Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ОАО « Минский автомобильный завод».
Предмет исследования: логистическая система внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ».
Цель исследования: исследование логистической системы внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ» и разработка предложений по повышению ее эффективности.

Содержание

1 Организация внешнеторговых операций в логистической системе 6
1.1 Понятие, значение и содержание внешнеторговой деятельности 6
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия 9
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
2 Анализ экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.1 Общая характеристика основной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.2 Организация экспорта на ОАО «МАЗ» 20
2.3 Основные недостатки экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 26
3 Пути совершенствования экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 30
Заключение 39
Список использованных источников 44
Приложение А 45

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 247.11 Кб (Скачать)

11 августа 2011 Президент  подписал Указ № 358 «О стимулировании  реализации товаров». Он создаёт  дополнительные условия как налогового, так и стимулирующего характера  с точки зрения упрощения бизнес-среды. Хотелось бы отметить два важных момента, которые надо воспринимать как единое целое. Субъекты, которые используют упрощённую систему налогообложения, платят лишь 2% от экспортной выручки. В совокупности с отменой Указа № 117 от 07.03.2000, которым были установлены рамки и правила ведения посреднической деятельности (например, существовала норма, требующая указания в договорах купли-продажи приобретения товаров). Это делает бизнес во внешней торговле весьма привлекательным.

Постановление Министерства торговли и Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 №25/29 «Об утверждении Положения  «О порядке выдачи лицензий на экспорт  и импорт товаров в Республики Беларусь» и Положения «О порядке  регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республики Беларусь»;

Слабая диверсификация экспорта - одна из ключевых проблем нашей экономики. Поэтому сегодня правительство республики сосредоточили внимание на освоении новых рынков сбыта, интенсификации отношений со странами, ранее не казавшими слишком  перспективными [2, c. 9]. 

В своей политике Минэкономики нацелено, прежде всего, на системные меры по закреплению сложившихся положительных  тенденций, которые должны носить всеобъемлющий  и долгосрочный характер. Наш приоритет - формирование условий для естественной и стратегической ориентации предприятий  на экспорт. Мы открыты для тех, чьи  предложения, идеи вписываются в  обозначенную концепцию Министерства.

Приняты меры по увеличению реализации отечественной продукции через белорусскую товаропроводящую сеть (ТПС) за рубежом. Сводным планом мероприятий на 2010-2011 годы по развитию такой сети предусмотрено создание 118 субъектов ТПС. Решаются вопросы обеспечения равного доступа белорусских и российских производителей к выполнению государственных заказов [16, c.39].

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что правительство Республики Беларусь проводит грамотное регулирование  внешнеэкономической деятельности. Политика государства направлена на удержание всеми силами позиций  белорусских предприятий на международном  рынке.

 

 

 

2 Анализ экспортно-импортной деятельности ОАО «МАЗ»

 

 

2.1 Общая  характеристика основной деятельности  ОАО «МАЗ»

 

 

ОАО «МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД» – одно из крупнейших предприятий в Восточной Европе по выпуску большегрузной автомобильной, а также пассажирской и прицепной техники.

Юридический адрес: 220021 г. Минск, ул. Социалистическая 2.

Предприятие основано 9 августа 1944 года. В октябре 1947 года на заводе собраны первые пять МАЗов. В 1948 году организовано серийное производство автомобилей МАЗ.

Торговая  марка МАЗ уже почти 60 лет широко известна на просторах СНГ и за рубежом. Автотехника МАЗ хорошо зарекомендовала себя в работе в  районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автотехника  МАЗ поставляется в более чем 60 стран мира. В планах Минского автомобильного завода дальнейшее расширение географии  поставок автомобилей МАЗ.

Сфера деятельности: производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом автомобильной  и прицепной техники, автобусов, запасных частей, узлов и агрегатов, литья, поковок, штамповок, технологического оборудования, товаров народного  потребления, организация фирменной  торговли, сбыта выпускаемой продукции  и ее сервисного обслуживания, осуществление  проектной, коммерческо-посреднической и внешнеэкономической деятельности, выполнение строительных, монтажных  и ремонтных работ, оказание платных  услуг населению.

