Творчество поэта и драматурга эпохи Возрождения Кристофера Марло

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

Соединение народного фарса и классической драмы было осуществлено в творчестве драматургов, которых называют «университетскими умами» (university wits). К ним относятся Роберт Грин, Томас Кид. Одним из самых талантливых представителей «университетских умов» был драматург Кристофер Марло.

Содержание

Введение .......................................................................................................3
Часть 1. БИОГРАФИЯ ...............................................................................4
Часть 2. ТВОРЧЕСТВО...............................................................................7
2.1. «Дидона – царица Карфагена»....................................................7
2.2. «Тамерлан Великий».....................................................................8
2.3. «Трагическая история доктора Фауста»...............................14
2.4. «Мальтийский еврей»................................................................20
2.5. «Эдуард II»..................................................................................21
2.6. «Парижская резня»....................................................................22
2.7. «Геро и Леандр».........................................................................23
Заключение.................................................................................................25
Список использованных источников....................................................26

Работа содержит 1 файл

Реферат по Марло.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

Как эпический богатырь, Тамерлан выдерживает все более трудные испытания: с немногими воинами он  побеждает  тысячу  персидских  всадников, затем многотысячную армию  персидского царя,  затем – войско Баязида, в котором  воинов  «больше,  чем  в  бездонном  море  капель»,  он   побеждает египетского царя, женится на его красавице  дочери  Зенократе  и увенчивает себя и ее царскими венцами.

Традиция народного художественного творчества в «Тамерлане  Великом» сказывается и в некоторых частностях: так, например, фольклорного происхождения «прения» Тамерлана и Баязида перед решающей  схваткой,  когда противники обмениваются уничижающими насмешливыми репликами.

Но уже в первых сценах трагедии становится очевидным, что характеру Тамерлана недостает таких качеств, без которых немыслим подлинно эпический герой. Мало того, в доспехах эпического богатыря, как, оказывается, выступает герой противоположного ему склада. По своему существу  эпический герой – представитель коллектива людей, собирательный образ,  в  котором  воплощены надежды и лучшие качества породившей его среды.  Но  Тамерлан  не защищает родину, не побеждает врагов своей страны.

В начале пьесы он – «скиф безвестный», «простой  пастух», «свершает беззаконные набеги», «грабит...  персепольских  купцов», «вор»,  что верит «предсказаниям пустым, мечтает Азию завоевать», - словом, человек без роду и племени, перекати-поле. Его дальнейшие планы - « грабить города и царства»; грандиозное шествие по Азии предпринято им ради того, чтобы «владеть златым венцом и вместе с ним бесспорным правом награждать, казнить, брать, требовать, не ведая отказа...». С мстительной радостью он говорит, что будет «бичом земных царей». Его товарищи, соратники или, если угодно, сообщники – такие же, как и он:

                   Весь этот край кишит опасным  сбродом,

                   Чье ремесло – разбой и грабежи:

                   Такие люди клад для Тамерлана.

Да, Тамерлан ими гордится:

                   Просты по виду эти пастухи,

                   Но день придет, и поведут они

                   В поход столь многочисленное  войско,

                   Что горы задрожат под их  ногами.

Перед нами – человек, поднявшийся с самого дна общества, опьяненный мечтой о державе, «где никогда не заходит солнце», и о безграничной  власти. Было бы неверно искать здесь стремление поэта воссоздать подлинный характер восточного деспота; английская действительность предоставляла ему достаточно психологического «материала» для наблюдений.

Бунтарство и отверженность  Тамерлана, подчеркнутые в самом  начале  трагедия, дозволили Марло придать своему герою ум и волю нового человека, освобожденного от пороков и предрассудков тысячелетнего миропорядка,  от преклонения перед феодальной иерархией, от религиозного смирения – словом, высказать устами Тамерлана собственную гуманистическую программу.

