Понятие в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика понятия 4
2 Логические приемы образования понятия 7
3 Понятие и слово 9
4 Виды понятий 13
Заключение 16
Список литературы

Работа содержит 1 файл

понятие в логике.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

       3 Понятие и слово 

       Предметом изучения логики являются формы и  законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с  языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может  быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней  или внутренней, речью, выраженной с  помощью естественного или искусственного языка.

       Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия  и слова не означает их полного  совпадения.

       Понятия однозначны, а слова имеют нередко  множество значений. В любом языке  существуют омонимы и синонимы. Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (например, слово "коса" - прядь волос, узкая полоска суши, инструмент для скашивания травы и т.п.). Синонимы - слова, близкие по значению, но различные по звучанию (родина и отечество, хворь и болезнь).

       Слово лишь выражает понятие, оно – материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки.

       Слово, обозначая предмет, заменяет его. А  понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках.

       Мысль не возможно передать на расстояние. Человек  передает на расстояние сигналы о  возникающих в голове мыслях с  помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие  исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что  понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о  том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик.

       В целях упрощения, выделяем из контекста  лишь одно понятие «письменный стол». Для первого человека оно связано  с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для  письма.

       При помощи речи мысль о «письменном  столе» передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании  понятия идеального «письменного стола» (обобщенного, абстрактного) возникает  образ этого «письменного стола» как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно  было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих  предмет, то в конечном итоге образ  «письменного стола», воспроизведенного в голове другого человека все- таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности.

       Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают  между собой. Признаки любого материального  предмета – это внешнее или  внутренние свойства, признаки понятия  – обобщенность, абстрактность, идеальность.

       Понятие, как и всякая мысль, выражается в  определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.

       Смысл представляет собой одну из характеристик  знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.

       1. В процессе той или иной  научной деятельности или в  повседневной жизни человек вводит  некоторое понятие, выделяя интересующий  его класс предметов, и затем  подбирает какое-нибудь сокращенное  слово – общее имя для этих  предметов.

         2. Имеется уже более или менее точно интуитивно употребляемое в научном или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.

       То, что понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении  и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как  между ними есть следующие определенные различия.

              Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями.

       Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

         Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям.

         К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это близкие по  звучанию однокоренные слова,  имеющие разное значение или  совпадающие в нем лишь частично.

         Синонимы – это слова, тождественные или очень близкие по своему значению.

       В-третьих, в обыденной речи к основному  значению понятий часто добавляются  дополнительные оттенки, служащие для  выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли.

       Таким образом, понятие, находясь в неразрывном  единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма  выражения понятия, а понятие, в  свою очередь, выражает смысловое содержание слова. 
 
 

       4 Виды понятий 

       Виды  понятий – это различные способы  мысленного выделения и обобщения  предметов в процессе познания.

       Различие  видов понятий осуществляется по трем основаниям:

       1) по характеристикам объемов понятий;

       2) по характеру признаков, составляющих  видовое отличие мыслимых предметов  в понятии;

       3) по характеру предметов, обобщаемых  в понятии.

       1. Среди всех возможных понятий  обычно выделяют пустые и непустые, а среди непустых – единичные  и общие. 

       Пустыми называются понятия, объемы которых  представляют собой классы реально  не существующих предметов и существование  которых в принципе не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми.

       Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов.

       Единичное понятие по своей сути представляет собой некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.

       Общие понятия могут быть регистрирующими  и нерегистрирующими. Регистрирующими  называются общие понятия, в которых  множество мыслимых в них предметов  поддается учету, регистрации. Например «народный депутат России». Нерегистрирующими  называются общие понятия, относящиеся  к неопределенному числу предметов. Например «человек».

       2. По характеру признаков обычно  выделяют положительные и отрицательные,  относительные и безотносительные  понятия.

       Положительные – это понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность».

       Отрицательными  называются понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не  живущий по средствам».

       Относительные понятия – Это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование  одного из которых предполагает существование другого. Например»производство» - «потребление».

       Безотносительные  – это такие понятия, в которых  мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция».

       3. По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов.

       Дальнейшее  подразделение относится к понятиям, в которых обобщаются отдельные  предметы. При этом различаются понятия  конкретные и абстрактные, с одной  стороны, собирательные и несобирательные – с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов.

       Конкретными объектами называются вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или  иной идеализации таких предметов  и множества и системы предметов  указанных типов, мыслимые как целое.

       Абстрактные объекты -  суть создания мысли, идеальные  предметы.

       Конкретным  называется понятие, элементы объема которого – конкретные объекты. Абстрактные  понятия в качестве элементов  объема имеют абстрактные объекты.

       Собирательными  называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как  единое целое. Например «лес», «коллектив».

       Несобирательные понятия – это такие понятия, содержание которых можно отнести  к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например «дерево», «человек».

       Определить, к какому виду относится то или  иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

       Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

       Понятие находится в неразрывном единстве со словом, но не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

       Виды  понятий – это различные способы  мысленного выделения и обобщения  предметов в процессе познания, которые различаются по трем основаниям: характеристики объемов понятий; характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; характеру предметов, обобщаемых в понятии.

       В последнее время наблюдается  рост интереса к теории понятия в  связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е.Орловской, З.Павляком, П.Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

       Понятия играют важную роль как в науке, так  и в повседневной практике. 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       
  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: Космополис, 1994. - 272 с.
  2. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 1997.
  3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.
  4. Матерна П. Понятие понятия // Логические исследования. Вып.2. - М.: Наука, 1993. - С. 82–89.
  5. Орловская Е. Логические аспекты изучения понятий // Логические исследования. Вып.1. - М.: Наука, 1993. - С. 20–33.
  6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001
  7. Демидов И.В. Логика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

Информация о работе Понятие в логике