Электронные системы снабжения (e-Procurement)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Особенностью развития современного бизнеса является возникновение новой среды, которая стала активно использоваться в экономических отношениях, - Интернета. Традиционная экономика испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений, генерирующей прогрессивные формы осуществления бизнес-процессов, под воздействием которых меняется не только структура субъектов рынка, но и технология управления ими. Электронная коммерция, будь то розничные продажи по схеме бизнес-клиент или сделки типа бизнес-бизнес, занимает сейчас важное место в торговых операциях. Понятием электронных закупок (e-procurement) в обоих секторах обозначают процесс стратегического управления закупками или поставками в рамках общих корпоративных целей через Интернет. Таким образом, актуальность выбранной темы весьма очевидна. Цель данной курсовой работы является в следующем: рассмотреть электронную экономику в целом, определить тенденции электронной коммерции, определить направления и развитие электронной торговли в секторах B2B и B2C на российском и зарубежном рынках, а также рассмотреть зависимость между долей Интернет-пользователей и выручку электронной коммерции в России и сделать соответствующие выводы.

Работа содержит 1 файл

электронное снабжение.doc

— 548.00 Кб (Скачать)

   Относительный уровень капитальных вложений в инфраструктуру коммуникаций и развитие итернет-приложений имеют тенденцию быть выше в тех странах, которые либерализовали рынок телекоммуникаций ранее других: США, Великобритании, Японии, Финляндии, Швеции и Австралии.

   Вопреки феноменальному росту использования Интернета для коммерческих целей существует ряд законодательных и технических препятствий, которые могут мешать пожинать все преимущества электронной коммерции. Подробное их описание – история другой курсовой  работы. А преимуществ электронной коммерции немало.

   Менеджеры постепенно приобретают навыки в  применении информационных технологий для ускорения и повышения  точности логистических операций. В  частности, логистические менеджеры  учатся использовать информационный обмен  для увеличения точности прогнозов и для ослабления зависимости от прогнозных схем размещения запасов. Информация стала столь важным ресурсом благодаря тому, что у менеджеров появилась теперь техническая возможность получать более достоверные и оперативные данные о продажах, а значит – и более совершенный инструмент управления и контроля. Более своевременная и полная информация дает то преимущество, что сокращается традиционная потребность логистической системы в страховых запасах.

   Ценность  времени весьма очевидна. Фирмы стремятся ускорить выполнение логистических операций, чтобы уменьшить величину финансовых ресурсов, необходимых для поддержки хозяйственной деятельности. Цель заключается в том, чтобы ускорить оборачиваемость запасов, а для этого нужно максимально уплотнить время от получения заказа до поставки заказанного потребителю. Сокращение объёмов оказывается возможным благодаря тому, что современные информационные технологии сводят к абсолютному минимуму неопределенность, связанную с погрешностью прогнозов и ошибками при доставке заказов. Схемы пополнения запасов, ориентированные на запросы потребителей, создают добавленную стоимость и уменьшают издержки.

   Если  говорить о преимуществе прямого  сбыта и изменении традиционных рынков в Интернет-среде, то тут можно  выделить три основных положительных напрвления:

    • Электронная коммерция укрепляет прямой сбыт;
    • Электронная коммерция трансформирует организационные структуры компании;
    • Электронная коммерция способствует созданию новых бизнес-моделей.

   Традиционный  прямой сбыт представлен на рынке каталожными продажами, а в развитых странах дополнительным видом продаж в виде продаж по телефону. Средства электронной коммерции расширяют  возможности прямого сбыта за счет проведения сделок в режиме реального времени.