В трех монологах Тамерлана –  о неукротимом духе человека, о красоте и в предсмертном монологе у карты мира – отражено представление Марло  о возможностях, назначении и духовной жизни обновленного человечества и каждого человека в отдельности. Тамерлан говорит, что каждый человек  имеет право стремиться к лучшей участи, что сила его разума безгранична. Размышляя о сущности красоты, Тамерлан открывает в ней источник  духовного подъема  и очищения человека, поэзию он называет зеркалом, в котором  «мы видим все высшее, что свершено людьми». «Тревожный и неукротимый дух», который природа вложила в людей, зовет их к преобразованию земли,  к овладению ее богатствами. Против христианского тезиса о том, что царство  подлинного счастья – лишь на небе, Тамерлан выдвигает тезис о счастье  на  земле, построенном человеческими руками. Умирая, он говорит о своей  мечте  прорыть канал, чтобы соединить Красное и Средиземное моря и тем сократить дорогу в Индию. С пафосом завоевания сливается пафос открытия новых земель:

                     Вот полюс Южный; от него  к востоку

                     Лежат еще неведомые страны...

                     . . . . . . . . . . . . . . .

                     И я умру, не покорив все  это!

 

Тамерлан мечтает о том, что  не под силу одному человеку; но его  сыновья должны впитать частицу «неукротимого духа» и осуществить задуманное им.

Судьба человека простого звания, который по тем или иным причинам отпал от общества, и преследуется  им,  всегда интересовала  Марло.  Он  сам был простолюдином по происхождению, более того, человеком, оказавшимся по доброй воле за пределами уважаемых сословий и профессий. В поэме «Геро и Леандр» он горько упрекает мир за то, что «удел  ученого - нужда», что лишь «сынам Мидаса» принадлежат места в «нетленном храме Чести», а потому

                      ...люди светлого ума отныне

                      Начнут искать приюта на чужбине.

Поэт посещает далекие края лишь в мечте, воплотившейся в художественных образах. В пьесе о Тамерлане Великом – своеобразном драматическом мечтании – выразилось глубокое сочувствие Марло к современному ему социально-психологическому типу человека-изгоя, к бунту одинокой  сильной личности против враждебного ей мира. В трагедии выразилась и гуманистическая концепция Марло, его задушевные мысли и мечты. Вот почему образ Тамерлана, в котором  соединились  черты и деклассированного  одиночки и гуманиста, выступающего от лица всех, кто ждет освобождения  человечества,  приобрел сказочный, эпически грандиозный облик.

Но  характер  Тамерлана  в  ходе  трагедии  не   остается   неизменным. Постепенно  раскрываются  присущие ему противоречия. Вместе с тем, обнаруживаются и противоречия гуманистических взглядов самого Марло. Шаг за шагом в Тамерлане угасают черты гуманистического идеала, все реже он становится «рупором идей» автора, в нем берут верх черты отталкивающие  и страшные. В чем же противоречия Тамерлана? Они заложены уже в его  первом «гуманистическом» монологе. В самом деле, если природа наделила  всех людей стремлением к лучшей участи и желанием достигнуть «тайной   цели – единственного полного блаженства: земной короны на своем челе», то практически это должно привести к борьбе за первенство всех против  всех,  к подавлению одних людей за счет власти других.

 В «Тамерлане» изображен идеальный случай самоутверждения  личности. К каким же результатам это приводит? Начиная с картины осады Дамаска, когда по приказу Тамерлана истребляются ни в чем не повинные жители города – старики, девушки, дети, – в пьесе все больше места отводится  изображению жестокости завоевателя. Вся вторая часть «Тамерлана Великого» – это история постепенного ожесточения героя, связанного с его полным внутренним одиночеством и безнаказанностью любых его поступков. Как одержимый, он кочует с места на место, разрушает и сжигает города, истязает побежденных. Если раньше он считал себя «бичом земных царей», то теперь его ярость обрушивается на все человечество, начиная с собственного  сына. Он именует себя уже «бичом и ужасом Земли». Все больше он утверждается в мысли о своем избранничестве, о том, что он – неуязвимое орудие  мстительного бога, посланное покарать людей, сопротивляющихся его воле.  Он подавляет волю других людей. «Свой дух ты хочешь в двух несчастных влить, – говорит Амир, его сын, – но лишь в тебе источник наших жизней». «Мы жить не  сможем,  если ты умрешь», – вторит ему Целебин. Жалкие и трусливые, сыновья Тамерлана впитали только отцовскую жестокость. «Когда бы трон стоял средь моря  крови, я б сделал челн, чтобы к нему  приплыть...», – говорит Целебин, но когда Тамерлан велит ему убить Баязида, Целебин отвечает: «Пускай его подержат – я ударю». Персу Теридаму Тамерлан обещает: «Мне равный, ты  в венце багряном разделишь трон величья с Тамерланом». Но этого не происходит: Теридам  в дальнейшем лишь робко пытается выражать свое мнение, он обречен на роль слуги тирана.

