Логика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме изложения своих убеждений, которая бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно возникает потребность создать определенный перечень правил, законов и норм, за которыми нужно строить собственные рассуждения.

Содержание

Введение 3
1. Определение Логики. 4
2. Предмет формальной логики. 5
3. Задачи логики. 6
4. Возникновение логики. 9
5. Логика Аристотеля 10
6. Развитие логики 14
7. Современный этап развития логики 19
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Логика как наука.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

   Логика  – это наука о доказательстве, и, таким образом, необходимо разделить  все умозаключения на истинные и  ложные. У Аристотеля истина – это соответствие утверждения бытию, ложь – несоответствие. Истина есть факт не онтологический, а гносеологический: именно мысль должна соответствовать бытию.  Аристотель пытается объективно исследовать окружающее, везде выявить закономерности, причинно-следственные связи. Поэтому онтология Аристотеля лежит в основе логики.

   Логику  Аристотеля можно назвать онтологической, так как он выделяет четыре причины  бытия:

  1. сущность – это причина, имеющая следствием вещь именно такую, какая она есть;
  2. материя – это, материал из которого возникает, что-либо, субстрат;
  3. движение – это то, что производит действие;
  4. цель – это то для чего что-либо делается.

   Пытаясь понять все существующее, Аристотель использует логику как орудие всякого  знания вообще. Любая вещь имеет причину своего существования, например, стол. Сущность бытия - это идея того, что он нужен; материя, материал, из которого он сделан; кто-то объективно должен создать его, то есть движение, придать ему задуманную форму; для того, чтобы стол все-таки появился, нужна цель (для чего он нужен? предназначение).

Каждая  существующая вещь предполагает сочетание  этих четырех факторов.

      Логика  Аристотеля – формальная. В основе любой вещи и мысли лежит форма, она дает вещи определенность, в  отличие от материи. Материя и форма независимы друг от друга, форма – это начало определяющее материю. Формы Аристотель подразделяет также на виды и роды в том случае, если они являются формой многих вещей. 

      Одна  из главных основ познания, противопоставление, Аристотель противопоставляет мышление и чувственное восприятие, общее и единичное. Знание общего – это ум, предполагает мышление; восприятие единичного не составляет знание.

Мышление  разделяется на:

  1. отдельные ноэмы или одна мысль;
  2. соединение ноэм, мыслей.

«…  Если же мысль будет направлена на прошлое или имеющее произойти, то человек мыслит, примышляя время и составляя соединение. Ошибки заключаются именно в соединении» Мышление, состоящее из ноэм и есть рассуждение у Аристотеля.

      Ощущение  Аристотель считает материалистическим, оно есть «отпечаток форм чувственно воспринимаемых вещей». Отличие мышления и чувственного восприятия в том, что мышление не предполагает существование объекта мышления вовне, в то время как для чувственного восприятия это необходимо. Мышление подразумевает выделение в объекте определяющего начала, общего, мыслительную деятельность.

      Аристотель  выделяет так называемую «форму форм»  или формы мысли.   
Формы мысли это связь отдельных мыслей друг с другом. Обособление форм мыслей и их изучение, с целью познать истину, есть то новое, что привнес в логику Аристотель (создал), соответствие суждения, логических связей бытию.

Умозаключение – особая форма мысли, которая  получается в результате сопоставления  различных суждений. Следующая, более  сложная форма мысли – силлогизм.

      Логика  Аристотеля – первая в истории  теория логических форм, предполагает осознание условий образования  истины. Суждения, умозаключения, силлогизмы – основы, заложенные в фундамент  логики.

      В дошедших до наших дней трактатах  Аристотеля встречается много спорных моментов об авторстве именно Аристотеля, высказываются предположения, что, возможно, какие-то части были дописаны уже его учениками-перипатетиками. Но нельзя отрицать того, какой вклад он внес в миропонимание. Знание стало рассматриваться на новом уровне как элемент познания. Его называют энциклопедическим умом Античности в силу того, что он сумел объединить разрозненные ростки знания, внести упорядоченность в ход рассуждений.

      Важно и то, что Аристотель жил именно в своем времени, то есть он создал свою школу (Академию), современники его понимали, соглашались с ним или спорили, принимали его точку зрения. Он не был практиком, а был теоретиком, что, конечно, из-за презрительного отношения к рабскому труду в Античности, уменьшало практическую ценность его умозаключений для современников, но это не уменьшает их общечеловеческую ценность.

