Вальтер Скотт "Айвенго" и другие романы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Задача исторического романиста, по мнению Скотта, заключается в том, чтобы за своеобразием различных культур найти живую душу страдающего, жаждущего справедливости, взыскующего лучшей жизни человека.Эта "живая душа" человека, жившего сотни лет тому назад, может вызвать наше сочувствие только в том случае, если она предстанет нам во всем своем национальном, культурном и историческом своеобразии. Весь этот "антиквариат", эти "нравы", быт, одежда и оружие необходимы для того, чтобы конкретно представить исторического человека, понять его в странностях его поведения, взглядов и чувств.

Содержание

Введение 2
1. Вальтер Скотт – новатор в области исторического романтизма 3
2. Метод историзма. Концепция истории Европы в романах Вальтера Скотта. 6
3. Обзор творчества В. Скотта 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

КР по Зарубежной литературе.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

После длинных поисков  Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающейся личности, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт является абсолютно точным в изображении исторической реалии, потому считается, что он разработал явление Исторического колорита, то есть искусно показал своеобразие определенной эпохи. Предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом.

Скотт был в числе первых выразителей новой исторической концепции, в своем художественном историзме обгоняя порой движение научной мысли. Скотт создал своего рода образцовую структуру исторического романа. Новое видение истории, при котором разрушалось стереотипно-контрастное распределение ролей, реалистически трактовалась психология персонажей, а главное — смысл исторического события определялся на основе социальной реальности.

Поставив себе целью объяснение прошлого в его связи с современностью, Скотт был далек от того, чтобы  превращать картину времен прошедших  в иносказание на темы политической злобы дня. К такого рода «модернизации», скрытым аллюзиям прибегали издавна: подразумевая сегодняшний день, облекали сюжет в исторические декорации  и костюмы.

Скотт поступал иначе. Он сближал  эпохи, каждая из которых в этом сближении  не утрачивала ни своего колорита, ни своих  специфических проблем. Современная  политическая ситуация могла лишь подсказать выбор событий, опыт которых ценен  для сегодняшнего дня, но не более  того.

Так, не случайно в годы завершения Наполеоновских войн в Европе, в  ходе которых европейское сознание с новой остротой решало для себя проблему великой личности и ее роли в истории, Скотт обратился к  мятежам и потрясениям, в которых  рождалась новейшая история его  страны — Англии. Там он искал  истоки событий, по поводу которых он выскажется и как историк —  в девятитомной «Жизни Наполеона  Бонапарта» (1827). Ни в романах, ни в  исторических сочинениях он не признал  за великой личностью права вершить  народные судьбы и, более того, опроверг это право с точки зрения законов  самого хода исторических событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обзор творчества В. Скотта

Создав исторический роман, Вальтер Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Скотта существенно повлияло на европейскую и американскую литературу. Именно Скотт обогатил социальный роман XIX века принципом исторического подхода к событиям. Во многих европейских странах его произведения легли в основу национального исторического романа.

Ключевыми романами шотландского и английского циклов с полным основанием можно считать «Роб Роя» и «Айвенго». В этих двух романах  во всем блеске проявилось мастерство Скотта-романиста.[1 c. 24]

С темой Шотландии связан роман «Роб Рой». Описанные в нем  события происходят в начале XVIII в. в горных селениях Шотландии, в  торговом городе Глазго, на севере Англии. Писатель вводит нас в обстановку напряженной политической борьбы. Шотландскому народу навязана уния 1707 г., по которой  Шотландия была окончательно присоединена к Англии. Феодальная знать еще  лелеет мечты о возвращении своей  былой власти, о реставрации Стюартов. Зреет заговор, ведется подготовка к якобитскому восстанию 1715 г. (якобиты - сторонники низложенной династии Стюартов). Знатный землевладелец  Осбалдистон примыкает к восстанию. В атмосферу политической борьбы и интриг попадает молодой Фрэнк  Осбалдистон, приехавший из Англии в  поместье к своему дяде.

Главная сюжетная линия романа связана с историей Фрэнка. Однако отнюдь не она представляет основной интерес, а описание жизни и борьбы людей из горных кланов Шотландии. В  романе воспроизведены тяжелые условия  жизни простых людей, населяющих прекрасную Горную Страну с ее обширными  лесами, живописными пещерами, озерами, высокими горами и лощинами. Великолепие  природы еще более оттеняет нищету горных селений. В жизнь Горной Страны проникают новые формы торгово-денежных отношений. Рассказывая о жизни  шотландцев. Скотт утверждает их право  на борьбу с поработителями и угнетателями. Черты народного мстителя он воплощает  в образе Роб Роя.

Роб Рой - реально существовавший вожак шотландских горцев. Он был  гуртовщиком, которого разорили, лишили земли и дома. Роб Рой ушел в  горы и возглавил отряд таких  же, как и он, обездоленных горцев. Скотт не стремился к воспроизведению  всех подробностей, связанных с жизнью Роб Роя; он передал основное - дух  горной шотландской вольницы, воплощенный  в образе великодушного и отважного  народного мстителя, память о котором, как «о шотландском Робине Гуде -грозе  богатых, друге бедняков», навсегда сохранилась в сердцах его  соотечественников. [8 c. 35]

С историей утверждения феодальных отношений в средневековой Англии связано действие романа «Айвенго». События происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже  несколько веков, и завоевателями - норманнами, завладевшими Англией  в конце XI в. Борьба усложнялась социальными  противоречиями между крепостным крестьянством  и феодалами (как норманнами, так  и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской  власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Многообразна галерея  действующих лиц романа: представители  старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы  и рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий  магистр Лука Боманоар, монахи), король Ричард Львиное Сердце, ведущий борьбу против феодальной клики, возглавляемой  его братом принцем Джоном. Скотт  дает острые социальные характеристики феодалов-угнетателей, рисует реалистическую картину жестокости феодальных порядков и нравов.

Уже в самом начале повествования  подчеркнут контраст между красотой величественной природы и условиями  жизни народа. Две человеческие фигуры возникают на фоне лесного пейзажа; на шее каждого из них надеты металлические  кольца, «вроде собачьего ошейника, наглухо запаянного». На одном написано: «Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Седрика Ротервудского»; на другом -«Вамба, сын Уитлисса Безмозглого, раб Седрика Ротервудского». Крестьяне-рабы ведут разговор о положении дел  в стране. «У нас остался только воздух, которым мы дышим, - говорит  Гурт, - да и его у нас не отняли потому только, что иначе мы не были бы способны выполнять работу, наваленную на наши плечи».[1 c. 123]

В народных сценах и в  народных характерах отчетливо проявилась связь творчества Скотта с фольклорной  традицией. Прежде всего это чувствуется  в образе Робина Гуда, созданного на основе народных преданий. В соответствии с народными балладами и песнями  Скотт описал Робина Гуда как подлинно народного героя, борца с несправедливостью. В традициях английского народного  творчества написаны сцены стрельбы из лука, поединка на дубинках в лесу. В духе народной поэзии даны и образы отважных стрелков Робина Гуда, в частности  веселого шутника и балагура, бесшабашного монаха Тука, борющегося на стороне  крестьян. Любитель выпить и обильно  поесть. Тук заставляет вспомнить  шекспировского Фальстафа.

Если в «Айвенго», обращаясь  к далекому средневековью, Скотт  рассказывает о победе феодальных отношений  над патриархальными, то в ряде романов, посвященных событиям английской буржуазной революции XVII в. («Вудсток», «Пуритане», «Антикварий»), он обращается к изображению  борьбы буржуазии с феодальными  порядками. Оставаясь верным исторической правде, Скотт объективно показал  историческую неизбежность крушения феодального  строя и утверждения буржуазного.

Большая заслуга писателя состоит в том, что, несмотря на свой консерватизм и монархические симпатии, он сумел в данном случае изобразить события в полном согласии с исторической правдой. Об этом свидетельствует и  образ принца Карла Стюарта («Вудсток») - пустого и легкомысленного человека, неспособного к управлению государством, но претендующего на королевский  престол, и образ монархиста, верного  феодала Стюартов сэра Генри Ли, который, хотя и осуждает казнь короля, встает на сторону Кромвеля («Вудсток»).

