Значение логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Логика - философская наука о законах и формах правильного мышления. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому теоретическое и практическое значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики.

Содержание

1. Логика………………………………………………………………………..3
1.1 значение логики………………………………………………………....5
1.2 основные этапы развития логики……………………………………...6
2. Отношение между понятиями…………………………………………....11
2.1 Отношения между понятиями изображают с помощью
круго¬вых схем (кругов Эйлера)……………………………………...12
3. Провести логические операции с выбранными понятиями…………….14
4. Привести примеры на все виды простых суждений,
определить их количество и качество,
распределённость терминов. Записать схему…………………………….17
5. Привести пример непосредственного умозаключения.
Осуществить вывод путем превращения, обращения,
противопоставления предикату и по логическому квадрату…………..18
6. Привести пример простого категорического
силлогизма и сделать разбор……………………………………………....19
7. Привести примеры полной и неполной индукции……………………...20
7.1 Полная индукция………………………………………………………..20
7.2 Неполная индукция……………………………………………………..21
8. Составить аргументацию,
обосновывающую предложенный Вами тезис……………………………..24

Работа содержит 1 файл

Логика для распечатки.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

6. Привести пример  простого категорического  силлогизма и сделать  разбор

Категорический силлогизм - это вид дедуктивного умозаключения, построенного из двух истинных категорических суждений, в которых S и Р связаны средним термином.         

В составе категорического  силлогизма имеются две посылки и заключение. Пример:

Все рыбы (M) имеют жабры (Р) - бoльшая посылка.

Осетр (S) есть рыба (М) - меньшая посылка.

Осетр (S) имеет жабры (Р) - заключение.

Понятия, входящие в состав силлогизма, называются терминами силлогизма. В приведенном примере терминами являются: Р (“жабры”) - больший термин, это предикат заключения;

М (“рыбы”) - средний термин; S (“осетр”) - меньший термин, это субъект заключения. М служит в посылках для связывания S и Р и отсутствует в заключении.

Посылка, содержащая предикат заключения (т. е. больший термин), называется большей посылкой. Посылка, содержащая субъект заключения, (т. е. меньший термин), называется меньшей посылкой. 

              7. Привести примеры полной и неполной индукции.

     Индукция это форма умозаключения по средством которой от знания отдельных фактов приходят к общему. Индукция бывает полной и не полной.

     7.1 Полная индукция.

     Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором вывод делается в результате изучения всех предметов данного рода, а посылками служат единичные суждения. Например:

В магазине «Сезон» поднялись цены на молоко.

В магазине «Квартал» поднялись цены на молоко.

В магазине «Премьер» поднялись цены на молоко.

В магазине «Кошелек» поднялись цены на молоко.

Во всех магазинах поднялись цены на молоко.

Посылками в полной индукции могут быть и  общие суждения. Например:

Все вороны не имеют  зубов.

Все воробьи  не имеют зубов.

Все голуби не имеют зубов.

Вороны, воробьи, голуби представляют класс птиц.

Все птицы не имеют зубов.

Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому  она часто применяется в математических и в других самых строгих доказательствах. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить следующие условия:

   1. Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению.

   2. Убедиться, что признак принадлежит каждому элементу этого класса.

   3. Число элементов изучаемого класса должно быть невелико.

7.2 Неполная индукция

В неполной индукции перечисляются некоторые объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например:

Иванов  отличник.

Петров  отличник.

Сидоров отличник.

Иванов, Петров, Сидоров ученики  школы №10

Все ученики школы № 10 отличники.

 Такая индукция является неполной. Понятно, что выводы полной индукции достоверны, а неполной — вероятностны, однако полная индукция встречается редко, и поэтому под индуктивными умозаключениями обычно подразумевается неполная индукция.