ОАО “МАЗ”  – это система качества соответствующая  требованиям ISO 9001 при проектировании, разработке, производстве и обслуживании автотехники. Минским автозаводом  получен сертификат TUV CERT (Германия), который удостоверяет, что на предприятии  внедрена и успешно применяется  система менеджмента качества при  проектировании и производстве автобусов.

Научно-исследовательский  сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно  сотрудничает с фундаментальной  наукой.  Специалисты завода поддерживают  связи  с  50  научными организациями  республики Беларусь и стран СНГ.  Наибольший объем научных исследований на  хоздоговорной основе выполняется  с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским национальным техническим  университетом.

Минский автомобильный  завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное, термогальваническое.

С 2007 года на Минском автомобильном заводе осуществляется комплексное переоснащение и  модернизация всех производств.

Среднесписочная численность  работающих на заводе на сегодняшний день превышает 26 тысяч  рабочих. Завод располагает квалифицированным  составом руководителей, специалистов и рабочих. Производство укомплектовано квалифицированным персоналом с  большим опытом работы. Из общей  численности 18% имеют производственный стаж свыше 20 лет, 53% работников находятся  в возрасте 30-60 лет.

Наглядно  структура работников в ОАО «МАЗ»  представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Структура работников ОАО «МАЗ»

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

По состоянию  на 01.12.2010 года качественный состав работающих на Минском автомобильном заводе следующий:

из числа  руководителей, специалистов и служащих, имеющих:

– высшее образование  – 3493 человека, что составляет 60 %,

из них: 1 доктор наук и 14 кандидатов наук;

– среднее  специальное образование – 1863 человека, что составляет 32%;

– среднее  образование – 466 человека (8 %).

из числа  рабочих, имеющих:

– высшее образование  – 545 человека (3 %);

– среднее  специальное образование – 1998 человека (11 %);

– среднее  образование – 15622 человек (86 %).

К нематериальным формам стимулирования труда в ОАО  “МАЗ” можно отнести доску  почета лучших работников месяца, квартала и года, дипломы и грамоты благодарности  за особые достижения в своём роде деятельности на предприятии, а также  устная похвала со стороны начальства, предоставление отгула, путёвки в  санаторий, бесплатный спортивный и  тренажерный зал и др. Относительно системы оплаты труда, применяемой  во внешнеэкономическом подразделении  компании, следует отметить, помимо обязательного фиксированного оклада, возможность получения ежемесячной премии.

Подчиненность подразделений завода определена организационной  структурой управления Минского автозавода, представленной на рисунке 2.2:

Помощники по различным вопросам:


  • по транспорту
  • по инвестиционным проектам
  • по правовым вопросам
  • по орг-ции произв-ва легковых автомобилей
  • др.

 

 

Помощники по различным  вопросам:

  • по транспорту
  • по инвестиционным проектам
  • по правовым вопросам
  • по орг-ции произв-ва легковых автомобилей
  • др.

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ


 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ


 

 

Заместители:


1) по техническому развитию (технический директор)

2) по коммерческим вопросам

3) по финансам и экономике

4) по производству

5) по материально-техническому  снабжению

6) по ВЭС

7) по качеству

8) по кадрам, экономической безопасности

9) по строительству, капстроительству  и монтажу

10) по общим вопросам и идеологической  работе

 

 

Заместители:

1) по техническому  развитию (технический директор)

2) по коммерческим  вопросам

3) по финансам  и экономике

4) по производству

5) по материально-техническому  снабжению

6) по ВЭС

7) по качеству

8) по кадрам, экономической безопасности

9) по строительству,  капстроительству и монтажу

10) по общим  вопросам и идеологической работе

 


 

 

 

 


 

Заместители по отдельным  направлениям:


  • главный инженер;
  • по оборудованию, капремонту и строимонтажу;
  • по охране труда, пром. без-ти и экологии;
  • по реализации грузовой техники;
  • по реализации пассажирской техники;
  • по реализации запасных частей;
  • по техническому сервису:
  • по бюджетированию и контролю
  • по экономике и организации труда;
  • по контролю использования собственности предприятия;
  • по обеспечению комплектующими;
  • по обеспечению материалами и металлом;
  • по обеспечению силовыми агрегатами,  др.

