Логистика машиностроения: особенности и характер качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:01, реферат

Описание работы

В условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, а также посреднические организации, функционирующие на рынке машиностроительной продукции.

Содержание

1 Развитие машиностроения 3
2 Маркетингово-логистическая парадигма 7
3 Логистика в машиностроении 13
3.1 Логистические системы 13
3.2 Толкающая система 14
3.3 Тянущая система 15
3.4 Проблемы внедрения на российский рынок 16
3.5 Стройное производство 17
3.6 Аутсорсинг 19
3.7 Внедрение современных логистических технологий 21
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Логистика машиностроения, особенности и характер качества.docx

— 68.15 Кб (Скачать)

     Выделим два взаимосвязанных аспекта маркетинговой логистики: функциональный, связанный с прохождением материального потока (часто именуемый в литературе "физическим распределением") и институциональный, связанный с выбором канала распределения и управления им. Реализация подобного подхода, несомненно, служит достижению конкретной цели стратегии фирмы - наиболее полного удовлетворения запросов потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции, но не раскрывает всех возможностей системного совместного использования маркетинга и логистики.

     Залогом успешного развития предприятия в условиях современного рынка является использование комплексного подхода к управлению снабжением и сбытом. Поэтому сегодня в наиболее прогрессивных компаниях применяется маркетингово-логистическая парадигма. Это обусловлено тем, что логистика, произойдя из науки об обеспечении войск, сегодня, в большей степени, ориентирована на снабжение, в то время как маркетинг, главным образом, обращен к проблемам сбыта, вместе же эти две науки охватывают единый коммерческий процесс.

     Следует заметить, что инструменты маркетинга и логистики, как правило, используются по отдельности и в практической деятельности предприятий. Соответствующие отделы представляют собой две совершенно обособленных службы, одна из которых ближе к транспортно складскому управлению, другая же – к аналитической и сбытовой деятельности компании. Однако, можно говорить о том, что маркетинг и логистика тесно связаны между собой - логистика направлена на удовлетворение спроса, созданного с помощью маркетинга, маркетинг же, в свою очередь, зависим от логистического потенциала фирмы.

     Также необходимо отметить, что некоторые инструменты, используемые в логистике и маркетинге, являются достаточно схожими, а иногда полностью совпадают. В первую очередь это касается аналитической работы. Так, например, в обеих сферах деятельности используются аналогичные виды ассортиментного анализа и прогнозов. Это связано с тем, что обработке теми и другими специалистами подвергается, подчас, одна и та же информация, данные о продажах, поставках и складских остатках.

     Маркетинговые методы стимулирования сбыта, могут использоваться на благо логистической системы предприятия. Это достаточно очевидно: ведь продажи зависят от закупок и наоборот – предприниматель не может продать больше, чем закупил и ему не следует закупать больше, чем он сможет продать. Следовательно, любая компания в равной степени нуждается как в услугах логистов, так и в услугах маркетологов. Однако часто возникают проблемы с интеграцией обоих систем в рамках одного предприятия.

     Как известно, наибольшего успеха на рынке может добиться компания, способная максимально сфокусировать свои усилия, добившись «бесшовной» интеграции всех служб в единую систему. В данном случае имеется в виду объединении деятельности специалистов по маркетингу и логистике в рамках коммерческого отдела.

     Такая интеграция позволит избежать повторения некоторых процессов (анализ продаж, ABC-анализ, прогнозирование), повысить эффективность информационного обмена между маркетологами и логистами, а главное - добиться фокусировки усилий и тех и других специалистов на одних проблемах.

     Также нельзя не учитывать эффект синергии. При правильно поставленной работе такого отдела эффект взаимодействия специалистов по маркетингу и логистике может во много раз превысить сумму результатов их работы по отдельности.

     Следовательно, в условиях современного бизнеса для успешного существования предприятия на рынке, необходимо тесное взаимодействие маркетинговых и логистических структур компании, возможно, даже объединение их функций в рамках одного подразделения.

     В условиях перехода к рыночной экономике внутренняя и внешняя среда машиностроительного предприятия находится в постоянной взаимосвязи, поскольку рынок является для предприятия одновременно и источником образования потоковых процессов (закупка ресурсов) и конечной целью их движения (сбыт готовой продукции).

     К числу субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование хозяйственных связей машиностроительных предприятий, и обусловливающих необходимость их логистизации следует отнести:

    • достаточно высокую степень монополизации машиностроительного производства и смежных с ним отраслей;
    • исторически сложившуюся в России концентрацию машиностроительного производства на крупных промышленных предприятиях;
    • ярко выраженную специализацию отдельных машиностроительных предприятий, не всегда соответствующую требованиям рынка;
    • необходимость повышения инвестиционной привлекательности машиностроительного производства;
    • соотношение между государственной и частной собственностью в машиностроительном комплексе; 
    • существующие условия конкуренции на отечественном и зарубежном рынках машиностроительной продукции.

       Проведенное нами исследование позволяет выявить ряд основных особенностей организации и управления потоковыми процессами машиностроительных предприятий, к числу которых относятся:

    • наличие тесных экономических взаимосвязей логистической системы управления потоковыми процессами конкретного машиностроительного предприятия с внешней средой;
    • необходимость интегрирования производственных потоковых процессов внутри машиностроительного предприятия;
    • наличие специфики многоступенчатого машиностроительного производства;
    • пребывание продукта в производственном цикле в течение длительного времени, что обусловлено спецификой использования сложных технологий в производстве машиностроительной продукции;
    • необходимость организации сервисного обслуживания потребителей машиностроительной продукции, включающего гарантийное и постгарантийное обслуживание.

