Вальтер Скотт "Айвенго" и другие романы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Задача исторического романиста, по мнению Скотта, заключается в том, чтобы за своеобразием различных культур найти живую душу страдающего, жаждущего справедливости, взыскующего лучшей жизни человека.Эта "живая душа" человека, жившего сотни лет тому назад, может вызвать наше сочувствие только в том случае, если она предстанет нам во всем своем национальном, культурном и историческом своеобразии. Весь этот "антиквариат", эти "нравы", быт, одежда и оружие необходимы для того, чтобы конкретно представить исторического человека, понять его в странностях его поведения, взглядов и чувств.

Содержание

Введение 2
1. Вальтер Скотт – новатор в области исторического романтизма 3
2. Метод историзма. Концепция истории Европы в романах Вальтера Скотта. 6
3. Обзор творчества В. Скотта 10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

КР по Зарубежной литературе.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 2

1. Вальтер Скотт – новатор  в области исторического романтизма 3

2.  Метод историзма. Концепция  истории Европы в романах Вальтера  Скотта. 6

3. Обзор творчества В. Скотта 10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творчество Вальтера Скотта - важный этап в развитии литературного  процесса в Англии, отразивший переход  от романтизма к реализму.

Творческий метод и  стиль романов Скотта - явление  сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало  новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художественном мастерстве. Скотт  превосходит их не только глубиной своей исторической концепции, но и  более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Романтизм  в творчестве Скотта своеобразно  сочетается с ярко выраженными реалистическими  тенденциями. Исследователи отмечают, что Скотт включил «романтическое»  в круг реального[6].

В мировую литературу Вальтер  Скотт вошел как создатель  исторического романа. С присущей ему глубиной Скотт отобразил  жизнь самых различных эпох, начиная  со средних веков и кончая тем  временем, когда жил он сам. Скотт  увидел «тайну жизни» современного ему  общества в его переходном характере.

Задача исторического  романиста, по мнению Скотта, заключается  в том, чтобы за своеобразием различных  культур найти живую душу страдающего, жаждущего справедливости, взыскующего лучшей жизни человека.Эта "живая душа" человека, жившего сотни лет тому назад, может вызвать наше сочувствие только в том случае, если она предстанет нам во всем своем национальном, культурном и историческом своеобразии. Весь этот "антиквариат", эти "нравы", быт, одежда и оружие необходимы для того, чтобы конкретно представить исторического человека, понять его в странностях его поведения, взглядов и чувств. Исторический роман должен воспитывать в современном читателе симпатию ко всему человечеству, чувство солидарности со всеми народами, прошедшими до нас свой тяжкий исторический путь, и вызвать сострадание к широким демократическим массам. 
        Исторический роман, по мнению Скотта, должен воспроизвести историю полнее, чем научно-историческое исследование, потому что сухую археологию он должен заполнить психологическим содержанием, страстями и "мнениями" создающих историю людей - отдельных личностей так же, как и большого людского потока.

 

 

 

1. Вальтер  Скотт – новатор в области  исторического романтизма

 

Новаторство Скотта, так  глубоко поразившее людей его  поколения, заключалось в том, что  он, как отметил В.Г. Белинский, создал жанр исторического романа, "до него не существовавший".

Скотт взялся за создание исторического  романа, следуя правилу: "Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же как  и на ее язык".

В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического  бытия и судеб страны в плане  вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического  содержания и тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое  поколение европейских читателей.

Глубокая симпатия Скотта к народным массам не вызывает никакого сомнения. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, он рассказал народную жизнь Шотландии  в критические периоды ее истории. Несправедливости и притеснения  экономического, политического и  религиозного характера, героические  восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного  живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал  специфику горной Шотландии, родовой  строй и психологию древних кельтских  кланов.

В романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные  более или менее выдающиеся личности "простого звания", но целые группы, толпы народа - крестьяне, ремесленники, пастухи, рыбаки, воины. Народ у него - это настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный к действию в силу собственной  закономерной реакции на события.

Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда  еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов  и событий. Вместить в одно повествование  жизнь всей страны, изобразить частные  судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной  важности значило создать целую  философию истории, проникнутую  мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных  интересов с интересами всего  человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и  язык.

Согласно старой традиции, роман непременно должен быть построен на любовной интриге. Это правило  строго соблюдалось в XVIII веке и целиком  перешло в XIX век. Но в историческом романе должны быть исторические герои. Вот почему старым романистам (например, мадемуазель де Скюдери во Франции  или Джейн Портер в Англии) приходилось  наделять своих исторических героев любовной страстью, даже когда они  к этой роли совсем не подходили. Так  искажались и образы знаменитых исторических деятелей, и характер их эпохи.

Вальтер Скотт поступил иначе. Чтобы как можно более точно  воспроизвести характер политических деятелей, он освободил их от придуманной  любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена  и обязательная романическая интрига.