Историзм Скотта раскрывается и в романе «Пуритане», где создан собирательный образ пуритан-повстанцев. В романе повествуется о событиях 1679 г., когда в Шотландии вспыхнуло  восстание пуритан, направленное против реставрированной в 1660 г. династии Стюартов. В «Пуританах» на широком фоне происходящей в стране борьбы между  республиканцами и роялистами показана судьба шотландца Генри Мортона. Вначале умеренный пуританин, Генри  Мортон становится одним из вождей восставших пуритан. Жизненный опыт помогает Генри побороть первоначально  присущую ему политическую инертность.

Жестокость королевской  власти, бесчинства солдат королевской  армии заставляют его принять  активное участие в борьбе. Как  это обычно бывает у Скотта, фигура героя, история его любви затмеваются  бурным потоком развертывающихся событий, в данном случае -борьбой между  феодальным и буржуазным лагерями. Эти две социальные силы представлены в романе образами генерала-монархиста Клеверхауза и одного из вождей пуританского восстания - Берли. В образе жестокого, высокомерного аристократа Клеверхауза  в самом отталкивающем виде показан  фанатизм роялистов, стремящихся любыми средствами расправиться с народным движением ради утверждения своей  власти и прежнего могущества. Клеверхаузу  противопоставлен Берли как образ, выражающий историческую необходимость  выступления пуритан.

Основной пафос романа обусловлен включением в него замечательных, ярких народных образов. Для Скотта очевидно, что без народа никакие  исторические сдвиги невозможны, и  потому народу в романе «Пуритане» принадлежит центральное место. В самой постановке вопроса - народное движение есть ответ на многовековые притеснения феодалов -большая заслуга  Скотта. Но, отразив стремление народа к социальной справедливости. Скотт  выступил с проповедью политического  компромисса между враждующими  лагерями -аристократией и буржуазией, компромисса, в котором он видел  наиболее приемлемую форму разрешения острого социального конфликта. Скотт осуждает «фанатизм» пуритан, который представляется ему весьма опасным. Этот фанатизм писатель показал  в образах слепой Бетси Маклюр, безумного Аввакума Многогневного, в образе Берли.

Выступив создателем многопланового романа, Скотт строит сюжеты своих  произведений свободно, обогащая их множеством событий, вводя большое количество действующих лиц; несколько тем, переплетаясь друг с другом, создают  сложный и яркий рисунок. Неоспоримое  достоинство романов Скотта проявилось в художественно завершенном  приеме соединения описаний частной  жизни с историческими событиями. Мастерство писателя видно и в  портретной характеристике героев, в  описаниях обстановки, в которой  они живут и действуют. Скотт  умело вводит в повествование  элемент неожиданности, распутывает  сложные сюжетные узлы, обращается к фантастике, связывая ее с поверьями  народа и особенностями его мировосприятия в каждую из описываемых эпох. Обращаясь  к различным эпохам, Скотт на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, смены старого новым.

Как создатель жанра исторического  романа, Вальтер Скотт вошел в  мировую литературу, заняв место  в первом ряду ее лучших представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необычайный успех Скотта у европейского читателя свидетельствовал о том, что его романы внесли в  общественное сознание эпохи нечто  новое и значительное, нечто важное для культуры XIX века. Конечно, и в  предыдущие столетия появлялись произведения, показывавшие, как в зеркале, лицо своих современников, тяжкие процессы роста и упадка культур. Однако Вальтер  Скотт в своих романах показал  то, чего не знали его предшественники. Его художественные открытия вошли  в плоть и кровь европейской  литературы и определили важнейшие  ее особенности

Можно выделить следующие  особенности творческого метода Вальтера Скотта как новатора в области  исторического романтизма:

-композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении.

-изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги;

-изменение соотношения предания и вымысла, создание исторического фона вымышленными персонажами, которые являются чрезвычайно типичными для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны;

Информация о работе Вальтер Скотт "Айвенго" и другие романы