Логика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Некоторые представление о том, как можно рассуждать и как нельзя, имеются у каждого; все мы, начиная с какого-то возраста, что-то знаем о строении правильных рассуждений – точно так же, как все мы что-то знаем об устройстве окружающих нас «вещей». Однако человечество не удовольствовалось теми знаниями о «вещах», которые есть у каждого: оно создало естественных науки – физику, химию и другие, - позволившие узнать об этих «вещах» несравненно больше и изучить их несравненно глубже.

Работа содержит 1 файл

контрольная по логике.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Одним из постоянно действующих в быту логических принципов общения выглядит "закон исключённого третьего", изложенный выше. Он начинает действовать тогда, когда в общении между людьми возникают противоположные точки зрения. Выход из конфликтных ситуаций возможен в переходе к другому более общему закону, частью которого выглядит закон исключённого третьего. Ещё древние греки заметили свойственную людям наклонность судить о предмете по его части, как о целом предмете. Так Аристотель в "Метафизике" (книга 4, глава 5) отмечает: "… каждому отдельному человеку, когда он воспринимает чувствами, одно и то же кажется не всегда одним и тем же. Так вот, какие из этих представлений истинны, какие ложны - это не ясно, ибо одни нисколько не более истинны, чем другие, а все в равной степени. А если это так, то все мнения по необходимости совершенно истинны, ибо мнения тех, кто заблуждается, и тех, кто говорит правильно, противолежат друг другу; а если с существующим дело обстоит именно так, то все говорят правду". 7

    В результате небывалой ранее интенсификации жизни, свойственной нашему времени, замеченная древними особенность превратилась теперь в фундаментальный закон бытовых отношений. Например, бизнесмен, предполагающий встречу с другим бизнесменом для заключения важного соглашения, может заранее спланировать разговор, зная наперёд то, что ему будет сказано. Только это возможно при отсутствии конкретности мышления, о чём речь ещё пойдёт в одной из следующих глав при изложении "теории понимания".

    Теперь попытаемся коснуться сути самой логики общения. Представим себе, что у противоположных сторон стола сидят двое пятилетних детей. В центре стола между ними лежит яблоко, которое со стороны одного ребёнка красное, а с противоположной стороны зелёное. Один ребёнок спрашивает другого: "Какого цвета яблоко?" Тот отвечает: "Красное". Первый возражает: "И совсем не красное, а зелёное". "Нет красное", - упрямо повторяет второй и т.д. Именно так зачастую выглядят со стороны взрослые, отстаивающие свою точку зрения.

     Для подобных случаев Гегель заметил, что истина заключается в соединении противоположностей. 8В нашем случае оно и красное, и зелёное, но возможен и другой подход. Ведь оба ребёнка сказали то, что видели, т.е. правду. Каждый из них по-своему прав и они в известной мере оба правы. Если это признать, то сразу исчезнет возникшая между ними конфликтная ситуация. Кроме того, у предмета может быть больше свойств. Так как дети, в отличие от взрослых, имеют наклонность воспринимать предметы в целом, третий ребёнок мог бы утверждать, что яблоко не красное и не зелёное, а жёлтое: ведь оно между красной и зелёной частями жёлтое. Предложение высказывает мысль по своему логическому значению истинную или ложную.  
 
 
 

Заключение 

     Логика  – это особый, самобытный мир  со своими законами, условностями, традициями, спорами и т.д. То, о чем говорит эта наука, знакомо и близко каждому. Но войти в ее мир, почувствовать его внутреннюю согласованность и динамику, проникнуться его своеобразным духом непросто. Логика стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей, и прежде всего в сфере общения. Разработка логических основ процесса общения составляет одну из задач современной логики. Эта задача непосредственно связана с вопросом о наиболее эффективных средствах коммуникации между людьми, оформления мыслей с целью их правильного понимания и убеждения в их истинности. Культура общения является важнейшей составляющей человеческой культуры вообще. Поэтому усвоение правил, которым подчиняется процесс общения и благодаря которым обеспечивается достижение понимания и взаимопонимания в цивилизованном мире, имеет непреходящее значение. Тем самым логика как наука сохраняет свое важнейшее значение в жизни человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Асмус В. Ф. Логика. — М., 2001.
  2. Бочаров В. А. Аристотель и традиционная логика. — М., 1984.
  3. Бартон В.И. Логика: учеб. Пособие для вузов – Минск: Новое знание, 2001.
  4. Гетманова А.Д. Учебник по логике.- М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Демидов И. В. Логика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  6. Ивин А. А. Логика: Учебник для вузов. – М.:Гардарики, 2002.
  7. Ивин А. А. По законам логики. — М., 2001.
  8. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001.
  9. Кириллов В. И. Старченко А. А. Логика. – М. : ЮРИСТ, 2002.
  10. Курбатов В. И. Логика. — Ростов_на_Дону, 2001.
  11. Логика: логические основы общения: хрестоматия / Сост. В.Ф. Беков и др. – М.: Наука, 1994.
  12. Малахов В.П. Формальная логика. – Учебник. / Малахов В.П. – М.: Академический Проект, 2001
  13. Огородников В. П., Филиппов Г. Г. Логика (Законы и принципы правильного мышления). — СПб., 2002.

Информация о работе Логика как наука