Среди фигур, составляющих фон пьесы, наиболее значительна  Зенократа. Душевные качества  ее  противоположны характеру Тамерлана: она противник насилия, ожесточения, чрезмерной гордости,  для  нее свято то,  что  чуждо Тамерлану, – родная страна, родственные связи. В речах Зенократы  постоянно звучит тема: «Все земное недолговечно», – недолговечны,  по  ее  мнению,  и успехи Тамерлана. Любовь к Зенократе вызывает в Тамерлане на некоторое время чувство раздвоенности, сомнение в своей правоте: «Я отдал бы весь мир, чтобы поверить,  что истинная слава лишь в добре и лишь она дарит нам благородство». Зенократа – причина того, что Тамерлан в первый и последний раз щадит противника, вступает в «перемирие» с Землей.  Но после смерти Зенократы все, это смягчало Тамерлана, отброшено, и он ожесточается.  Победа принципов Тамерлана оборачивается его поражением.

 В  заключительных  сценах  второй  части «Тамерлана  Великого»  вновь подчеркнуто, что личность,  воюющая  только  за  свои  права,  ожесточается, попирает права других людей, несет в  себе  семена  самоуничтожения.  Смерть Тамерлана  происходит  из-за  того,  что  неутолимая  ярость исчерпала его жизненные силы.

 Если для Тамерлана вся трагедия заключена в том, что возможности его не безграничны  и  смерть  кладет  предел  его  завоеваниям, то для автора трагическая сущность «Тамерлана  Великого» – в неизбежном  столкновении интересов людей. Сочувствие к герою – бунтарю и одиночке не скрывает  от Марло зловещих черт этого героя. Поэтому Тамерлан одновременно и привлекает и ужасает. Но как совместить интересы «я» и других людей, не знает и сам Марло; в этом – противоречие его  гуманистических взглядов. Нового, освобожденного человека он представляет себе только освобожденным от социальных, национальных и прочих связей. Лишь в  последующих  произведениях Марло, в особенности в «Эдуарде II», намечается попытка решить эту проблему.

Романтика  гуманистической  концепции  человека  определила  построение «Тамерлана Великого». Действие пьесы сконцентрировано вокруг одной фигуры, в то же время ее борьба за самоутверждение «развертывается» на  безграничных просторах. Источником, побудительной  причиной  действия в пьесе всегда выступает воля героя. Обстоятельства создаются Тамерланом. Азия приходит в движение из-за его честолюбивых замыслов.

Обилие действующих лиц в  трагедии не нарушает ее «центростремительного» принципа. Внимание драматурга останавливается на них только на то время, когда они нужны для сопоставления с Тамерланом. Теридам, например, обрисован ярко в тот момент, когда изображается сила убеждения и обаяния, свойственные Тамерлану; в дальнейшем образ Теридама обозначен в пьесе  лишь «пунктиром». Так, бесследно исчезают из пьесы многие персонажи, чья роль сводится к тому, чтобы оттенить ту или другую сторону образа Тамерлана, создать фон различных этапов его возвышения.

Подчиняя сюжет задаче как можно  полнее  и  ярче  осветить  центральный образ, Марло расширяет рамки действия до мировых масштабов.  Перед  зрителем развертывается калейдоскопическая картина  событий,  происходящих  в  разных местах и в разное время; картина эта скреплена лишь единством героя. Романтика гуманизма определила заостренность чувств и страстей  героев, патетику их речи. Величавый стиль  речи  в «Тамерлане  Великом» характерен обилием  сравнений,  гипербол,  мифологических   параллелей. Нерифмованный пятистопный ямб, которым написан «Тамерлан», на сцене народного  театра  был новинкой. Ранее он был применен в трагедии «Горбодук», но только Марло сумел преодолеть его сухость и монотонность.  Вопреки  традиции, требовавшей смысловой законченности каждой строки, Марло заботился о том, чтобы  мысль была закончена  в  каждом  периоде,  а  монологи  героев состояли из ряда тщательно отшлифованных периодов. Этот принцип дал  ему  возможность  внутри периода  с  гораздо  большей  свободой  группировать смысловой  материал, сокращать и удлинять фразы и все же не  терять  четкой  стихотворной  формы. Белый стих, примененный Марло вместо обычного рифмованного, перенес внимание аудитории на образ, заключенный внутри строки,  и  на  звуковую  организацию строки в целом.

