Электронные системы снабжения (e-Procurement)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Особенностью развития современного бизнеса является возникновение новой среды, которая стала активно использоваться в экономических отношениях, - Интернета. Традиционная экономика испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений, генерирующей прогрессивные формы осуществления бизнес-процессов, под воздействием которых меняется не только структура субъектов рынка, но и технология управления ими. Электронная коммерция, будь то розничные продажи по схеме бизнес-клиент или сделки типа бизнес-бизнес, занимает сейчас важное место в торговых операциях. Понятием электронных закупок (e-procurement) в обоих секторах обозначают процесс стратегического управления закупками или поставками в рамках общих корпоративных целей через Интернет. Таким образом, актуальность выбранной темы весьма очевидна. Цель данной курсовой работы является в следующем: рассмотреть электронную экономику в целом, определить тенденции электронной коммерции, определить направления и развитие электронной торговли в секторах B2B и B2C на российском и зарубежном рынках, а также рассмотреть зависимость между долей Интернет-пользователей и выручку электронной коммерции в России и сделать соответствующие выводы.

Работа содержит 1 файл

электронное снабжение.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

   Стоимость товаров, проданных в Интернете  в начале развития розничной торговли по модели B2C, была в среднем выше, чем стоимость этих товаров, продаваемых в традиционных магазинах. Но в настоящее время цены на гомогенные товары (например, книги и музыкальные диски) в Интернете в среднем на 10% ниже по сравнению с ценами в физических магазинах. Можно сделать вывод, что на раннем этапе развития электронной коммерции по модели B2C существовала ограниченная конкуренция, и именно это привело к повышению цен в цифровых электронных магазинах. С другой стороны, более низкие цены на потребительские товары, наблюдающиеся в электронных магазинах в настоящее время, отражают интенсивную конкуренцию между продавцами на рынке B2C за позиционирование на рынке и создание брендов. Рост объемов продаж на рынке B2C, несмотря на потери отдельных фирм, служит свидетельством роста конкурентной борьбы.

   B2C-модель электронной коммерции, обостряя конкурентную борьбу, укрепляет экономический потенциал коммерческих структур. Именно в этой модели более чем в какой-либо другой можно снизить косвенные расходы. Например, меняются каналы распространения: от каналов с высокой плотностью (склады и посреднические фирмы) к каналам с пониженной плотностью (от производства к потребителю). Таким образом, даже более высокие цены в электронных магазинах не могут быть ассоциированы со снижением эффективности электронной розничной торговли.

   Очевидным преимуществом для покупателей является экономия времени и снижение транспортных расходов на осуществление покупки.

   Другим  свидетельством того, что именно розничная  торговля в режиме реального времени  способна оказать значительный позитивный эффект на развитие экономики, может служить факт, что продавцы имеют возможность лучше изучить предпочтения своих клиентов. Это ведет к более прямому, а значит, к более эффективному маркетингу и большей ориентированности товаров на покупателя, и, в конце концов, к точной дифференциации и формированию конкурентной цены товаров.

   Перенос управления системой поставок и снабжения  в режим реального времени  приводит к основной экономии средств  и к улучшению экономического состояния фирмы в целом.

   Если  говорить о развитии данного сектора, то тут можно сказать следующее. Исследования CNews Analytics показали, что ввиду уникальной даже по российским меркам закрытости интернет-магазинов, экспертные оценки отечественного рынка B2C могут различаться в разы. Сходятся аналитики лишь в показателе роста — не менее 40 % по итогам 2007 г.

   Рынок B2C в России еще очень далек  от насыщения. Если в США его доля в общем розничном обороте  достигает 5 %, то у нас еще недавно  не превышала и 1 %. Эксперты объясняли  это малой покупательской способностью населения, а также тем, что подавляющее большинство интернет-магазинов расположено в Москве. Собственно, в московском регионе рынок B2C сегодня можно считать практически сформировавшимся — за исключением, пожалуй, рынка услуг. В пользу подобного заключения говорит и тот факт, что в недавнее время на этом рынке не появилось ни одного заметного нового игрока.

Безусловно, по мере развития сектора, рано или поздно здесь произойдет некий передел. В первую очередь ожидают усиления позиций интернет-магазинов, представляющих крупные розничные сети. Сегодня они еще не могут похвастаться большими успехами, но прогнозируют, что этот бизнес в скором времени активизируется. К тому же, много новых имен в этой нише вряд ли появятся. По оценкам экспертов, сегодня на открытие интернет-магазина, который не будет тут же обречен на провал, требуется несколько сотен тысяч долларов. Учитывая, что наиболее востребованные сегменты рынка сейчас представлены десятками игроков, чьи бренды за несколько лет стали хорошо знакомы потребителям, шансов у новичка будет очень мало.

   Ряд известных  розничных сетей давно предоставляют  своим клиентам возможность покупки  через Интернет. Но только сети «М. Видео», которая в свое время первой вышла в Интернет, удалось на сегодня достичь заметных результатов. Согласно официальным данным компании, оборот интернет-магазина составляет 2 % от всей розницы или $24 млн. в 2008 г. В то же время, многие конкуренты (например, "Эльдорадо) не спешат идти в Сеть, не имея до сих пор даже полноценной интернет-витрины с указанием цен.

   Открыто заявлять показатели своей выручки  готовы сегодня лишь немногие игроки отечественного рынка В2С. Большинство  же оценок приходится делать на основе посещаемости магазина, с поправкой  на используемые методы продвижения  в Сети, с учетом средней стоимости заказа, численности курьеров и среднего количества совершаемых ими поездок.

   Оборот 20 крупнейших интернет-магазинов, по оценкам CNewsAnalytics, составил в 2005 г. 289 млн. долл. Относительно же объемов всего отечественного рынка В2С мнения экспертов существенно расходятся. По самым скромным оценкам этот показатель составляет 600-700 млн. долл. Оптимисты же говорят о планке в 2,5 млрд долл, ссылаясь на то, что большинство игроков скрывают свои обороты. Сходятся все эксперты пока в одном — в показателе стремительных темпов роста и прогнозе их сохранения на ближайшие годы.

   По  итогам 2007 г., старожилы рынка — Ozon..ru или parter.ru — констатируют рост в 50 %. 003.ru, со своей стороны, отмечает все 100 %. Еще более оптимистично эти игроки смотрят в будущее. Так, по словам представителей Озона, открытие нового операционно-логистического центра в г.Тверь было вызвано не столько стремлением сократить издержки, сколько тем, что существовавший центр уже не справлялся с увеличивающимся объемом заказов. По оптимистичным прогнозам Ozona, к 2010 г. оборот магазина составит $100 млн. — то есть за три года вырастет в 5 раз.

   Говорить о развитии именно электронной торговли в России пока не приходится. Российские покупатели по-прежнему оплачивают покупки наличными по факту доставки. Многие интернет-магазины даже и не предусматривают иную форму оплаты. В некоторых случаях поддерживается возможность оплаты заказа кредитной картой online или электронными деньгами, но, по словам представителей магазинов, доля таких оплат ничтожно мала. Хотя есть исключение из правил — например, крупнейший в России цветочный интернет-магазин SendFlowers.ru. «Доля онлайн платежей постоянно растет и на данный момент исчисляется несколькими десятками процентов от общего количества платежей. Среди online методов оплаты безоговорочно лидируют кредитные карты, затем идут Яндекс..Деньги и Webmoney, а в последнее время к ним присоединился и мобильный кошелек Билайн» — комментируют в компании «AMF — международная сеть доставки цветов».

   Однако, эксперты в целом ожидают сохранения бурных темпов роста в российском сегменте В2С. По крайней мере, в ближайшие пару лет показатель будет держаться на уровне 40-50 %. В случае же интенсивного освоения региональных рынков, возможно, он будет даже больше. Другие эксперты в новом исследовании аналитического агентства iKS-Consulting говорят, что в 2008 г. российский рынок электронной коммерции в сегменте B2C вырос на 60% по сравнению с 2007 г. и составил 196 млрд руб.

Специалисты iKS-Consulting прогнозируют, что в текущем году рынок вырастет еще на 30% до 255 млрд руб.

