Логистика машиностроения: особенности и характер качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:01, реферат

Описание работы

В условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, а также посреднические организации, функционирующие на рынке машиностроительной продукции.

Содержание

1 Развитие машиностроения 3
2 Маркетингово-логистическая парадигма 7
3 Логистика в машиностроении 13
3.1 Логистические системы 13
3.2 Толкающая система 14
3.3 Тянущая система 15
3.4 Проблемы внедрения на российский рынок 16
3.5 Стройное производство 17
3.6 Аутсорсинг 19
3.7 Внедрение современных логистических технологий 21
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Логистика машиностроения, особенности и характер качества.docx

— 68.15 Кб (Скачать)

     Соответственно логистика косвенно входит во практически во все разделы маркетинга, и независимо от того, что в каждом конкретном случае определяется как приоритет маркетинговой деятельности, логистика как минимум просто напросто создает возможность сам факт сделки, ибо без соблюдений условий времени и места сделка просто не может состояться, не говоря уже о только что упомянутой роли логистики в ценообразовании, а ведь предоставление конкурентной цены так же является необходимым.  
 
 
 

     3.5 Стройное производство

     В реализации целей логистики существенное место занимают новые методы организации производства, которые известны как “learn production” (cтройное производство).

     Суть  стройного производства заключается  в выявлении узких мест как  шанса их полной ликвидации. Сама ликвидация узких мест осуществляется не традиционным путем (увеличения затрат (ресурсов) на их устранение), а путем одновременной ликвидации узких мест и сокращения затрат (ресурсов). Два отличительных признака имеют стройные производства: Максимум задач и ответственности переносится на сотрудников, которые действительно обладают соответствующим потенциалом, Все сотрудники ищут узкие места с целью их немедленного устранения. На таких предприятиях, как показывает опыт, сотрудники представляют в 80 раз больше рационализаторских предложений, чем на обычных. Если налажено стройное производство, то можно ставить задачу автоматизации технологии, об этом свидетельствует, прежде всего, японский опыт.

     Анализ  деятельности таких организаций, их функционирование целесообразно координировать из определенных центров, которые на основе компьютерного оснащения могут вести моделирование различных ситуаций, оценивать возможности отдельных организаций, указывать на возможные узкие места, срывы поставок, отклонения от согласо-ванных сроков поставок. При непрерывно сокращающемся времени обращения запасов соблюдение согласованных сроков поставок для таких организаций составляет 100%-ную важность. Одновременно с этим существенно возрастают производительность и эффективность использования ресурсов.

     Основой «стройного» производства является принцип партнерства предприятия со своими сотрудниками, поставщиками и покупателями, а также относительно обозримый во времени процесс производства. В системе just in time( JIT), которая так легко вписывается в стройное производство, включаются в процесс небольшие, стратегически рассчитанные страховые запасы вместо складских. К сожалению, в реальной практике эта система очень часто перекладывает содержание складских запасов на более слабого в хозяйственном отношении поставщика, задачей которого является быть своеобразным буфером при неожиданных отклонениях потребности в сложной цепи взаимосвязи с потребителем.

     В идеале системы just in time включает поставщика в логистическую цепь – в возможно более ранний срок ему предоставляется информация об ожидаемой потребности. Главным является то, что ведется совместная работа по увязке процессов производства и поставки и повышению точности прогнозов.

     Таким образом, успех предприятия может быть достигнут лишь на базе системной оптимизации комплекса процессов обеспечения, производства и сбыта продукции, т.е. на основе современных логистических процессов организации движения материальных и информационных потоков.

     Тем не менее, нужно отметить, что при работе по канбан системе цех-изготовитель не имеет законченного плана и графика, он жестко связан не общим планом, а конкретным заказом цеха-потребителя, оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. Однако колебания спроса и рыночной конъюнктуры имеют свои пределы, за границами которых система начинает давать сбои. Предел прочности канбан системы, по данным различных исследователей, составляет ± 10 % укрупненного плана. Канбан система предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку "точно вовремя" комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в 2 и более раза, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные связи.