Поэтические задачи, поставленные перед собой, Марло разрешил так успешно, что после «Тамерлана Великого» белый стих стал  применяться в большинстве английских трагедий.

Мораль «Тамерлана» истолковывалась современниками по-разному.   По христианским воззрениям исторический завоеватель Тимур был «бичом бога», то есть испытанием, посланным  человечеству  свыше  в  наказание  за  грехи.  В трагедии выражение «бич бога» применительно к Тамерлану употребляется довольно часто, но идеи пьесы невозможно было совместить с традиционными представлениями. Было очевидно, что автор испытывает  симпатию  к  своему могучему герою. Более того, Тамерлан произносит слова:

                 Ищите, воины, другого бога,

                 Того, что в небесах - коль там  он есть...

И это «коль там он есть» автором убедительно не  опровергается.  Многие из современников Марло усмотрели в пьесе апофеоз тирании  и  безбожничества.

 

 

 

2.3. «Трагическая история доктора Фауста»

Вслед за «Тамерланом Великим» Марло  пишет «Трагическую историю  доктора Фауста» на сюжет популярной немецкой легенды о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу. Сохранив в неприкосновенности все важнейшие  эпизоды легенды, как они изложены в переводе немецкой народной книги о Фаусте, поэт придал легенде совершенно иной смысл.

Составитель народной книги – ортодоксальный лютеранин; историю  Фауста, пожертвовавшего вечным спасением ради мимолетных мирских наслаждений, он рассказывает для того, чтобы предостеречь читателей «от греховного увлечения наукой, от пагубной гордыни, возникающей в людях от чрезмерного ума и недостатка в страхе божием».

В пьесе Марло с таким сочувствием изображено разочарование Фауста  в современной ему науке и  философии, его стремление овладеть глубочайшими тайнами природы, быть «на земле,  как  в  небесах  Юпитер»,  с такой силой сострадания передано отчаяние человека, вступившего в неравную  схватку с несокрушимым божественным авторитетом, что фигура Фауста осветилась обаянием ума, трагической смелости, бескрайней широты помыслов. Вступительное слово Хора указывает на  своеобразие пьесы: в ней «не блеском гордых, дерзостных деяний прославит муза стих небесный свой»; судьба Фауста «добрая и злая» – это история внутреннего конфликта,  завершившегося духовной гибелью. С полей битв в далекой Азии действие перенесено в  кабинет Фауста. Герой пьесы предстает перед зрителем не сказочным богатырем, а обыкновенным человеком; необычайность его заключена в силе ума и чувствований. Победа свободного и одаренного человека над враждебным  миром, изображенная в трагедии о скифском пастухе, в «Трагической  истории  доктора Фауста» – лишь мечта ученого – гуманиста. Но драматурга занимает не столько сама мечта Фауста, сколько ее воздействие на всю его духовную жизнь. «Фауст» Марло – философско-психологическая драма; наибольших высот  художественности автор достигает, изображая героя в моменты напряженных раздумий, в минуты экстаза, отчаяния, сомнений. Гуманистической романтикой пронизано изображение душевного разлада Фауста; в этой сфере фантастические картины общения с дьяволом придают драматическую яркость и значительность внутренне борьбе Фауста, не лишая ее психологической убедительности. Когда же «черная магия» переходит в область реальной  жизни,  когда показываются  «чудеса» Фауста, романтический пафос исчезает, уступая  место иронии, фарсовой шутливости, где волшебство только фокус.

Информация о работе Творчество поэта и драматурга эпохи Возрождения Кристофера Марло