Заимствовав многое из "готического" романа, Вальтер Скотт переосмыслил традиции. Герой-режиссер и "глубокий сюжет", которые в "готическом" романе возбуждали интерес или страх, у Скотта служат другим целям и  приобретают философско-историческое значение.

В его творчестве история  всегда тесно связана с пейзажем, который не столько ласкает глаз четкостью линий и мягкостью  колорита, сколько действует на воображение, вызывая у зрителя ряд ассоциаций. Эта способность "романтического" пейзажа погружать зрителя в  меланхолическую задумчивость, вызывать в нем цепь образов и размышлений  философского и исторического характера.

Основу художественного  метода Скотта составляет романтизм. Как  и все романтики, он не принял утверждения  капиталистических отношений.

Своим отношением к закономерностям  исторического развития и к роли народа в истории Скотт-романист решительно отличался и от реакционных  романтиков "Озерной школы", и  от позднейших эпигонов реакционного романтизма вроде Дизраэли и Карлейля, с их антинародным культом "героических  личностей" и идеалистическим  превознесением провиденциального  мистического начала в истории. Белинский  тонко подметил это принципиальное отличие Скотта от романтизма реакционного направления: "... поэт, всего менее  романтический и всего более  распространивший страсть к феодальным временам. Вальтер Скотт - самый положительный  ум... ", - писал критик, характеризуя противоречивый характер исторического  романа Скотта. "С такою страстью и с такою словоохотливостью", - по выражению Белинского, - описывая средневековье, Скотт, однако, рассматривает  его как пройденный человечеством  этап, возвышаясь логикой своих образов  и ходом изображаемых событий  над собственными сентиментальными пристрастиями и предрассудками. Отдавая себе, хотя и не полно, отчет  в исторической неизбежности завершавшейся  на его глазах грандиозной ломки  старых, феодально-патриархальных отношений, - ломки, в ходе которой народные массы вышли на авансцену, - он сумел  обогатить роман совершенно новым, общественно-значительным содержанием. Именно с этим связаны начатки  реалистической типизации в изображении  общественных явлений, проявляющиеся  в лучших исторических романах Скотта. При всех его романтических иллюзиях Скотт, все-таки улавливает основное направление  движения истории, беспощадно разрушающей  феодально-патриархальные докапиталистические  отношения и заменяющей их новыми, буржуазными отношениями. Гибель шотландских  кланов, обезземеливание и обнищание  крестьянства, оскудение и разрушение старых дворянских гнезд, сращение новой  аристократии с буржуазией и хищническое "преуспеяние" капиталистических  дельцов в метрополии и колониях, - эти типические процессы британской истории нового времени получают отражение в его творчестве. Сквозь романтически-произвольные перипетии  его сюжетов, в вымышленных авантюрных столкновениях его персонажей пробивает  себе дорогу хотя еще и неполно  осознанная самим писателем историческая необходимость.

В отличие от некоторых  английских романтиков (поэтов "Озерной  школы"), Скотт не был поборником средних веков, он и не думал сожалеть о прошлом. Писатель оценивал перспективы  социального прогресса с позиций  народных масс, ожидал в будущем  благих перемен, верил в великие  созидательные силы народа. Своими произведениями В. Скотт нанес, по словам В.Г. Белинского, "страшный удар" тем  романтикам, которые сожалели об уходящем в прошлое старом мире. Проповеди  покорности, религиозной мистики, отрешенности от борьбы за демократические свободы  Скотт противопоставил энергию, трезвый ум, героизм трудового  народа. Скотт обращается к глубокому  оптимизму народа, его здравому смыслу, его неиссякаемому юмору.

Влияние В. Скотта-романиста  на английскую и мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл исторический жанр, но и создал новый  тип повествования, основанный на реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении  местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой  воспользовались как его современники  так и последующие поколения  писателей.

 

2.  Метод историзма. Концепция  истории Европы в романах Вальтера  Скотта.

 