     Вышеперечисленные особенности организации и управления потоковыми процессами в машиностроительном производстве должны обязательно учитываться при установлении хозяйственных связей машиностроительных предприятий и их логистизации, предусматривающей создании логистических систем, логистических цепей и других логистических образований в отечественном машиностроительном комплексе.  

     3 Логистика в машиностроении

     3.1 Логистические системы

     Логистика пронизывает все функции и  подразделения предприятия с  целью единой оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков, требует нового мышления в области использования ресурсов. Классический подход – оптимизация на отдельных участках, новый – системная оптимизация всех процессов, связанных с организацией производства, для достижения поставленных целей.

     Интерес отечественных производителей к  использованию логистики вызван проникновением на российский рынок ведущих иностранных фирм, которые используют логистические методы.

     Как известно, логистическая система  это – адаптивная система с  обратной связью, выполняющая те или иные специфические функции Данное определение основано на общей теории систем и кибернетики. В основу формирования логистических систем положены принципы системного подхода;

    • последовательность продвижения по этапам создания системы;
    • согласование информационных, финансовых, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
    • отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

     Каждая  логистическая система разрабатывается  для решения конкретных задач путем внесения определенных дополнений или изменений. В результате возникали новые или видоизмененные системы, которые на определенном промежутке времени соответствовали предъявляемым требованиям. Сегодня существует несколько логистических систем, которые нашли широкое применение во всем мире. К ним относятся:

     1. MRP (Material Requirements Planning – планирование материальных

     потребностей).

     2. MRPII (Manufacturing Resource Planning – планирование  производственных

     ресурсов).

     3 ERP (Enterprise Resource Planning – планирование  ресурсов предприятия).

     4. ERPII (новая редакция концепции  ERP, которая включает в себя: ERP, CRM (Customer Relationships Management – управление отношениями с клиентами) и SCM (Supply Chain Management – управление цепью поставок), ранее DRP (Distribution Resource Planning – планирование распределения ресурсов).

     5. JIT (Just-in-time – «Точно в срок»).

     6. JIS (Just–in–seguence – «точно в последовательности»).

     7. Lean production («стройное/тощее» производство).

     8. Kanban (впереводе с японского означает  «карточка»).

     Каждая  из приведенных систем относится  либо к «толкающему» типу (Push system), либо к «тянущему» (Pull system).  

     3.2 Толкающая система

     «Толкающая» система представляет собой «выталкивание» материального ресурса с одного звена логистической системы на другое. При этом «выталкивание» происходит по ранее сформированному графику в независимости от того, готово ли следующее звено принять данный материальный ресурс. Вследствие чего на очередном звене логистической системы возникает запас, который, с одной стороны, играет роль буфера и увеличивает гибкость системы, а с другой – несет дополнительные издержки. В основном все отечественные предприятия, работающие по традиционной схеме, устроены по принципу толкающей системы. Это привычная практика давать график работы сверху для каждого производственного участка исходя из общего плана. Недостаток систем такого типа – недостаточно строгое отслеживание спроса с обязательным наличием страховых запасов. К данному типу системы относятся MRP/MRPII, ERP/ERPII. 

     3.3 Тянущая система

     «Тянущая» система представляет собой «вытягивание» материального ресурса из одного звена логистической системы в другое. При этом «вытягивание» происходит по мере необходимости. Жесткий график движения материального потока отсутствует. Пополнение происходит, когда в этом возникает необходимость, вследствие чего на очередном звене логистической системы запасы минимальны. «Вытягивание» – это не только необходимость, которую диктует рынок, но и существенная возможность для бизнеса. «Тянущая» система предназначена для клиентоориентированных компаний, основной потенциал которых состоит в стремлении максимально соответствовать ожиданиям потребителей и стабильно их оправдывать, а управляя отношениями, делать их сначала постоянными, а затем и лояльными. К данному типу системы относятся JIT, JIS, Lean production, канбан.

     Системы «тянущего» типа базируются на логистической  концепции: ничто не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость. Из фактически убыточных предприятий всего за три-четыре года возникают заводы, которые работают эффективно, с прибылью, и продолжают наращивать свои обороты. В России по такому типу систем работает Уральский машиностроительный завод, который провел модернизацию производства по «вытягивающей» системе, и довольно успешно. Увеличилась производительность, улучшилось качество машин «Урал». Павловский автобусный завод, внедрив данную систему, увеличил в течение года объемы продаж на 40%. ОАО «Заволжский моторный завод» улучшило качество выпускаемой продукции, повысило производительность в результате внедрения системы канбан.  
 

     3.4 Проблемы внедрения на российских  предприятиях

     Внедрение данных систем на российских предприятиях автомобильной промышленности проходит трудно. Главная проблема – найти понимание проводимых преобразований среди сотрудников. Вовлеченность персонала – один из ключевых принципов систем «тянущего» типа. Например, на ОАО «ЗМЗ» происходит плодотворная работа по вовлечению персонала в процесс улучшений. Разработана процедура подачи кайзен-предложений, которая предусматривает рассмотрение предложений от производственного персонала, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, снижение затрат, улучшение рабочих мест, сокращение времени производственного цикла и др. Необходимо четко представлять, что от внедрения системы «тянущего» типа реальных сдвигов можно ожидать через полтора, два, а то и через три года. Практика показывает: изменения должны накапливаться. Организация эффективной логистической системы является одним из существенных направлений в конкурентной борьбе, позволяющим максимально приблизить продукцию предприятия к потребителю за счет предоставления ему возможности получения нужного товара необходимого качества в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и с минимальными затратами.

Информация о работе Логистика машиностроения: особенности и характер качества