      Выводы  сделанные Аристотелем были положены в основу научного знания в семнадцатом  веке. Но и тогда они не рассматривались  с надлежащей полнотой, изучались только отдельные части его сочинений. Некоторые моменты в ходе его рассуждений были заново открыты совсем недавно.

Только  в последнее время, изучив его  сочинения, стало возможным осознанно  говорить о том, какой вклад он внес в зарождение науки.

 

6. Развитие логики

     Хотя  большинство культур произвели  собственные подходы относительно системы рассуждений, но логика получила свое развитие лишь в трех культурных традициях: китайской индийской  и греческой. Хотя точные даты не будут  достаточно достоверными (особенно в случае с Индией).

     С момента своего возникновения логика была самым тесным образом связана  с философией. В течение многих веков логика считалась, подобно  психологии, одной из «философских наук».

     Математическая  логика возникла, в сущности, на стыке  двух столь разных наук, как философия, или точнее – философская логика, и математика. Тесная связь современной  логики с математикой придает  особую остроту вопроса о взаимных отношениях этих двух наук. Согласно Фреге и Расселу математика и логика – это всего лишь две ступени в развитии той же самой науки. Математика может быть полностью сведена к логике, и такое чисто логическое обоснование математики позволит установить ее истинную и наиболее глубокую природу. Этот подход к обоснованию математики получил  название логицизма.

     Современная логика также тесно связана с  кибернетикой – наукой о закономерностях  управления процессами и системами  в любых областях: в технике, в  живых организмах, в обществе. Основоположник кибернетики, американский математик Винер не без оснований подчеркивал, что само возникновение кибернетики было бы немыслимо без математической логики.

Помимо  кибернетики современная логика находит широкое приложение и  во многих других областях науки и техники.

     Логика  развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования  религиозной догматики.

     Значительны успехи логической науки в Новое  время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561– гг.). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении “Новый Органон”(в отличие от старого, аристотелевского “Органона”). Разработка индуктивного метода – огромная заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С.Миллем (1806– 1873 гг.). Таким образом, основателями индуктивной логики по праву считаются Ф. Бэкон и Дж. Милль, позднее в рамках этой логической теории были построены многочисленные дедуктивные теории для исследования логической проблематики.

     Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная  логика Бэкона-Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной (или аристотелевской) логикой.

     Дальнейшее  развитие логики связано с именами  таких выдающихся западно-европейских  мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Французский философ  Р. Декарт (1569–1650гг.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении “Правила для руководства ума”. В 1662 г. в Париже вышла книга “Логика, или Искусство мыслить”, написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием “Логика Пор-Рояля” (так как авторы были членами религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре Пор-Рояль). Эта книга оказала заметное влияние на всю последующую историю развития логики. Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г.Лейбниц (1646–1716 гг.), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX-XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724– гг.) и др. западно-европейские философы и ученые.

     Нужно отметить, что учитывая европейские  традиции, в русле которых в  основном развивалась логика в России, мы не останавливаемся здесь на формировании и развитии логических учений в странах  Востока, где сложились оригинальные концепции таких мыслителей, как Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др.

     Значительны заслуги в развитии логики русских  философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), А.Н. Радищев (1749–1802 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828–1889 гг.). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Каринский (1804–1917 гг.) и Л.В. Рутковский (1859–1920 гг.). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И.Поварнин (1807–1852 гг.). Во второй половине XIX в. подлинную революцию в логике совершило широкое применение разработанных в математике методов: алгебраических, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Это направление разрабатывается в трудах Дж. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ-дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической (или символической) логики. Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном оставался прежним.

Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, “логик” (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и так далее). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности – “истинно” и “ложно” – допускается много значений истинности. Отметим, что в связи с двузначностью традиционной логики ее еще называют пропозициональной логикой. В разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878– гг.) трехзначной логике вводится третье значение – “возможно” (“нейтрально”). Им же построена система модальной логики со значениями “возможно”, “невозможно”, “необходимо”и т.п., а также четырехзначная и бесконечнозначная логики. Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия – от 0 до 1, временная логика и другие. Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логики, получивший название деонтической логики, исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением “обязательно”, “разрешено”, “запрещено”, “безразлично”, которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

     Исследование  процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить ее. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики. Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770–1831) и с материалистических позиций переработанная в философии марксизма.

Диалектическая  логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика  формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект –  человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет  исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Информация о работе Логика как наука