Формирование потребности в материальных ресурсах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 774.50 Кб (Скачать)

       Ключевой  принцип логистического аудита –  продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей  операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и  упущенных возможностей; и только после этого - к детальному исследованию выбранных сфер деятельности предприятия. В соответствии с этим принципом на предварительном этапе члены команды изучают текущие стратегии и цели компании, которые могут повлиять на логистику или на которые, наоборот, может повлиять логистика. Для этого анализируются корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая и закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании-заказчику добиться существенного конкурентного преимущества на обслуживаемых рынках.

       После составления основных вопросов команда  по проведению логистического аудита определяет конкретные ключевые показатели, которые позволят получить ответы на указанные вопросы и приступить к реструктуризации логистических стратегий компании. Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие группы.

    1. Эффективность обслуживания клиентов:
    2. Эффективность логистики или затраты, связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности:
    3. Использование активов:
    4. Приемы и показатели работы конкурентов по характеристикам (параметрам) обслуживания клиентов и использования активов.

       После разработки всех необходимых документов команда по проведению логистического аудита переходит непосредственно к процедуре логистического аудита, который можно разделить на внешний и внутренний.

       Внешний аудит включает проведение масштабного  анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами — представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).

       Основная  цель выборки — отразить общую комбинацию видов бизнеса и продуктов компании. Это достигается за счет сбора информации о взаимодействии между логистическими системами продавца и клиентов, определения эффективности логистического обслуживания клиентов основными конкурентами. Запросы делаются как в отношении текущей, так и будущей конкурентной среды и требований по обслуживанию клиентов. продуктовым линиям/группам.

       Углубленные собеседования позволяют получить достаточно данных, на основе которых  впоследствии можно разработать  стратегию логистики. Кроме того, менеджеры могут воспользоваться ими в качестве основы для проведения последующего анализа анкет, рассылаемых по почте.

       Кроме того, актуальным для ОАО «ГМС Насосы» станет внедрение ABC-анализа для расчета эффективности использования ресурсов.

       ABC-анализ  — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.

         В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.

       ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

       А — наиболее ценные, 20 % — тов.запасов; 80 % — продаж

       В — промежуточные, 30 % — тов.запасов; 15 % — продаж

       С — наименее ценные, 50 % — тов.запасов; 5 % — продаж

       В зависимости от целей анализа  может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп. По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

       АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта  от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.

       Краткая методика проведения анализа:

       Определяем  цель анализа (а зачем собственно нужен вам этот анализ?).

       Определяем  действия по итогам анализа (что будем  делать с полученными результатами?).

       Выбираем  объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?). Обычно объектами  АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т. д.

       Составляем  рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.

       Рассчитываем  долю параметра от общей суммы  параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается  путём прибавления параметра  к сумме предыдущих параметров.

       Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.

       Методов выделения групп существует порядка  десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы  и метод касательных. В эмпирическом методе разделение происходит в классической пропорции 80/15/5. В методе суммы складывается доля объектов и их совокупная доля в результате — таким образом значение суммы находится в диапазоне от 0 до 200 %. Группы выделяют так: группа А — 100 %, В — 45 %, С — остальное. Достоинства метода — большая гибкость. Самым гибким методом является метод касательных, в котором к кривой АВС проводится касательная, отделяя сначала группу А, а затем С.

       Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены  различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75 % стоимости объёма продаж составляют всего около 10 % наименований номенклатуры (группа А), 20 % стоимости — 25 % наименований (группа В), 5 % стоимости — 65 % наименований (группа С). Существует множество способов выделения групп в ABC-анализе.

       Метод АВС широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных  уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта.

       Эксперты  советуют с осторожностью подходить к сдвигам границ ABC групп (80/15/5), дело в том, что обычно на практике используют деление 80 % 15 % и 5 %. В случае если Вы сдвинете границы, внешний слушатель(или эксперт) может сделать неверные выводы исходя из приведенных Вами показателей например для группы «С». Так как его ожидания о группе «С» = 5 % не совпадут с измененными Вами правилами выделения групп.

       .

           3.3 Экономическая эффективность новых методов определения потребности в материальных ресурсах 

       Для того, чтобы вычислить эффект от внедрения логистического аудита и ABC-анализа  на ОАО «ГМС Насосы» имеется возможность проанализировать динамику показателей анализа материальных ресурсов, а так же динамику показателей использования оборотных средств.

       Анализируя  материальные ресурсы, мы имеем возможность из имеющихся данных рассчитать следующие показатели: материалоотдача, материалоемкость, доля материальных затрат в себестоимости продукции.

       Полученные  результаты сведем в таблицу 6.

       Таблица 6 – Расчетные показатели для анализа материальных ресурсов.

Показатели Ед. изм. До внедрения После внедрения
Материалоотдача руб./руб. 2,31 2,3
материалоёмкость руб./руб. 0,43 0,40
Доля  материальных затрат в себестоимости  продукции % 0,65 0,67
 

       Проведя анализ материальных ресурсов можно  сделать вывод о том, что затраты материалов на единицу продукции снижаются. Это показывает снижение материалоемкости на 0,03 руб. В связи с снижением материалоотдачи делаем вывод о том, что увеличивается выход продукции на 1 рубль затраченных материальных ресурсов. В 2009м году материалоотдача  снизилась на 16,35%. по сравнению с 2008м годом, значение 2010го снизилось относительно 2009го года на 4,31%.

       Увеличение  доли материальных затрат в характеризуется  увеличением материалоемкости.

       Изменение показателей отразим на рисунке 6. 

       

 

       Рисунок 6 – Динамика показателей эффективности использования материальных ресурсов.

       Кроме того, нам необходимо проанализировать оборотные средства. Результаты анализа отражены в таблице  7. 

       Таблица 7 - Результаты анализа оборотных средств ОАО «ГМС Насосы»

Наименование  показателя До  внедрения  После внедрения
Коэффициент общей оборачиваемости имущества (активов, ресурсов) 2,3 2,32
Коэффициент оборачиваемости материальных средств 5,5 5,52
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 12,3 12,9
Срок  оборачиваемости кредиторской задолженности 29,3 27,9
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 3,6 3,4
 

         Коэффициент общей оборачиваемости имущества (активов, ресурсов) в связи с внедрением системы логистического аудита. Это связано с ускорением общей оборачиваемости имущества, а, следовательно, увеличением общей эффективности использования всех имеющихся ресурсов. Оборачиваемость оборотных активов снизилась.

             Оборачиваемость материальных средств, уровень их использования увеличивается. Оборачиваемость средств в расчетах увеличилась, а значит снизится отвлечение средств предприятия в косвенное кредитование (в форме товарного кредита) других предприятий

       Оборачиваемость кредиторской задолженности росла на протяжении всего исследуемого периода, а сроки оборота, соответственно, снизились. Рост оборота влечет за собой увеличение скорости превращения средств, вложенных в активы, в реальные деньги.

       Отразим динамику на рисунке 7

       

       Рисунок 7 – Динамика показателей эффективности использования материальных ресурсов 

       Исходя  из проведенных исследований можно  сделать вывод о том, что внедрение  системы логистического аудита для контроля за материальными ресурсами является выгодным решением для предприятия. Для проведения ABC-анализа были  взяты поставщики комплектующих. Результаты анализа приведены в таблицах 8,9.

Информация о работе Формирование потребности в материальных ресурсах