Значение аналогии в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Цель работы выяснить значение аналогии в современной жизни.
Данная цель достигается с помощью решения следующих задач:
раскрыть понятие и структуру умозаключений по аналогии;
описать виды аналогий;
установить роль аналогии в правовом процессе.

Работа содержит 1 файл

логика2.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Умозаключение — это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Они делятся на: дедуктивные, индуктивные  и умозаключение по аналогии.

В науке в  практических делах объектом исследования нередко выступают единичные, неповторимые по своим индивидуальным характеристикам события, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к третьему способу рассуждения — умозаключению по аналогии.

Индуктивным, называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.  

Аналогия - умозаключение  о принадлежности предмету определенного  признака на основе сходства в признаках  с другим предметом.

Предметом работы является аналогия, как способ рассуждения  и вид  умозаключения.

Важность и актуальность данной темы состоит в том, что аналогия - это старое понятие, было известно еще в греческой науке и средневековому мышлению. Уже тогда люди использовали аналогию для выявления сходства одного предмета с другим. Она имеет большое значение в юридической деятельности.

Цель работы выяснить значение аналогии в современной  жизни.

Данная цель достигается с помощью решения  следующих задач:

  • раскрыть понятие и структуру умозаключений по аналогии;
  • описать виды аналогий;
  • установить роль аналогии в правовом процессе.

 

1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ  И СТРУКТУРА УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО  АНАЛОГИИ

1.1. Общие понятия

Существует  способ рассуждения, требующий не только ума, но и богатого воображения, но не дающий твердого знания, а нередко  и просто вводящий в заблуждение, — умозаключение по аналогии1.

Познакомившись  с юристом, мы узнаем, что этот интеллигентный, широко образованный человек свободно говорит по-английски, и по-немецки. Встретив затем другого юриста, интеллигентного, образованного, хорошо владеющего английским и немецким языками, мы можем не удержаться от искушения и спросить, не говорит ли он и по-английски, и по-немецки.

Рассуждение строится по схеме: сопоставляются 2 объекта и оказывается, что они сходны в каких-то признаках. Из этого делается вывод, что их сходство распространяется на др. еще не рассматривающиеся признаки. При таком рассуждении знание, полученное из рассмотрения одного предмета, переносится на др., менее изученный. Это и есть умозаключение по аналогии.

Умозаключение по аналогии - уподобление нового единичного явления другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространение на первое ранее полученную информацию2.

Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, она позволяет  установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несущественности различий.

Аналогия не является произвольным логическим построением, в основе лежат объективные свойства и отношения предметов действительности. Каждый конкретный предмет, обладая множеством признаков, представляет не случайную их комбинацию, а определенное единство. Каким бы малочисленным ни был тот или иной признак, его существование и изменение всегда обусловлено состоянием других сторон предмета или внешних условий.

Если изменяется, например, такой признак государства, как расстановка общественных сил, то это может повлиять на его внутреннюю и внешнюю политику, изменить устройство, форму правления и т. д.

 

1.2 Структура  умозаключений

 

Аналогия является популярным способом индуктивной аргументации в поддержку норм. Общая схема  нормативной аналогии3:

Действие А  имеет признаки а, в, с и должно быть выполнено.

Действие В  имеет признаки а, в, с.

Значит, действие В также, вероятно, должно быть выполнено.

В этом рассуждении  сходство двух действий в каких-то признаках  оказывается продолженным и на основании  того, что первое действие является обязательным, делается вывод, что и  второе действие также обязательно.

Часто аналогия с нормативной посылкой предстает в форме4:

Объект А  имеет свойства а, в, с и должен быть d.

Объект В  обладает свойствами а, в, с.

Значит, В, вероятно, должен быть d.

Только в  редких случаях нормативная аналогия выступает в такой прозрачной форме, как в приведенных схемах.

«Человек по сравнению с божеством так  же ребячлив, — говорит древнегреческий  философ Гераклит, — как ребенок  по сравнению с человеком». В этой аналогии речь идет о том, что человек  в сравнении с более высокой  ступенью развития (какой является божество) должен казаться ребячливым, поскольку ребенок, во многом подобный взрослому человеку (более высокой ступени развития), должен казаться ребячливым.

2. ВИДЫ АНАЛОГИЙ

По характеру  уподобляемых объектов различают два  вида аналогии5: (1) аналогию предметов и (2) аналогию отношений.

(1) Аналогия предметов6 — умозаключение, в котором объектам уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.

Если обозначить символами  а и b два единичных предмета или  события, а Р, Q, S, Т — их признаки, то вывод по аналогии можно представить следующей схемой: Посылки:

    а присущи Р, Q, S, Т

    b присущи Р, Q, S________

   Заключение: b присуще Т

Примером такой  аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. Когда перед физикой встал вопрос о природе светового движения, голландский физик и математик XVII в. Гюйгенс, основываясь на сходстве света и звука в таких свойствах, как их прямолинейное распространение, отражение, преломление и интерференция, уподобил световое движение звуковому и пришел к выводу, что свет также имеет волновую природу.

(2) Аналогия отношений7 — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.

Например, две пары лиц  х и у, m и n находятся в следующих  отношениях:

1) х является отцом  (отношение R1) несовершеннолетнего  сына у;

2) m является  дедом (отношение R2) и единственным  родственником несовершеннолетнего  внука n;

3) известно, что  в случае родительских отношений  (R1) отец обязан содержать своего  несовершеннолетнего ребенка. Учитывая  определенное сходство между  отношениями R1 и R2, можно заключить,  что для R2 тоже характерно отмеченное  свойство, а именно обязанность деда в определенной ситуации содержать внука. В общем виде вывод по аналогии отношений может быть представлен следуют схемой:

Посылки:

1) x R1 y                      2) R1 присущи Р, Q, S, Т 

               m R2 n                         R2 присущи Р, Q, S

Заключение: по-видимому, R2 присуще Т

История знает  множество примеров научных открытий благодаря уподоблению отношений  в области физики, астрономии, биологии, математики и др. наук. Аналогия отношений лежит также в основе применяемого и широко используемого метода моделирования, когда экспериментально изученные отношения между параметрами модели — плотины, шлюза, самолета, технологического процесса переносят на реальный объект — образец.