 

 

 

 

 

 

 


Управление главного конструктора

Управление бухгалтерского учёта  и отчетности

Управление главного технолога

Центральная расчётная бухгалтерия

Управление главного металлурга

Управление контроля и аудита

Управление главного механика

Финансовое управление

Управление главного энергетика

Планово-экономическое управление

Управление контроля качества

Управление кадров

Управление системы качества

Управление организации труда и з/п

Управление гарантийного обслуживания

Управление внешнеэкономических  связей

Производственно-диспетчерское управление

Юридическое управление

Управление внешней кооперации

Ремонтно-монтажное управление

Управление маркетинга

Жилищно-коммунальное управление

Управление снабжения металлов

Управление охраны труда

Управление материального снабжения

Управление охраны завода

Бюро сводного планирования

Управление экономической безопасности завода

Управление информационных технологий

 




Рисунок 2.2 – Организационная структура ОАО « МАЗ»

Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Проведенный анализ экономического состояния ОАО  «МАЗ» показал очевидное снижение объема реализации продукции в 2010 г. как в действующих ценах, так  и в сопоставимых на 1 861 054 млн.р. и на 1 922 021 млн.р. соответственно. Естественно, данные показатели привели к значительному уменьшению чистой прибыли организации на 286 005 млн.р. В ОАО «МАЗ» произошло снижение численности сотрудников в 2009г на 59 человек. По причине изменения рассмотренных показателей выработка на одного работника также сократилась в 2010г. на 68, 665млн.р.

 Ухудшение  основных финансовых показателей  деятельности предприятия свидетельствуют  о складывающейся сложной ситуации  на предприятии. В основном  причина – в падении объемов  продаж на основных рынках  сбыта, вызванное международным  финансовым кризисом, разгоревшимся  в конце 2008г., а также значительным увеличением энергоемкости и следовательно себестоимости продукции. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Проанализировав данные по выпуску продукции в  разрезе номенклатуры автотехники, выявили значительные снижения в 2010г. производства автомобилей, прицепных составов, пассажирской техники и кранов соответственно на 8924, 4490, 1210 единиц автотехники. Данные результаты являются отголосками мирового финансового кризиса, который непосредственно повлиял на покупательскую способность.

Ссылаясь  на приведенные данные можно сказать, что ОАО «Минский автомобильный завод» в анализируемый период имеет нестабильное финансовое состояние. На это повлияли различные факторы как внутренние, так и внешние. Основной проблемой является снижение объемов продаж, данная ситуация связана с мировым финансовым кризисом. Поэтому, чтобы удержаться на мировом рынке, необходимо в первую очередь изменить политику предприятия, направленную как на клиентов организации, так и на самих работников, так как мотивация сотрудников является огромным фактором успеха организации.

 

 

2.2 Организация экспортной деятельности ОАО «МАЗ»

 

 

Следует отметить, что организацией экспорта автотехники  в ОАО “МАЗ” занимаются управление продаж грузовой техники (УПГТ) и управление внешнеэкономических связей (УВЭС) по экспорту. УПГТ осуществляет поставку продукции МАЗ на рынок Российской Федерации и Украины. Экспортными поставками в остальные страны СНГ и дальнее зарубежье занимается УВЭС по экспорту. Учитывая практический интерес в изучении экспорта автотехники МАЗ в страны дальнего зарубежья и СНГ (кроме РФ, Украины), рассмотрим более подробно структуру УВЭС по экспорту:

Информация о работе Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование