Відродження у Франції

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты.

Работа содержит 1 файл

Возрождение во франции.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

 

Возрождение во Франции

Основоположником новой  французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые  ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень  близок к королевскому двору и  литературному кружку Маргариты  Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни  поэта закончились в Турине, а  многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём  творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, "галльский  блеск".

Существовала также и  лионская школа поэзии. Её представители  не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.

Маргарита Наваррская очень  рано стала покровительницей и центром  притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший  ей третью книгу "Гаргантюа и Пантагрюэля". Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536— 1541 годах  состоял при Маргарите секретарём. Именно в это время он создал свой "Кимвал мира" и сборник озорных  новелл "Новые забавы и весёлые  разговоры". Секретарём Маргариты  был также Антуан Ле Масон, сделавший  в 1545 году новый перевод Декамерона.

Значительным явлением для  французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит  большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты —  сборник из 72 новелл под названием "Гептамерон", т. е. "Семидневные". Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в  период, когда Маргарита была очень  далека от забот парижского двора, от "большой" политики её брата, погружённая  в "малую" политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она  сочиняла свои новеллы, путешествуя  по своим землям в носилках. "Гептамерон" Маргариты Наваррской показывает осознание  трагических противоречий между  человеческими идеалами и реальной жизнью.

Пожалуй, одним из самых  известных произведений французского Возрождения является книга Франсуа  Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился  в сочинительстве. Рабле очень  много путешествовал, знал нравы  и крестьян, и ремесленников, и  монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном  и единственном романе он дал блестящую  сатиру на людей своего времени.

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала  в себя и лучшие образцы устного  народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому  французскому народу: его весёлый  нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка  и высокого стиля. Французский поэт Жоашен дю Белле в 1549 году опубликовал  программный манифест "Защита и  прославление французского языка". В этом сочинении опровергалось  утверждение о том, что якобы  только древние языки могут воплотить  в достойную форму высокие  поэтические идеалы, и утверждалось, что в своё время и древние  языки были грубыми и неразвитыми, но именно совершенствование поэзии и литературы сделало их тем, чем они стали. Так будет и с французским языком, надо лишь его развивать и совершенствовать. Дю Белле стал своеобразным центром объединения его единомышленников и друзей. Пьер де Ронсар, входивший в него, придумал название "Плеяда". Название было выбрано не случайно: так же называлась и группа из семи древнегреческих поэтов-трагиков. Ронсар этим словом обозначил семёрку поэтических светил на литературном небосводе Франции, это быта своеобразная французская поэтическая школа. В неё входили Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Антуан де Баиф, Реми Белло. Они отказывались от наследия Средних веков, переосмысляя своё отношение к античности. Уже при короле Генрихе II Плеяда получила признание двора, а Ронсар стал придворным поэтом. Он выступал в различных жанрах — оде, сонетах, пасторали, экспромтах.

 

Франсуа Рабле

Франсуа Рабле́ (фр. François Rabelais; 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) —  французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Ренессанса, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Рабле родился в 1494 году в  Шиноне (Турень). Предположительно он был  сыном кабатчика (некоторые утверждают — аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), а так же он рано лишился  матери. В семь лет его отдали в монастырскую школу.

Монастырь, в который вступил  юный Рабле, принадлежал францисканскому  ордену. Монахам-францисканцам не разрешалось  заниматься науками и читать книги, за исключением богословских. Но молодой  Рабле был любознателен и не подчинялся уставу. Он тайком изучал латинский  и греческий языки, читал философов  и поэтов. В 1530 году, сохраняя звание священника, он поступил на медицинский  факультет университета Монпелье, где  также учился будущий Нострадамус. Здесь он читал публичные лекции по медицине.

Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым  отражением её; стоя наряду с величайшими  сатириками, он занимает почётное место  между философами и педагогами. Рабле  — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим  симпатиям и привязанностям, по своей  страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и  занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах —  «самым доблестным собеседником на пиршестве  человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих  его романах.