   Успех прямого сбыта в режиме реального времени определяется:

    • Новым способом продвижения продукта в виде интерактивного контакта с покупателями;
    • Созданием новых каналов сбыта для уже существующих товаров, связанных напрямую с покупателями;
    • Прямой экономией на расходах по доставке информации и (или) самого продукта (продажа компьютерных программ и т.д.);
    • Созданием дополнительных покупательских услуг (возможность получать детальную информацию в режиме реального времени);
    • Укрепление марки и имиджа компании, чему в большей степени способствует Интернет;
    • Изменением системы заказов, которая снижает возможность ошибки за счет внедрения системы мониторинга заказов;
    • Снижением времени и затрат на исполнение заказов.

1.3 Электронные поставки 

   Для того чтобы рассмотреть развитие секторов B2B и B2C в электронной коммерции, нужно понять, как работает e-procurement вообще.

   Электронные поставки (e-procurement) представляют собой проведение тендеров и закупок в электронной форме. Преимущества электронной формы заключается в более широком выборе поставщиков, что может снизить цены, повысить качество, снизить затраты, например, на документооборот, ведение переговоров, заключение контрактов и т.д.

   Для поставщиков  преимущества заключаются в возможности  участия в неограниченном количестве тендеров (глобальный рынок), более низкой стоимости участия в тендере, а также в возможности частичного участия в общем тендере, что важно для небольших компаний, когда поставки принимают форму совместной активности.

   Электронные системы снабжения (e-procurement) являются системами электронной коммерции типа В2В и B2C и предназначены для осуществления закупочных операций в режимах on-line и off-line.

    В  их функции входит обеспечение  прямого взаимодействия снабженцев  с поставщиками продукции. Поставщики  продукции имеют возможность хранить и поддерживать непосредственно в системе каталоги (прайс-листы) поставляемой ими продукции. Снабженцы имеют возможность выполнять операции поиска требуемой номенклатуры материально-технических ресурсов, каталожной базе поставщиков, проводить маркетинговый и конъюнктурный анализ, вести переписку, организовывать тендеры и конкурсы, проводить предконтрактную и контрактную подготовку, готовить и проводить оплаты поставщикам, вести учет хода выполнения плана поставок и т.п. Кроме того, электронная система снабжения может быть интегрирована с другими автоматизированными системами и программными продуктами, вести учет логистики и финансовых операций. Функциональная схема электронной системы снабжения представлена на рисунке 1.

 

   Электронные системы снабжения обеспечивают поддержку этапов бизнес-процесса следующего содержания:

         - сбор заявок на материально-технические  ресурсы, подготовка и утверждение  номенклатурных планов поставок  продукции; 

         - проведение процедур выбора  поставщиков продукции, основанных на прямом выборе, на сравнительном аналитическом выборе, на тендере (конкурсе);

         - размещение и согласование заказов  на материально-технические ресурсы  с поставщиками продукции, предконтрактная  подготовка и заключение контракта; 

         - учет отгрузок и поступлений  продукции грузополучателям;

         - учет оплат поставщикам продукции; 

         - ведение отчетности и осуществление  контроля над ходом выполнения  плана поставок продукции. 

         Помимо поддержания перечисленных  этапов бизнес-процесса компьютерная система снабжения выполняет также сервисные функции, такие как:

         - поддержка базы каталогов поставщиков  продукции; 

         - ведение базы данных служебной  информации по поставщикам продукции; 

         - ведение доски объявлений;

         - выставление на продажу излишков, товаров, бывших в употреблении, и неликвидов;

         - ведение единого классификатора  материально-технических ресурсов.

   Типичный  бизнес-процесс материально-технического снабжения, обозначаемый триадой "ПОТРЕБНОСТЬ - ЗАКУПКА - ПОСТАВКА", наглядно представлен на рисунке 2: 

 

   Процесс закупки начинается с поиска и  подбора поставщиков по номенклатуре продукции в соответствии с утвержденными  потребностями. Поиск ведется либо по внутренней корпоративной справочной базе (картотеке), либо по различным каталогам, справочникам, бюллетеням, рекламным материалам и пр., в том числе доступным в электронном виде и через глобальную сеть Интернет. В электронной системе снабжения, как правило, имеется возможность поиска поставщиков заданной продукции во внутреннем или внешнем каталоге, причем в качестве внешнего каталога может выступать открытая электронная торговая площадка.

