Формирование потребности в материальных ресурсах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 774.50 Кб (Скачать)
       
    1. Концептуальные  основы формирования логистической системы предприятия на основе определения потребности в материальных ресурсах
 

       После принятия решения о производстве определенной продукции или услуг  следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

       Основной  целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

       Различают следующие функции закупочной логистики:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • получение и оценка предложений;
  • выбор поставщиков;
  • согласование цены и заключение договоров;
  • формирование заказов;
  • контроль количества и сроков поставок;
  • входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
  • управление запасами и контроль.

       Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся  укрупненно на следующие группы [8]:

  1. традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
  2. промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
  3. ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
  • метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
  • система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
  • метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
  • система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

       Для эффективного функционирования логистики  закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:

  • определение потребности в материалах;
  • определение метода закупок;
  • согласование цены и заключение договора;
  • установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
  • организация размещения товаров на складе.

       Последовательность процедур поставки обычно следующая:

  • установление потребности;
  • подготовка заказной спецификации;
  • выбор и определение поставщика;
  • оценка поставщика;
  • проведение переговоров;
  • подготовка и подписание необходимых соглашений;
  • организация и управление взаимодействием;
  • контроль за поставками.

       Наиболее  распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются конкурсные торги, письменные переговоры между поставщиком и потребителем [7].

       В качестве критериев оценки поставщика принимают:

  • приемлемость цены;
  • качество поставляемой продукции;
  • качество обслуживания потребителей;
  • гибкость поставок;
  • наличие ограничений по размеру заказа;
  • дороги;
  • удаленность от потребителя;
  • кредитная история;
  • текущее финансовое положение;
  • психологический климат в коллективе.

       Для сравнения вариантов поставщиков используют:

  1. Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
  2. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».
  3. Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

       Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

       Основной  показатель для принятия решения  — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

             Р = 1 - Ротказа (1)

       где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.

       В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

  1. сопоставление плановой и фактической дат поставки;
  2. определение времени опоздания;
  3. сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;
  4. определение объема недопоставок продукции

                 ∆Q = Qфакт — Qплан; (2)

  1. определение удельной величины опоздания

                 tоп = ∆Q/q, (3)

           где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной  расход;

  1. определение общей величины опозданий

                 Топ = tоп1 + tоп; (4)

  1. определение количества случаев отказа;
  2. определение наработки на отказ

             Т= (Т — ∑Топ)/ n, (5)

         где Т — общее число дней  в периоде;

  1. определение интенсивности отказов

             π = 1 / Топ; (6)

  1. определение коэффициента готовности поставок

             Кгп = (Т — ∑Топ) / Т; (7)

  1. определение надежности поставок

                 Р = Кгп х е, (8)

           где е — коэффициент  надежности поставок (чем коэффициент  выше, тем поставки надежнее).

       Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции  используются ряд методов прогнозирования. Чаще всего применяются методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса) материальных ресурсов или готовой продукции, такие, например, как экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и т.п. 

       Общим недостатком этих методов является ограниченность возможности наблюдения за расходом (спросом) конкретного вида материальных ресурсов или товарной позиции. При этом другие факторы (микро – или макросреды), которые могут оказать существенное влияние на будущую потребность, не учитываются. Данное обстоятельство послужило причиной применения для прогнозирования (планирования) потребности в материальных ресурсах и готовой продукции методов многофакторных корреляционно – регрессионных моделей [6]. 

       Прогнозирование потребности в материальных ресурсах для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, то есть расчете удельных норм расхода материальных ресурсов: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т. п. Сами удельные нормы расхода материальных ресурсов рассчитываются на основе конструкторских чертежей изделия, сборочных спецификаций, технологии производства и т. п.

       Потребность в материалах – это количество материального сырья, которое необходимо для выполнения заданной программы выпуска продукции. Потребность в материалах делится на:

       Первичная потребность в материалах – потребность  в готовых изделиях, эта потребность  определяется рыночным спросом, эта  потребность основная в торговых предприятиях.

       Вторичная потребность в материалах – потребность в комплектующих, деталях, сырье. Используются детерминированные методы расчета, исходные данные: первичная потребность, спецификации, данные о наличии ресурсов на складах предприятия. Используется в промышленности.

       Третичная – потребность в материалах (вспомогательных), ресурсах, производственного назначения (изнашивающихся инструментов). Определяется стохастическими, экспертными, детерминированными методами. В зависимости от учета наличных запасов материалов потребность в материалах классифицируется как:

       -брутто  потребность – это потребность  в материалах на выполнение  производственной программы без  учета наличия готовой продукции,  материалов на складе. Определяется  суммой первой, второй и 3-ей потребностей

       –нетто - это потребность в материалах на выполнение производственной программы с учетом наличия готовой продукции, материалов на складе.

       Классификация методов определения потребности  материалов, методы делятся на 3 группы:

       потребность в материалах и детерминированные методы расчета (аналитические, синтетические) – используются для расчета вторичных потребностей, если известны первичные.

       потребность в материалах и аналитические методы расчета:

       1) метод уровнего построения

       2) метод уровнего размещения запасов.

       При использовании последнего на каждой иерархической ступени собираются одинаковые потребности.

       Синтетический – расчет из расхода ресурсов на изделие и исходными данными  является не изделие, а ресурсы. Детерминированные методы дают приблизительные оценки потребностей. При их использовании необходима операция на возможные дополнительные поставки.

       Потребность в материалах и стохастические методы расчета – опираются на статистические данные об использовании ресурсов за прошлые периоды. При использовании метода экспоненциального сглаживания осуществляется на основе ряда потребности, при этом вес элементов ряда уменьшается с удалением их от момента прогноза, для этого вводят коэффициент сглаживания. При аппроксимации средних значений рассчитывается потребность определяется усреднением значением потребностей в материалах известных заранее. Регрессионный анализ предполагает решение 2 задач: - выбор переменных влияющих на величину, определение формы регрессии. Данная задача решается путем анализа взаимосвязей, формальные средства могут служить лишь ориентирами – оценка параметров, решается с помощью методов статистической обработки данных наблюдения. Наиболее часто оцениваемые параметров регрессии с помощью метода наименьших квадратов.

Информация о работе Формирование потребности в материальных ресурсах