Орудие сатиры Рабле —  смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному  недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

 

«Гаргантюа и Пантагрюэль» (фр. La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel) — сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь.

Основным объектом для  сатиры Рабле является церковь, белое  духовенство и монашество. Автор  «Гаргантюа и Пантагрюэля» в молодости  и сам был монахом, однако иноческая  жизнь пришлась ему не по душе, и  с помощью своего покровителя  Жоффруа д’Этиссака Рабле смог без  неприятных последствий покинуть монастырь. В романе Рабле высмеивает, с одной  стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов (зная последний предмет  не понаслышке). Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест  во время Реформации — непомерное стремление к наживе, претензии пап  на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Сильно достаётся средневековой схоластике — оторванным от реальной жизни  размышлениям о месте Бога в земном бытии — и известным философам-схоластам  в частности.

Отдельных насмешек удостоены  некоторые места из Библии. Например, эпизод с воскрешенем Эпистемона Панургом пародирует библейское сказание о воскрешении Лазаря Иисусом  Христом, а рассказ о великане Хуртали высмеивает легенду о  Ноевом ковчеге. Рождение Гаргантюа  через левое ухо матери Рабле  объясняет всемогуществом Господа  Бога, а тех, кто отказывается этому  верить, объявляет еретиками (здесь  пародируется религиозный фанатизм и слепая вера в евангельские чудеса, восходящие к Тертуллиану — «верую, ибо абсурдно»). Неудивительно, что  все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом  Сорбонны как еретические.

В своём романе Рабле не только борется со «старым миром» при помощи сатиры и юмора, но и  провозглашает новый мир так, как он его видит. Средневековой  косности и бесправию Рабле противопоставляет  идеалы свободы и самодостаточности  человека. Наиболее полно своё видение  этих идей на практике автор «Пантагрюэля»  изложил в эпизоде с Телемским  аббатством, которое брат Жан организует с разрешения Гаргантюа. В аббатстве  отсутствуют принуждение и предрассудки и созданы все условия для  гармоничного развития человеческой личности. Устав аббатства состоит из одного правила: «Делай что хочешь».

Излюбленный приём Рабле  — гротеск, гипербола («супергипербола», по выражению А.Дживелегова). Это  связано с личностями главных  героев — великанов Гаргантюа  и Пантагрюэля. Подчас они спокойно уживаются с обычными людьми (едят с ними за одним столом, плывут на одном корабле), но не всегда. Гаргантюа  садится отдохнуть на собор Парижской  Богоматери и принимает пушечные ядра за мух, Пантагрюэля приковывают  к колыбели цепями, служащими для  перекрытия гаваней. Кульминации этот приём достигает, когда Пантагрюэль, высунув язык, укрывает от дождя  свою армию, а один из его приближённых случайно попадает в рот своему господину  и обнаруживает там города и деревни. Много места в романе уделяется  грубоватому юмору, связанному с  человеческим телом[1], много говорится  об одежде, вине, еде и венерических заболеваниях (пролог первой книги  начинается со слов «Достославные пьяницы  и вы, досточтимые венерики (ибо  вам, а не кому другому, посвящены  мои писания)!»). Это совершенно нетипично  для средневековой романистики, считавшей все эти темы низкими  и не достойными упоминания.

Характерная особенность  «Пантагрюэля» — обилие крайне подробных  и в то же время комичных перечислений блюд трапез, книг, наук, законов, денежных сумм, животных, смешных имён воинов и тому подобного. Объемные и скрупулeзные перечни порой образуют целые  главы (книга IV, глава LX «О том, какие  жертвы приносили своему богу гастролатры  в дни постные» и т.д.).

Первая книга

Гаргантюа и его друзья готовятся атаковать войско Пикрохола. Иллюстрация Гюстава Доре.

«Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом  Назье, извлекателем квинтэссенции» (1534)

Гаргантюа, юный сын короля-великана Грангузье и его жены Гаргамеллы, поступает в обучение к ученым богословам, в результате чего становится намного глупее, чем был до того. Раздосадованный Грангузье дает сыну нового наставника и отправляет его в Париж. Там Гаргантюа  устраивает наводнение («мочепотоп») и  забирает себе большие колокола с  собора Парижской Богоматери, чтобы  повесить их на шею своей кобыле. Метода же воспитания, применяемая  Понократом, даёт совсем иные плоды  — Гаргантюа становится разносторонне  образованным человеком, не забывая  и о физическом развитии.

Тем временем на королевство  Грангузье нападает его сосед, король Пикрохол. Гаргантюа возвращается домой  и при помощи своих друзей, а  также брата Жана — монаха-бенедиктинца из Сейи, разбивает войско Пикрохола.

За заслуги в войне  против захватчиков Гаргантюа разрешает  брату Жану устроить монастырь на его вкус — Телемское аббатство, устав которого разительно отличается от уставов всех других монастырей.

Вторая книга

«Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном  виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1533)

У Гаргантюа рождается  сын — Пантагрюэль. Повзрослев, он отправляется учиться в разные университеты Франции и в конце концов попадает в Париж. Получив письмо от отца, в котором тот писал о большом  значении образования в жизни  человека, Пантагрюэль с еще большим  усердием принимается за науки; а  разрешив великую тяжбу между  сеньором Пейвино и сеньором Лижизад, он получает всеобщее признание своего ума и талантов.

В Париже Пантагрюэль встречает  Панурга, который становится его  самым близким другом. Вскоре Пантагрюэль  получает известие о том, что на его  родину напала армия великанов под  предводительством короля Анарха. Пантагрюэль  спешит на выручку отцу и побеждает  врагов.

Третья книга

«Третья книга героических  деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1546)

В королевстве Гаргантюа  установлен мир. Панург, получив от Пантагрюэля кастелянство Рагу и  промотав все доходы от него на несколько  лет вперед, принимает решение  жениться. Однако при этом он терзается  сомнениями — будет ли он счастлив в браке или быть ему рогатым, битым и обворованным? Чтобы разрешить  подобный вопрос, Панург обращается к  колдунье, юродивому, поэту, врачу, богослову, шуту Трибуле, прибегает к гаданиям. Все предсказания и советы Пантагрюэль  толкует в дурную сторону, а Панург — в хорошую. Не добившись ничего определенного, Пантагрюэль, Панург, брат Жан, Эпистемон и их друзья решают отправиться в путешествие к  оракулу Божественной Бутылки.

Четвертая книга

«Четвертая книга героических  деяний и речений доблестного  Пантагрюэля» (1552)

Путешествие начинается. Эскадра  Пантагрюэля посещает множество  островов (среди них острова папоманов  и папефигов и остров Диких  Колбас), попадает в сильную бурю[3]. Эпизоды с островами Рабле  использует для сатиры на церковные  порядки (чего, впрочем, с избытком хватает  и во всех предыдущих книгах), а в  сцене с бурей раскрываются характеры  каждого из героев.

Пятая книга

«Пятая и последняя  книга героических деяний и речений  доброго Пантагрюэля» (1564)

Путешествие продолжается. Мореплаватели  пристают к острову Звонкому (новая  сатира на церковь), острову Застенок (сатирическое изображение современного Рабле суда и царившего там  произвола) и острове апедевтов (пародия  на фискальное ведомство). В итоге  они приплывают на Фонарный остров и слышат священное слово Бутылки: «Тринк!» («Пей!»)

Главные герои

Гаргантюа (Gargantua) — король государства Утопия из рода великанов. Появляется в первой и эпизодически во второй и третьей книгах романа. Образ Гаргантюа — символ Ренессанса, символ отказа от традиционных жизненных  установок Средневековья и возрождающегося  интереса к светскому искусству  и познанию мира, свободному от догм и ограничений.

Информация о работе Відродження у Франції