Доказательство как вид аргументации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение такого важного логического понятия как доказательство, его видов, а также выявление некоторых простых и важных способов избежания ошибок в доказательстве; а также представляются основные правила доказательства, которые помогают правильно обосновать истинность или ложность утверждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….…….3
Глава I. Понятие доказательства в логике………………………….……..…..4
1.1. Структура доказательства……………………………………….…...8
1.2. Прямое и косвенное доказательство……….………………….….…9
1.3. Виды косвенных доказательств………………….…….……………11
1.4. Опровержение……………….…………………….……………….. 13
Глава II. Ошибки в доказательстве……………………………………………14
Глава III. Правила доказательства…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………….……………..20
Список литературы…………………………………………….……………….21

Работа содержит 1 файл

Доказательство как вид аргументации.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

   Последнее требование показывает, что принцип  «Чем больше аргументов, тем лучше», не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и их связи с отстаиваемым тезисом. Если последний вытекает  из одного-единственного  истинного положения, то оно вполне достаточно для его доказательства.

   Характерной ошибкой является  подмена тезиса, замещение его в ходе доказательства каким-то другим, чаще всего близким ему по форме или содержанию положением. Эта ошибка ведет к тому, что явно высказанный тезис остается без доказательства, но вместе с тем создается впечатление, будто он надежно обоснован.

            Например, для доказательства  того, что развивающиеся  страны существенно  упрочили свой  экономический потенциал,  недостаточно показать, что их совокупный национальный  доход увеличивался гораздо более высокими темпами, чем в развитых государствах. В стороне при этом останутся такие показатели, как народнохозяйственная эффективность, производительность труда, удельные затраты энергии и материалов на производство единицы продукции.

   Для обоснования того, что человек  всегда должен быть принципиальным, мало доказать, что принципиальность необходима при решении наиболее важных вопросов.

   Тезис также может расширяться. В этом случае возникает риск доказать, как говорят, «слишком много». Для обоснования более широкого по своему охвату тезиса нужны и более широкие основания. И может оказаться, что из них вытекает не только исходный тезис, но и какое-то иное, уже неприемлемое утверждение. «Кто доказывает много, тот ничего не доказывает» - это старая латинская пословица говорит как раз об этом.

   Иногда  встречается и полная подмена  тезиса, и она не так редка, как  может показаться. Обычно такая подмена  маскируется какими-то обстоятельствами, связанными с конкретной ситуацией, и ускользает от внимания.

   Потерянная  логическая связь.

   Если  бы хотя бы одна из посылок доказательства неверна, она теряет силу, в сущности, его нет. Оно не может состояться и по причине формальной ошибки. Она имеет место тогда, когда умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из принятых посылок.

             Например, неправильным  является, в частности  рассуждение: «Если страна развитая, она имеет многопартийную политическую систему; в Англии многопартийная политическая система; значит, Англия – развитая страна». Заключение является верным, но оно не следует из принятых посылок. Нельзя рассуждать по схеме: «если есть первое, то есть и второе; есть второе; значит, есть первое». Эта схема не  представляет собой закона логики и не обеспечивает истинности следствия при истинных посылках.

   Хотя  и редко, но встречаются хаотичные, аморфные рассуждения, которые являются случаями формальной ошибки. Внешне они  имеют форму доказательств, в  них есть слова, подобные «таким образом», «следовательно», призванные указывать на логическую связь  аргументов и доказываемого положения. Но эти рассуждения доказательствами на самом деле не являются, поскольку логические связи подменяются в них какими-то поверхностными, чисто психологическими ассоциациями.7

   Лучшее  средство предупреждения формальных ошибок – изучение теории умозаключения, знание законов логики  и совершенствование  практических навыков их применения.

Глава III.  Правила доказательства.8

   Логика  формулирует правила, которым должны подчиняться  доказательства и опровержения для того, чтобы выполнить свою задачу -  обосновать истинность или ложность тезиса или установить его необоснованность.

   Подобные  правила формулируются для каждой компоненты доказательства в отдельности.

Правила по отношению к тезису.

  1. Тезис должен быть сформулирован точно и ясно.

   Это правило предохраняет от неопределенности выражения главной мысли в  доказательстве. Ясность выражения  тезиса связана с тем типом  суждения, который можно  использовать для выражения тезиса.

   С этим правилом связана процедура выяснения тезиса. Чтобы выяснить тезис, достаточно обычно ответить на три вопроса относительно этого тезиса:

  • все ли слова и выражения вполне понятны? Если нет, то надо попытаться дать определение неотчетливо мыслимых понятий.
  • Отчетливо ли сформулировано суждение, выражающее тезис?  Если тезис можно выразить при помощи простого суждения, то лучше всего использовать для этого категорическое суждение, поскольку у него наиболее точно  выяснено качество и количество.
  • Считается ли тезис достоверно истинным суждением или истинным только вероятно, и если вероятным, то в какой степени: очень вероятный, просто вероятный или маловероятный.

   От  этого зависит то, какие средства можно употреблять при доказательстве тезиса: только дедукцию или также индукцию и аналогию.

  1. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства.

   Это требование является частным случаем  закона тождества в применении к  доказательствам.

Правила по отношению к  аргументам.

  1. Аргументы должны быть истинными суждениями.
  2. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.
  3. Аргументы должны представлять собой суждения, истинность которых обосновывается независимо от тезиса.
  4. аргументы не должны противоречить друг другу.

Правила по отношению к демонстрации.

   Существует  всего одно правило по отношению  к демонстрации, в которое, правда, вмещается вся теория умозаключений.

   Используемые  в демонстрации умозаключения  должны быть правильными  и должны быть соблюдены  все условия их применимости.

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

   Изучив  данную тему, можно сделать следующие  выводы:

   Под доказательством в логике понимается процедура установления истинности некоторого утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых  уже известна и из которых с необходимостью вытекает первое.

   Доказательство  отличается от других рассуждений и  умозаключений  тем, что его целью  является обоснование истинности доказываемого  суждения, и поэтому от суждений, из которых выводится в конечном счете доказываемое суждение, также требуется, чтобы они были истинными.

   В доказательстве различаются тезис  – утверждение, которое нужно  доказать, основание (аргументы) – те положения, с помощью которых  доказывается тезис, и логическая связь между  аргументами и тезисом.

   Изучение  доказательства как вида аргументации на конкретных его образцах и интересно, и полезно. Но также необходимо знакомство с основами логической теории доказательства, которая говорит о доказательствах  безотносительно к области их применения. Практические навыки доказательства и интуитивное представление о нем достаточно точны для многих целей, но далеко не для всех. Практика и здесь, как обычно, нуждается в теории.

   Логическая  теория доказательства в основе своей проста и доступна, хотя ее детализация требует специального символического языка и другой изощренной техники современной логики.

   Исходя  из данной работы можно сделать вывод, что доказательства в нашей жизни  встречается всюду. Можно что-либо доказать, а можно опровергнуть. Но для того, чтобы это сделать правильно и грамотно, недостаточно любой мысли, которая может придти на ум. Просто доказывать – это одно, а доказывать правильно, используя логические законы доказательства – это другое, и абсолютно правильное.

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и  опровержении. М.: Просвещение, 1954. – 210с.
  2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996. – 320с.
  3. Ивин А.А. Логика: Учебник для  гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 320с.
  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986. – 270с.
  5. Свинцов В.И. Логика. М.: Высшая школа, 1987. – 356с.

Информация о работе Доказательство как вид аргументации