     Головная  фирма оказывает поставщикам  самую разнообразную помощь, направленную в первую очередь на повышение качества поставляемой ими продукции. Внедрение канбан системы предполагает также применение системы всестороннего управления качеством, автономного контроля качества продукции, комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распространение кружков качества и т.п. Практическое применение канбан системы дает японским машиностроительным фирмам значительный эффект. Многие западные специалисты не без оснований считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции в первую очередь обусловлена применением идей и методов канбан системы. Эта система используется такими известными фирмами, как «Дженерал моторс» (США), «Рено» (Франция) и многими другими. (Возможно, «Рено» в ближайшее будущее сможет внедрить эту систему и на (АВТОВАЗе). Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших канбан систему, показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.  

     3.6 Аутсорсинг

     Большинство предприятий машиностроения долгое время пытались производить все собственными силами и лишь в последние годы, ввиду усиления конкуренции на рынке и реальной угрозы снижения прибыльности бизнеса, стали прибегать к аутсорсингу, как более эффективной форме организации процессов создания добавленной стоимости в экономике. Но, взвешивая возможности использования ресурсов других организаций свозможностями развития собственного производства, руководство предприятия вплотную подходит к решению проблемы «производить или купить» («make or bay»). Вынесение передача собственных функций на аутсорсинг должно быть экономически целесообразным, чтобы не получилось так, что сами предприятия выполнили бы эти функции с меньшими затратами, нежели имеется возможность закупить их на рынке.

     Отдельное и востребованное направление аутсорсинга в Росии представляет собой реструктуризационный аутсорсинг – выделение непрофильных активов компании и передача их поставщикам услуг или развитие на их основе нового бизнеса. Эффективность и конкурентоспособность этих вновь создаваемых компаний находится в прямой зависимости от качества менеджмента. Примером практической реализации реструктуризационного аутсорсинга в масштабах всего предприятии является реструктуризация ОАО «Волгоградский тракторный завод». Стратегия же ОАО «АВТОВАЗ» заключается во внедрении лучшей международной практики:

  • больший процент комплектующих получать от поставщиков, сокращать число наименований, производимых на собственной базе;
  • выделять из предприятия производства компонентов, концентрировать основные производственные мощности на кузовах, двигателях, трансмиссиях.

     Есть  два пути, ведущие к созданию индустрии  поставщиков мирового класса: во-первых, поднимать производство традиционных комплектующих до высших Стандартов; во-вторых, мотивировать поставщиков мирового класса размещать их производства в стране, особенно для инновационных продуктов. Эту работу предстоит выполнять шаг за шагом, через улучшение отбора поставщиков и развитие отношений с ними. Критерии отбора для тендеров включают в себя результаты технологических аудитов и аудитов качества. При наличии нескольких поставщиков предпочтение отдается тому поставщику, который обладает более прогрессивными технологиями, использует современные комплектующие и материалы для повышения качества автомобиля и снижения себестоимости комплектующих.

     Учитывая  мировой опыт по новым комплектующим изделиям, наиболее целесообразным представляется лицензирование сборки этих изделий с освоением их производства в России и в дальнейшем создание собственной базы НИОКР.

     Очевидно, что внедрение аутсорсинга на АВТОВАЗе предполагает разработку и производство лишь тех компонентов, от которых в первую очередь зависит успех новой модели (кузов, двигатель, трансмиссия). С целью освобождения площадей для размещения новых технологических процессов изготовления и сборки автомобилей предусматривается расширение кооперации путем размещения на предприятиях поставщиков производств узлов, заготовок, деталей ныне действующего производства ВАЗа (около 3200 наименований)  

     3.7 Внедрение современных логистических  технологий

     Сегодня внедрение современных логистических технологий определяется следующими факторами:

  • тенденцией к удовлетворению возрастающих требований потребителя и постепенным переходом от толкающей модели производства к тянущей;
  • в рамках конкурентной борьбы необходимостью снижения логистических затрат;
  • приходом на российский рынок ведущих зарубежных производителей выдвигающих поставщикам жесткие требования по качеству и логистике.
 