Чтобы повысить степень вероятности выводов неполной индукции, следует соблюдать следующие важные правила:

1.Необходимо подбирать как можно больше исходных посылок – обследовать как можно большее количество учеников школы № 10 . По методу полной индукции надо протестировать на предмет успеваемости каждого ученика из этой школы. Поскольку сделать это довольно сложно, можно использовать метод неполной индукции: протестировать какую-то часть учащихся, и сделать общий вывод об уровне успеваемости в данной школе. (Понятно, что различные социологические опросы также базируются на применении неполной индукции). Очевидно, что чем большее количество учеников подвергнется тестированию, тем более надежной будет база для индуктивного обобщения, и более точным получится вывод. Однако просто большего количества исходных посылок, как того требует рассматриваемое правило, для повышения степени вероятности индуктивного обобщения недостаточно. Допустим, тестирование пройдет немалое количество учащихся, но, среди них окажутся одни только неуспевающие. В этой ситуации  придем к ложному индуктивному выводу о том, что уровень успеваемости в данной школе очень низок. Поэтому первое правило дополняется вторым.

2.Необходимо подбирать разнообразные посылки. Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что множество тестируемых должно быть не просто по возможности большим, но и специально, по системе, сформированным, а не случайно подобранным, т.е. надо позаботиться о том, чтобы в него вошли учащиеся (примерно в одинаковом количественном отношении) разной успеваемости.

3.Необходимо делать вывод только на основе существенных признаков. Если, допустим, во время тестирования выясняется, что ученик 10 класса не знает наизусть всю периодическую систему химических элементов, то этот факт  является несущественным для вывода о его успеваемости. Однако, если тестирование показывает, что ученик 10 класса пишет с ошибками, то этот факт следует признать существенным, или важным для вывода об уровне его успеваемости.

Этот пример является первой ошибкой, часто встречающейся в неполной индукции и называется поспешным обобщением.  Если некоторые объекты из какой-либо группы обладают неким признаком, то это вовсе не означает, что данным признаком характеризуется вся группа без исключения. Из истинных посылок индуктивного умозаключения может вытекать ложный вывод, если допустить поспешное обобщение.

Вторая  ошибка - если одно событие происходит после другого, то это не означает необходимость их причинно-следственной связи. Например:

В понедельник  Иван запнулся о порог и поругался  с женой.

В понедельник  Иван запнулся о порог и рассорился с другом.

В понедельник Иван запнулся о порог  и получил нагоняй  от начальства

Во всем случившемся виноват порог.

Обобщающий вывод является ложным, несмотря на истинность посылок.

Неудивительно, что ошибка «после этого, значит по причине этого» лежит в основе многих небылиц, суеверий и мистификаций.

Третья  ошибка, широко распространенная в  неполной индукции, называется подменой условного безусловным, когда из истинных посылок вытекает ложный вывод:

Вода при температуре 10 градусов обладает текучестью.

Вода  при температуре 60 градусов обладает текучестью.

Вода  при температуре  70 градусов обладает текучестью.

Вода  при любой температуре обладает текучестью.

Мы знаем, что при минусовой температуре вода не обладает текучестью. То, что проявляется в одних условиях, может не проявляться в других. В посылках рассмотренного примера присутствует условное (т.е. происходящее в определенных условиях), которое подменяется безусловным (т.е. происходящим во всех условиях одинаково, не зависящим от них) в выводе.

8. Составить аргументацию, обосновывающую предложенный Вами тезис.

    Аргументация  – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создаётся убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и оппонентов.

      Аргументация — это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений.

Задачей аргументации является выработка убеждения  или мнения в истинности какого-либо утверждения.

     Убеждение — полная уверенность в истинности, мнение — тоже уверенность, но неполная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и путем внушения, на основе веры и т.д.   

 Аргументация  представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с использованием других утверждений.

  «А  вы друзья как не садитесь все в музыканты не годитесь» - дедуктивное рассуждение, в силу которого из истинности аргументов вытекает истинность тезиса - какая разница как сидишь если играть не умеешь.

Информация о работе Значение логики