Хорошим примером аналогии отношений является аналогия между предметами и их тенями. Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, вытянуты и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени все плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром их теней есть элемент подобия и даже тождества. В обоих мирах существуют одни и те же отношения. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечает точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени.

При аналогии отношений уподобляются отношения. Сами же «предметы, между  которыми отношения имеют место, могут быть совершенно разными.

3. АНАЛОГИЯ КАК СХОДСТВО НЕСХОДНОГО

При желании  и достаточной фантазии можно  отыскать сходство между двумя любыми произвольно взятыми объектами. Следователь и преступник в каком-то смысле сходны, поскольку они находятся  в отношении соперничества и  являются как бы зеркальным отображением друг друга, и т. д.

Понятие контекста является одновременно и широким и неопределенным. Контекст включает и то конкретное изложение или доказательство, в  рамках которого встречается умозаключение  по аналогии, и намерения, знания, переживания тех, кто прибегает к аналогии или оценивает ее, и более широкую среду общения, ситуацию, в которой они находятся. Иногда для суждения о разумности или оправданности аналогии приходится принимать во внимание целую эпоху.

Как бы широко ни простиралось и как бы вольно ни истолковывалось сходство, оно никогда не будет полным и абсолютным. Например, два близнеца очень похожи, но все-таки во многом они различаются, причем настолько, что родители, как правило, не путают их. Две буквы «е» в слове «веер» чрезвычайно похожи, и тем не менее они разные.

Сходство всегда сопряжено  с различием и без различия не существует. В этом плане аналогия есть попытка продолжить сходство не сходного.

 

3.1. Условия состоятельности  выводов по аналогии

 

В начале рассуждения по аналогии при фиксации сходства объектов следует стремиться, чтобы было схвачено и выражено действительное, а не кажущееся сходство, чтобы сравниваемые объекты были подобны в важных, существенных признаках, а не в случайных и второстепенных деталях8.

Не менее  важен характер связи сходных  признаков предметов с переносимым  признаком. Информация о сходстве должна быть того же типа, что и распространяемая на другой предмет.

Сопоставим  двух людей: оба родились в одном  и том же году, ходили в один и  тот же детский сад, окончили одну и ту же школу, причем по всем предметам получили одинаковые оценки, оба не женаты. Об одном из них известно, что совершил кражу. Можно ли с достаточной вероятностью заключить, что и второй тоже совершил кражу? Вряд ли. Намеченная общность их биографий никак не связана с указанным представлением.

При аналогии необходимо учитывать и различия. Как бы ни были подобны два предмета, они всегда в чем-то отличаются. И если их различия внутренне связаны с признаком, которым предполагается перенести с одного на другой, аналогия окажется маловероятной, а возможно, разрушится. 

Эпистемическая  ценность заключений определяется характером исходного знания о сравниваемых объектах9:

(1) Сходство  уподобляемых объектов является  основной предпосылкой применения самого умозаключения по аналогии. Вывод будет состоятельным, если выявлено и зафиксировано действительное сходство, которое должно быть не приблизительным, а строго определенным и конкретным в существенных признаках. Отсутствие сходства делает умозаключение несостоятельным.

(2) Учет различий  между уподобляемыми. В природе  не бывает абсолютно сходных  явлений: самая высокая степень  сходства всегда предполагает  различия. Значит, в любом случае  уподобления имеют место и  различия между сравниваемыми предметами.

В одних случаях  различия бывают несущественными, т. е. совместимыми с переносимым признаком. Свойства, препятствующие переносу признака с одного предмета на другой, являются существенными различиями.

(3) Знание о  наличии связи между сходными и переносили признаком — не только условие состоятельности, но и показатель степени обоснованности выводов по аналогии. В зависимости характера этой связи различают10:

3.2 Виды аналогии

 

1) строгую аналогию, дающую достоверное заключение, и 2) аналогию нестрогую, заключение которой носит проблематичный характер.

1. Строгая аналогия. Отличительная ее особенность  — необходимая связь переносимого  признака с признаками сходства.

В отдельных случаях, установив  сходство двух предметов а и b в  ряде признаков Р, Q, S и обнаружив в предмете а признак T, не просто констатируют его принадлежность, а прослеживают содержательную зависимость этого признака от признаков сходства. Если достоверно установлено, что переносимый признак Т находится в условной зависимости от признаков сходства, то мы имеем (Р, Q, S) —» Т. Это обстоятельство служит достаточным основанием для достоверного переноса указанного признака на предмет b. В умозаключении строгой аналогии вывод носит демонстративный характер.

2. Нестрогая  аналогия  уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности. В этом случае, обнаружив у др. объекта признаки сходства, можно лишь в логически ослабленной, форме заключать о принадлежности ему переносимого признака. Нестрогая аналогия часто встречается в общественно-исторических исследованиях.

Условиями, повышающими  степень вероятности выводов  в нестрогой аналогии, выступают: 1) сходство уподобляемых предметов  в значительном числе существенных признаков; 2) отсутствие существенных различий между уподобляемыми предметами; 3) степень вероятности знания о зависимости между сходными и переносимым признаками.

Информация о работе Значение аналогии в современной жизни