     Для внедрения в ближайшей временной  перспективе актуальны следующие основные подходы:

    • управление цепочкой поставщиков;
    • электронная коммерция;
    • помодульный переход к JIT (точно в срок) и в дальнейшем к JIS (точно в последовательности);
    • реформирование структуры отношений производителей с поставщиками с внедрением концепции индустриальных парков.

     Для российской автомобильной промышленности, характеризующейся высокой территориальной распределенностью, развитие индустриальных парков и переход к системам JIT и JIS требуют детального экономического и маркетингового анализа.

     При этом формирование логистических цепей является залогом реализации стратегических преимуществ логистического соглашения, заключенного между различными субъектами рынка в процессе формирования хозяйственных связей.

     Построение  логистической цепи осуществляется, прежде всего, с целью достижения оптимума по Парето в процессе организационно-экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов при выполнении обменных операций. Как показывает практический опыт и отдельные теоретические исследования, наиболее эффективной организационно-экономической формой привлечения производственных и посреднических структур к участию в логистических цепях являются логистические альянсы.

     Объединение субъектов рынка в логистические альянсы не только позволяет интегрировать, а, следовательно, усилить их конкурентные преимущества, но и создает все необходимые предпосылки для наиболее полного согласования экономических интересов его непосредственных участников – поставщиков, потребителей и посредников. При организации совместной деятельности производственных и посреднических структур в рамках логистического альянса, создаваемого ими для оптимизации хозяйственных связей, происходит формирование разветвленной сети логистических цепей, взаимосвязанных между собой.

     Интеграция  логистических цепей, образуемых субъектами логистического альянса, обусловливает, на наш взгляд, возможность и необходимость использования понятия “логистическая сеть”, под которой понимается совокупность логистических цепей, чьи звенья взаимодействуют между собой по материальным и/или информационным и/или финансовым потокам.

     В некоторых случаях использование  независимой системы сбыта приводит к тому, что продукция предприятий машиностроения попадает на “вторичный” рынок, где она, как правило, реализуется по более низким ценам, что наносит урон непосредственному производителю. Подобные ситуации возникают из-за отсутствия у машиностроительного предприятия единой стратегии развития “сбытовых” хозяйственных связей и, как следствие этого, несогласованности экономических интересов предприятий и дилерских организаций, стремящихся к получению прибыли “любым способом” и пренебрегающих долгосрочными перспективами взаимовыгодного сотрудничества.

     Одним из путей решения данной проблемы является, на наш взгляд, как уже отмечалось, создание сбытовых логистических цепей и формирование сервисных логистических альянсов. Согласно исследованиям западных маркетологов, оказание услуг по послепродажному техническому обслуживанию является для зарубежных фирм первым по значению фактором при выборе поставщика машиностроительной продукции.

     Кстати, реформа сбытовой сети заключается не только в ужесточении требований к дилерам. АВТОВАЗ ввел для всех предприятий сервисно-сбытовой системы единые отпускные цены, включающие в себя затраты на доставку и хранение автомобилей (с введением единых оптовых цен завод начал самостоятельно транспортировать автомобили).

     Деятельность  участников сбытовых каналов автомобильной  отрасли сопряжена с решением многих логистических задач. Одной из них является задача управлением широким ассортиментом запасных частей и комплектующих к автомобилям. Сложность данной проблемы трудно переоценить, потому что по подсчетам аналитиков, на разных уровнях систем снабжения номенклатура запасов автозапчастей варьируется от 30-50 до 700 тысяч наименований. Так, для решения вопросов стратегического управления таким обширным ассортиментом традиционно используется АВС классификация, помогающая определить области и номенклатуры групп, к которым применимы общие принципы управления.

Информация о работе Логистика машиностроения: особенности и характер качества