Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова» [17,88]. Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки).

Содержание

1. Понятие о фольклоре 3
2. Роль фольклора в формировании личности ребенка 4
3. Классификация жанров детского фольклора 5
4. Малые формы фольклора 7
5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» 10
Практическая часть 12
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

детская литература.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

      Несомненна  педагогическая значимость загадок: они  помогают ребенку увидеть мир  в его многообразных связях и  ассоциациях, почувствовать красоту  знакомых обыденных предметов и  явлений.

      По  определению Аристотеля, загадка  – хорошо сформулированная метафора. В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его.

      Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения.

      Детский репертуар загадок постоянно  обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.

      Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

      Поговорка сходна с пословицей, но поговорка  – не является полным суждением. Поговорка  – часть суждения, часть предложения.

      Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое  выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

      И теоретики – педагоги, и воспитатели  – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств  русского фольклора.

      Фольклор  воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. 

5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» (раздел «Художественная литература» – малые формы фольклора) 

Средняя группа Старшая группа Подготовительная  группа
«Наши уточки с утра...»,      «Пошел    котик    на Торжок»,   «Заяц Егорка...»;    Наша    Маша    ма-лень-ка...»,«Чики, чики,            кички...»,«Ой     дуду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» Детские песенки, потешки: "Идет коза рогатая...", "Кошкин дом", "Жили у бабуси...", "Пальчик-мальчик...", "Сорока, сорока...", "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке...", "Уж ты, радуга-дуга...", "Гуля, гуля...", "Петушок, петушок...", "Вот и люди спят...", "Поехали, поехали...", "Наша Маша маленька...", "Дождик, дождик...", "Скок-поскок...", "Солнышко катилось...", "Ночь прошла...", "Ты рябинушка...", "Ножки, ножки...", "Катился месяц...", "Зайчишка-трусишка...", "Огуречик, огуречик...", "Иголка, иголка", "Уж ты, котинька-коток", "Ходит конь по бережку...", "В печи калачи..." и д.р. «Пошла млада  за водой».

«Ходила младёшенька по борочку».

 «Уж,  как я ль свою коровушку  люблю».

«А я  по лугу, а я по лугу».

«Со вьюном я хожу».

«Комара женить мы будем».

«Дома ли кума воробей?»

«Во кузнице».

«Пошел  козел по лесу».

 «Солдатушки браво ребятушки».

«Из-за леса из-за гор». 

 

      «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» рекомендует познакомить  детей лишь с малой частью устного  народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

      Это бытовые песни и причеты, календарный  фольклор с его необыкновенной обрядовой  поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Практическая  часть 

      Наши  уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки в верху -Грру-грру-грру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя - петушок Ранним-рано по утру Нам споет - ку-ка-ре-ку! 

      Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна  головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? 

      Ой, люли-люлюшеньки, Биньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам Да расти по часам. 

      Ранним-рано по утру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А  коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. 

      Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку -на донышко! Ждут меня котята, Малые ребята. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье. 

      Люли, люли, люли, Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять: «Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай». 

      Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою доченьку качать. Я тебе-то уж, коту, За работу заплачу:

      Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Ты уж ешь, не кроши, Больше, котик, не проси. 

      Большие ноги Шли по дороге:

      Топ,топ,топ, Топ,топ,топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке:

      Топ,топ,топ,топ,топ,

      Топ,топ,топ,топ,топ. 

      Этот  пальчик - детка, Этот пальчик - бабка, Этот пальчик - папенька, Этот пальчик - маменька, А вот этот- наш малыш, И зовут  его Денис!

      Топ-топ по земле -Ведь земля-то наша, И для нас на ней растут

      Пироги  и каша! 

      Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Ждут тебя детки, Ждут малолетки. 

      Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая. 

      Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Кашу ел. С этим братцем песни пел. 

      Скачет  зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай- ка. 

      Поехали, поехали С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку, По сладеньку. 

      Еду-еду

      К бабе, к деду

      На  лошадке

      В красной шапке,

      По  ровной дорожке

      На  одной ножке,

      В старом лапоточке

      По  рытвинам, по кочкам,

      Все прямо и прямо,

      А потом вдруг ... в яму

      Бух!

      Ночь  прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала маменька, Отрыла ставенку:

      «Здравствуй, солнышко -Колоколнышко!»

      - Курочка-рябушечка, Куда идешь?

      - На речку.

      - Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

      - За водой.

      - Курочка- рябушечка, Зачем тебе  вода?

      - Цыплят поить.

      Они пить хотят,

      На  всю улицу пищат:

      Пи-пи-пи! 

      Ночь  пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставенку, Засыпай, Бай-бай. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1. Аникин В., Круглов А. Русское народное поэтическое творчество. – Ленинград, 1987.

      2. Апполонова А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошкольное воспитание. 1992. № 5-6.

      3. Мельников Г. Русский детский фольклор. – М., 1987.

      4. Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии» //Дошкольное воспитание. 1998. №3.

      5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей //Дошкольное воспитание. 1995. №9.

      6. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста //Дошкольное воспитание. 1990. № 10.

      7. Панкратова Л. Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка //Дошкольное воспитание. 1987. №4.

      8. Померанцева О.В. Русские пословицы и поговорки. – М., 1973.

      9. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей//Дошкольное воспитание. 1990. №7. 
 

Информация о работе Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка