Понятие в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:47, реферат

Описание работы

Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика понятия 4
2 Логические приемы образования понятия 7
3 Понятие и слово 9
4 Виды понятий 13
Заключение 16
Список литературы

Работа содержит 1 файл

понятие в логике.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

       Содержание  

       Введение          3

       1 Общая характеристика понятия      4

       2 Логические приемы образования  понятия    7

       3 Понятие и слово        9

       4 Виды понятий         13

       Заключение         16

       Список  литературы        17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

       Например, понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".

       Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

       Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном  объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется  за счет выделения признака, присущего  каждому из обобщаемых в понятии  объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.

       Понятия, используемые в науке и в других сферах человеческой деятельности, чрезвычайно  многообразны по своей структуре, типам  обобщаемых в них объектов и другим характеристикам.

       Типологизация понятий, т.е. выделение и систематизация различных их видов, может проводиться  по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний, и во-вторых, учитывая специфику  их объемов и элементов объемов. 
 
 
 
 

       1 Общая характеристика  понятия 

       Окружающий  нас мир предстает перед человеком  не скоплением одинаковых предметов, а  как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами.

       Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит его признаком, то есть показателем, приметой, средством отличить его от других.

       Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые  присущи нескольким предметам, явлениям, процессам.

       Признаки  предмета могут носить самый разнообразный  характер.

       Они могут быть общими и единичными, существенными и несущественными, необходимым или случайными.

       В основе понятий лежат общие, существенные и необходимые признаки. Понятие  носит предметный характер, то есть отражает конкретно существующие в  материальной или духовной деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время  понятия обладают относительной  самостоятельностью. предмет может  исчезнуть, а понятие его - сохраниться  и передаваться от поколения к  поколению. С изменением человеческой деятельности появляются новые понятия.

       Существенным  является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого  признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение.

       Но  следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией.

       Признаки, которые могут принадлежать, но могут  и не принадлежать предмету и которые  не выражают его сущности, называются несущественными.

       Существенным  признаком воды для жаждущего  человека и для химика будут два  различных свойства. Для первого  – способность утолить жажду, для второго – структура молекул  воды.

       Несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются последствия преступления, количество его участников, наличие предварительного сговора, угроза применения оружия и многие другие.

       Важно иметь в виду, что различия между  существенными и несущественными  признаками предмета имеют относительный  характер. В определенных условиях, а также с развитием предмета и нашего знания о нем они могут  меняться местами. Одним из главных  критериев существенности признаков  является социальная практика. Например, перечисленные несущественные признаки преступления против свободы, чести  и достоинства личности становятся существенными при определении  меры уголовной ответственности  за совершение конкретного преступления данного рода.

       Исходя  из наличия множества признаков  предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные  в каком-либо отношении и фиксирует  их в понятиях. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей  совокупности они достаточны для  выделения предмета мысли из общей  предметной среды.

       Так как понятие по своей природе  является «идеальным», то не имеет вещественно-материального  выражения. Материальным носителем  понятия выступает слово или  сочетание слов. Например, «стол», «группа  студентов», «твердое тело».

       Понятия служат одним из важнейших способов освоения человеком мира. Они выполняют  две основные функции.

       Первая - познавательная. Понятие образуется в результате выявления наиболее общих свойств предметов. Понятия  служат средством дальнейшего познания мира при помощи логической операции подведения под понятие. Например, понятие  вещество образовалось в результате выделения общих свойств предметов  окружающего мира. В дальнейшем оно  распространялось на новые явления, позволяя выделять в них уже известные  человеку свойства. 

       Вторая - коммуникативная, заключающаяся в  том, что понятие является средством  общения. Закрепляя свои знания в  форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе общения, а также  передаются их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений  и эволюция, научный прогресс. 

       Таким образом, понятие - это логическая мысль  о предмете, отражение предмета в  его одном или нескольких существенных признаках

       Под предметом подразумеваются конкретные вещи, явления, процессы, существовавшие, существующие или возможные в  будущем, а также их свойства, связи - словом, любое проявление качественного  многообразия и единства мира, на которое  направлена мысль человека.

       Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно  может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

       Мышление  – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность  познания действительности с помощью  языка, является обобщение предметов  некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса.  Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.

       Характеристика  понятия как формы познания, как  способа мыслительной деятельности – это способ мыслительного выделения  классов предметов посредством  обобщения этих предметов. Этот процесс  включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль  представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными  являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов. 

       2 Логические приемы  образования понятия 

       Образование понятия - не простой зеркальный акт  отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность исследователя  и включает в себя множество логических приемов, важнейшими из которых является анализ и синтез, сравнение, абстрагирование  и обобщение. Выделение признаков  связано с мысленным расчленением предметов на составляющие его части, стороны, элементы.  

       Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

       Сравнением  является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

       Анализом  называется мыслительное расчленение  предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

       Синтез  – это мысленное соединение в  единое целое частей предмета или  его признаков, полученных в процессе анализа.

       Абстрагирование – мысленное выделение одних  признаков предмета и временное  отвлечение от других.

       Обобщение – мысленное объединение отдельных  предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как  бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества  деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.

       Таким образом, устанавливая сходство (или  различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез)и распространяя их на все однородные предметы  (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.

       Указанные логические приемы образования понятий  взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно  одна – понятие.

       Процесс образования понятий связан с  процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о  предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что  человек не может придумывать  для каждого отдельно существующего  предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку.

       Люди  вполне обходятся ограниченным количеством  слов, поэтому словарный запас  намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.

       Слова-понятия  позволяют человеку обобщать и углублять  знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое  знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость  придумывать новые слова для  выражения полученных знаний возникает  редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств. 

Информация о работе Понятие в логике