   На  онлайн-торговлю в 2008 г. пришлось только 1,4% от всего оборота розничной  торговли в России. Самым быстрорастущим сегментом рынка признана оплата услуг (в первую очередь транспортных) - оборот в 2008 г. составил 72 млрд руб. Оборот магазинов, занимающихся цифровой дистрибуцией (в данный сегмент входят игры, музыка и видео), достиг 14 млрд руб. 

   Сектора B2B и B2C обладают некоторыми сходными чертами. Например, электронный магазин (книжный, компьютерный) может быть одинаково использован как индивидуальными покупателями, так и бизнесами.

   Бизнес  для Бизнеса (B2B) - это тот вид  деятельности, когда две компании проводят бизнес транзакции с помощью  Интернет. Например, компания может  разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернет является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношений между ними. Рынок становится более открытым и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнёра. В международном смысле, электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система B2B может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнёры, так и закрытой - существующей только для определённых партнёров или рабочих групп, или исполняющей только определённые технологические функции.

        Перефразируя можно сказать, что  компании типа B2B обеспечивают связь  потребителей продукции с производителями,  покупателей с продавцами. В этих  системах покупателями и продавцами  выступают юридические лица. Кроме  того, к системам B2B относится развивающееся направление "Управление логистическими цепочками" (Supply Chain Management), которое обеспечивает предприятию бесперебойную информацию о поставках и логистику всех контрагентов для основного производства.

   Модель B2B электронной коммерции включает широкий диапазон трансакций, совершаемых между компаниями, охватывая в том числе оптовую торговлю, закупку компаниями ресурсов, технологий, покупку услуг, производственных деталей и оборудования, а также финансовые трансакции между компаниями, такие, например, как страхование, коммерческие кредиты.

   Многие  компании, занятые в B2B, выступают в роли посредников между другими компаниями, которые покупают и продают товары и услуги.

   Рост  производительности, полученной от этой модели электронной коммерции, обусловлен:

    • Повышением эффективности от автоматизации процесса сделок;
    • Потенциальным экономическим преимуществом новых посредников на рынках;
    • Консолидацией спроса и предложения через организованный обмен;
    • Изменением степени вертикальной интеграции компаний.

   Также важно отметить такой термин, как  электронная торговая площадка. Электронная торговая площадка, или B2B-площадка (Business to business marketplace) - место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями - покупателями и продавцами. Существуют разные виды площадок - закупочные, сбытовые, многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки. Несмотря на то, что разные категории площадок имеют свои преимущества и недостатки, их общая отличительная черта - снижение издержек предприятий. Экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 20% со стороны сбыта.

   Обслуживание  клиентов является одной из важнейших  и сложнейших задач компании. Этот процесс включает ответы на огромное число простых вопросов, обработку претензий, обеспечение технического обслуживания проданного оборудования. Удержание старого клиента обходится во много раз дешевле, чем привлечение нового. Использование Интернет, позволяет предлагать высококачественное обслуживание клиентов, снижая расходы на оплату труда большого количества

   специалистов. Исполнение заказа также можно организовать через онлайновые службы В2В. В Интернет представлено достаточно много экспедиторских фирм, принимающих на себя все заботы по доставке товаров от продавцов к покупателям, включая складирование, транспортировку, оформление транспортных документов и т.д. Обычно они предоставляют заказчику возможность контролировать доставку в онлайновом режиме.

   В России сейчас наблюдается быстрый рост числа торговых площадок В2В.

   Основные задачи, которые призваны решать В2В системы можно выделить в несколько групп:

   1. Сокращение  времени на обработку информации  поступающей от клиентов.

   2. Сокращение  трудовых ресурсов необходимых  для обработки запросов и заказов, поступающих от клиентов.

   3. Автоматизация  процесса заказов, отгрузок, позволяющая клиенту самому выстраивать удобный для себя режим работы.

   4. Возможность  значительного увеличения количества  клиентов, без привлечения

   дополнительных  трудовых ресурсов.

   5. Упрощение и доступность контроля над состоянием баланса со стороны клиентов.

   Реализация  многих важнейших задач с помощью  системы В2В позволяет компаниям

   значительно оптимизировать работу, увеличить производительность и достичь преимущества перед конкурентами.

Информация о работе Электронные системы снабжения (e-Procurement)