покупкой бывших в употреблении книг у населения и их продажей новым владельцам. В последние годы в связи с отсутствием неудовлетворенного спроса на книжном рынке, изменением читательских потребностей и другими экономическими обстоятельствами интерес к букинистической торговле ослаб. Однако вполне возможно ее новое возрождение, в том числе и путем нахождения своих ниш, новых форм и методов торговли подержанной книгой. Об одном из них мы расскажем в конце данного раздела, но сначала приведем некоторые общие положения, характерные для логистики вторичного рынка (в нашей отрасли антикварно-букинистического).

     Комплекс  работ с вторичными товарами с целью максимально возможной замены первичных ресурсов получил название рециркуляция (recycling) материальных потоков. В тех товарных группах, где рециркуляция возможна, она считается важным направлением, способствующим экономии ресурсов, охране окружающей среды. В книжном деле повторное обращение книжных товаров способствует снижению потребности в бумаге и, таким образом, сохранению лесных богатств. Здесь необходимо упомянуть проблему сбора и переработки бумажной массы (макулатуры), уже не подлежащей вторичному использованию. В ее решении могли бы участвовать некоторые книготорговые предприятия, однако при этом не захламляя дорогостоящие торговые площади и выстраивая оптимальные пути движения бумажного сырья.

     Логистическая схема вторичных товарных потоков имеет две составляющие:

  • организация входных товарных потоков. Сюда относится не только сбор, но и восстановление (реставрация) вторичных материальных ресурсов от остаточной до максимально возможной (восстановленной) полезности;
  • организация выходных потоков - продажа вторичных материальных ресурсов как товаров в торговых предприятиях.

     Места образования вторичных продуктов, которые могут вновь поступить  на рынок (т.е. личные библиотеки), рассредоточены в пространстве. Исходя из этого, в логистике возвратных потоков возникает проблема сбора вторичных товаров. Различают два метода сбора:

  • пассивный - когда сдатчик приходит в пункт сдачи;
  • активный - когда сбор производится в местах проживания силами специализированных фирм.

     На  этапе сбора решаются задачи формирования ассортимента вторичных товаров, хранения запасов, обработки (восстановления).

     Логистика продажи вторичных товаров выстраивается  аналогично продаже обычных товаров. Однако здесь могут возникать  и своеобразные, присущие только данной области формы. Приведем в качестве примера опыт работы книготоргового предприятия «Библиотечная книжная лавка».

     В связи с тем, что организация приема книжных товаров на комиссию по существующим правилам очень усложняет работу магазина, здесь используется метод обмена книг. Посетитель, который принес книги, сдает их магазину и на полученную сумму выбирает книги из предлагаемого в торговом зале ассортимента. При современной неблагоприятной для подержанных книг конъюнктуре рынка «Библиотечная книжная лавка» идет на риск, принимая на себя заботу о реализации сданных клиентами книг. Особую важность в этих условиях приобретает процесс ценообразования на сданные книги. В принципах оценки книг заложено самоподдержание книгообмена (т.е. баланса входных и выходных потоков книг), чтобы книги менялись и покупались и при этом чтобы не оказалось так, что в магазине нечего купить. Магазин предлагает для обмена свыше 10 тыс. наименований. Тематика книг сознательно ограничена. Это гуманитарное знание в целом - история, философия, психология, лингвистика и т.п., книги на иностранных языках. Не принимаются специальная техническая литература, газеты и журналы, практически не принимаются книги по экономике, праву и деловая литература. Исключительно дешево оценивается художественная литература. Это вынужденная мера, связанная с тем, что «Библиотечная книжная лавка» имеет небольшую площадь - около 60 кв.м.

Информация о работе Логистика розничной продажи