В. Скотт, как уже говорилось, был родоначальником исторического  романа в его современном понимании. Новаторство его в литературе 19 в. заключалось в том, что им были выработаны принципы исторического  метода, позволявшего создавать увлекательные, освобожденные от чрезмерной архаизации языка и вместе с тем сполна передающие своеобразие и узнаваемый отпечаток описываемой эпохи, романы. В чем же заключался исторический метод Вальтера Скотта? Н.Я. Дьяконова  в книге “Английский романтизм: Проблемы эстетики” пишет: “Исходя  из определенного значения истории  для развития литературы, а также  и предмета литературы - человеческих отношений, Скотт формулирует задачи исторического романа. Скотт считал, что историзм романа заключается  в том, чтобы опираться на подлинные  факты, как “жили, думали, чувствовали  люди прошлых веков, почему так поступали, а не иначе под давлением обстоятельств  и политических страстей” [7, с.76].    Исследователь творчества Скотта советский критик Б. Реизов в книге “Творчество Вальтера Скотта” (глава “Теория исторического романа”), отмечает, что Скотт создал принципы новой историографии: “… идея общечеловеческого единства сделала Скотта не только художником, но и историком и создала основу для историзма ХХ столетия” [8, с.281]. Новаторство В. Скотта состояло в следующем. Чтобы создать подлинный исторический роман, по мнению В. Скотта, нужно точно представить себе частную жизнь той эпохи, ее “нравы”. История же нравов, с его точки зрения, - это история культуры, история общественного сознания. Во-вторых, как пишет Б. Реизов, “в романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные более или менее выдающиеся личности “простого звания”, но целые группы, толпы народа… народ у него - это настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединенный общими интересами и страстями, способный к действию в силу собственной закономерной реакции на события" [8, с.23]. Далее, “Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива” [8, с.24]. В-четвертых, В. Скотт художественно соединил историческую правду с вымыслом, пояснив правомочность такого соединения тем, что “важнейшие человеческие страсти во всех своих проявлениях, а также и источники, которые их питают, общи для всех сословий, состояний, стран и эпох; отсюда с неизменностью следует, что хотя данное состояние общества влияет на мнения, образ мыслей и поступки людей, эти последние по самому своему существу чрезвычайно сходны между собой. … Поэтому их чувства и страсти по своему характеру и по своей напряженности приближаются к нашим. И когда автор приступает к роману… то оказывается, что материал, которым он располагает, как языковой, так и исторически-бытовой, в такой же мере принадлежит современности, как и эпохе, избранной им для изложения" [6, с.27]. В центре внимания Скотта было воздействие на человека его непосредственного окружения и отдаленного прошлого. Как отмечает английские исследователь Дайчес, чувство взаимозависимости людских жизней, их сложных переплетений пронизывает романы Скотта. Скотт видел в человеке как бы фокус перекрещивающихся взаимодействий независимо от собственной воли, его слова, поступки, предубеждения, жесты выдают национальность, религию и традиции, которые сделали его таким, как он есть [3, с.5-6].

Из такого представления  романиста следуют три важные особенности творческого исторического  метода В. Скотта:

а) изображение исторических событий сквозь восприятие частного вымышленного персонажа, ведущего любовную интригу романа и тем самым  соблюдение исторической точности вместе с сохранением обязательной романической интриги [8, с.28]. Сравнивая шекспировский метод изображения исторических событий со скоттовским, Д.М. Урнов и Н.Я. Дьяконова в качестве существенных отличий отмечали изменение пропорций в расстановке реальных и фиктивных фигур (если у Шекспира первую роль играют исторические персонажи, то у Скотта “первый план и большую часть повествования занимают герои, им самим созданные, деятели же исторические отходят на второй план, становятся эпизодическими” [6, с.98]);

б) изменение соотношения  предания и вымысла, создание исторического  фона вымышленными персонажами, которые  являются чрезвычайно типичными  для изображаемой эпохи и страны и в этом плане историчны; если у Шекспира “впереди шло предание, вынуждавшее своим авторитетом  верить изображаемому в пьесе" то “Скотт разворачивал летопись как  бы с другого конца, начиная со страниц частных, малоизвестных  и вымышленных" [6, c.34]. Он скорее проверяет, а не подтверждает предания… “Вальтер Скотт сам создавал канву, представляя традиционные фигуры заново, тем “домашним образом", который так точно определил и высокого оценил в его методе Пушкин” [6, с.98] ;

в) новаторство художественного  языка. После неудачи с публикацией  “Куинху-холл” Скотт, как пишет  И. Шайтанов, “начинает понимать, что  до него романисты уводили читателя в прошлое, то ли иллюзорное, как  атмосфера страха и роковых страстей в “готическом" романе, то ли обставленное с бутафорской мелочностью, как  в романе “антикварном”. Главным  казалось создать картину прошлого по контрасту с настоящим. Скотт  решает поступить прямо противоположным  образом" [5, с.91]. Он отказывается от чрезмерной архаизации языка, а использует язык его эпохи, иными словами предлагает то, что в ХХ веке назовут осовремениванием, модернизацией истории. Сам Скотт так поясняет это: “Для того чтобы пробудить в читателе хоть некоторый интерес, необходимо изложить избранную Вами тему языком и в манере той эпохи, в какую Вы живете” [3, с.25]. Исторический роман для Вальтера Скотта - это не novel (т.е., по его же определению, “повествование, в котором события не противоречат обычному ходу вещей в человеческой жизни и современному состоянию общества”), а romance - “такое вымышленное повествование, интерес которого держится на чудесных и необыкновенных происшествиях" [6, c.72] ; иными словами, не смешение “правды" и “вымысла", а чистый вымысел, лишь “основанный на истории”, и, следовательно, с точки зрения романтика, “правда в высшем смысле”.

Информация о работе Вальтер Скотт "Айвенго" и другие романы