         После осуществления предварительного  поиска ведется коммерческая  переписка с поставщиками, уточнение технических характеристик и возможных условий поставки. Далее осуществляется выбор поставщика и предконтрактная подготовка по одной из следующих основных схем:

         - прямой выбор поставщика (в основном  для монопольной номенклатуры  продукции и продукции с особыми техническими характеристиками);

         - сравнительный аналитический выбор  поставщика (для не основной номенклатуры, а также для отдельных видов  основной номенклатуры продукции);

         - на тендерной (конкурсной) основе (в основном для отдельных видов основной номенклатуры, а также для дорогой не основной номенклатуры продукции).

         Затем с поставщиком заключается  договор поставки, в котором фиксируются  все достигнутые договоренности, условия поставки-оплаты, цены, сроки  и т.п. 

         Если с данным поставщиком уже имеется заключенный рамочный договор, то достаточно сформировать на его основе заказ (или спецификацию на поставку) на условиях имеющегося договора.

         В электронной системе снабжения  все указанные операции осуществляются  в электронной форме; снабженец и поставщик взаимодействуют путем обмена электронными письмами и другими документами, а также вводят ту или иную информацию в базу данных системы через экранные формы. При этом любой документ из системы может быть распечатан и скреплен чернильными подписями и печатями.

         После документального закрепления  сделки, на фазе выполнения поставки, поставщик производит отгрузки  продукции, при этом система  электронного снабжения может  позволять производить фактурирование  отгрузки непосредственно в системе, что позволяет отслеживать фактические отгрузки в режиме реального времени. Заказчик также имеет возможность производить оплаты поставщику через свою систему электронного снабжения, используя доступ в систему электронных расчетов своего операционного банка. Некоторые крупные российские банки уже имеют подобный опыт работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Модели B2B и B2C и их развитие 

   Чтобы плавно перейти к системам B2B и B2C, рассмотрим виды электронной коммерции. Их можно классифицировать по двум признакам: по участникам коммерческих отношений и согласно природе проводимых операций:

  Правительство/ бюджетная организация Бизнес Потребитель
Правительство/ бюджетная организация G2G координация/ снижение издержек G2B информация/ снижение издержек G2C информация/ снижение издержек
Бизнес B2G электронная  торговля/ государственные закупки (поставки) B2B электронная торговля/ торговые сделки между компаниями, биржи B2C электронная торговля/ розничная торговля
Потребитель C2G налогообложение/ информация/ снижение издержек C2B электронная торговля/ торговые сделки между отдельным потребителем и компанией С2С электронная торговля/ аукционы
 

   Мы  рассмотрим 2 модели электронной коммерции B2B и B2С:

   Модели  B2B и B2C являются сегодня основными в электронной коммерции, поскольку именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интрерент.

   Под розничным  сектором (B2C) интернет-торговли понимаются взаимоотношения массовых пользователей Интернет, включая мелких предпринимателей и население. На них непосредственно и рассчитано все множество интернет-магазинов, интернет-рекламы и т.д. Компании, работающие в этом секторе Internet-торговли, предлагают покупателям широкий выбор товаров, начиная от коттеджей и заканчивая скрепками. К сектору “бизнес-клиент”, помимо розничной торговли через интернет-магазины, следует также отнести такие виды деятельности, как осуществление банковских операций не выходя из дома (home banking), брокерские услуги, страхование и т.п. На сегодня розничный сектор является одним из наиболее развитых секторов в электронной коммерции.

   Бизнес  для Потребителя (B2C) является наиболее популярной формой электронной коммерции  на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи  для потребителя. Один из самых крупных примеров B2C - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 30 миллионов клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников в идеале дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

Информация о работе Электронные системы снабжения (e-Procurement)