Творчество Данте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, доклад

Описание работы

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начинать с рассмотрения
творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери
(1265 – 1321). По характеру своего творчества Данте – поэт переходного времени,
стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Работа содержит 1 файл

Творчество Данте.docx

— 43.39 Кб (Скачать)

В «Комедии» отразилось все, что  в жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философские знания, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Данте прокалил пережитое на огне страсти, из личного превратил в общественное, из итальянского в мировое, из временного в вечное.

2.1 История и время создания  «Божественной комедии»

«Божественная Комедия» писалась почти  четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания  трех кантик «Комедии». Они все еще  спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как  «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был  целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла  большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте  мир науки и философии. При  работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение  в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики  тогда, когда «Рай» еще не был  окончен. Он был доведен до конца  незадолго до смерти поэта, но опубликован  в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится  к годам, ближайшим после смерти поэта. 

2.2 Художественные особенности  и поэтика «Комедии»

Сюжетная схема "Комедии" —  загробное странствование, излюбленный  мотив средневековой литературы, десятки раз использованный до Данте. Этот плод эсхатологических увлечений средневековья, экзальтированного любопытства людей наивной веры имеет с "Комедией" мало общего. "Загробные" странствия, "видения" писались в тиши монастырских келий, в аскетическом экстазе, в страстном отрицании мира и благочестивом приятии и предчувствии потустороннего бытия — единственно нужного и важного для христианина.

Гораздо важнее было для Данте, что  загробные странствования были очень  популярным художественным мотивом  у классиков: у Лукана, Стация, Овидия и, прежде всего у Вергилия, который изобразил такими яркими красками сошествие Энея в подземное царство. Для Данте, жаждавшего излить в творчестве все, накопившееся в душе, бросить миру свои моральные приговоры, раздать всем политические оценки, казавшиеся ему безошибочными, было важно также запечатлеть в поэзии весь комплекс философской мысли, разработанной предшествовавшей эпохой.

Как сам Данте представлял себе, уже подходя к завершению поэмы, ее смысл и значение? Он с большой  обстоятельностью говорит об этом в  упоминавшемся латинском письме (Epist., XIII) к Кангранде делла Скала, сопровождавшем посвящение "Рая". Подлинность этого письма, долгое время вызывавшая сомнение, теперь большинством исследователей не оспаривается. Данте говорит там, повторяя отчасти свои рассуждения, помещенные в начале второго трактата "Пира": Смысл поэмы многообразный (polusemos, hoc est plurium sensuum): он не только буквальный, но сверх того еще аллегорический, моральный и анагогический, то есть, как вытекает из формулировок "Пира", идущий выше смысла (anagogico, eio ё sovrasenso).

Чтобы вдохнуть жизнь в эту необъятную схоластическую аллегорию, чтобы влить  трепет действительности в эту отвлеченную  схему, нужен был грандиозный  поэтический гений. "Комедия" недаром  звучит для всех времен. Недаром  каждая эпоха находит в ней  что-нибудь родное. Для современников "Комедия" была либо по-настоящему божественною книгою — ведь это они нарекли ее "божественной" вскоре после смерти поэта, — где они искали живого личного отношения к божеству, как в мистических учениях ересей и во францисканской религии любви; либо энциклопедией, вместившей в себя огромное количество знаний "моральных, естественных, астрологических, философских, богословских" (Дж. Виллани).

Необычайная формальная организованность "Комедии" — результат использования  опыта как классической поэтики, так и поэтики средневековой. Но вся формальная сторона служит главной цели — быть обрамлением для реалистического искусства.

Данте почувствовал, что путь настоящего художника в его дни — это  путь реализма. "Земля" ("Рай", XXV, 2) подчинила его своей власти и твердо повела по должному пути. Настолько, что единственное отступление от средневековых теоретических канонов  у него сказалось в области  поэтики.

Отступление от старых эстетических канонов становилось активнее по мере того, как росла поэма. В XII песне "Чистилища" Данте описывает  изображения на плитах, которыми вымощен  один из кругов чистилищной горы:

Казался мертвый мертв, живые живы;

Увидеть явь отчетливей нельзя,

Чем то, что попирал я, молчаливый.

Идеал определился. Задача искусства  — изображать так, чтобы изображаемое казалось действительностью. Таков основной тезис.

Поэт творит не потому, что ему  нужно формулировать философские  мысли, не потому, что ему нужно  найти условные выражения для  условных чувств. Он творит, чтобы дать выход внутреннему волнению, вызванному непосредственным чувством. Слово и  стих должны передавать подлинный живой  трепет, только что родившийся в  груди поэта. Представление о  задачах поэзии стало другим. Источник поэзии переместился из мозга в сердце. Поэзия должна развиваться в направлении к простоте и естественности, освобождаясь от условностей, сковывавших итальянское поэтическое творчество в течение всего XIII века. 

 

2.3 Мастерство Данте в «Комедии»

Что представляет собой Дантово мастерство? "Комедия" прежде всего очень личное произведение. В ней нет ни малейшей объективности. С первого стиха поэт говорит о себе и ни на один миг не оставляет читателя без себя. Если ему кажется, что в каком-нибудь эпизоде читатель мог о нем забыть, он сейчас же напоминает ему о своем существовании. Читатель, например, только что успел, увлеченный драмой Франчески, отвлечься мыслью от поэта, но Данте вырывает его из оцепенения, сообщив, что сам он от потрясения упал без чувств.

И я упал, как падает мертвец...

Вакханалию чертей, подхватывающих на вилы грешников из кипящей смолы, он обрывает рассказом о попытке  их напасть на него самого. В чистилище  он даже принимает муку огнем, чтобы  очиститься от греха сладострастия. Так везде.

Субъективность "Комедии" — обдуманный прием. Им поэт сразу покоряет читателя. И не только как художник. Если он поставил самого себя судьей людей  и дел своего времени, если он выдержал до конца эту тяжелую роль, значит, он был прав, значит, гений его  принес ему оправдание. Он, человек, полный любви, ненависти и страстей, нашел в себе достаточно нравственной силы, чтобы не отказаться от этой миссии и довести ее до конца с неослабевшей ни на один миг поэтической мощью. Страсть дает пластичность его образам, наполняет их горячей кровью, делает их человечными и живыми. В картинах адской тьмы и ослепительного райского света трепещет самое ценное и самое прекрасное: изображение живым человеком живого человека.

Свое видение природы в поэме  Данте строил из кусков реальной жизни. Все невероятное, невиданное, созданное  фантазией Данте хочет сделать  понятным и простым, сопоставляя  с вещами очень известными. Этот прием он проводит последовательнейшим  образом. Все, виденное в жизни, —  то, что было вобрано памятью и  сохранялось впрок в тончайших  извилинах мозга, — в нужный момент переплавлялось воображением и сливалось  в новую картину. И этой картине  Данте умел придать необычайную  силу и впечатляемость. Образ, возникающий  перед глазами читателя силой  Дантовой поэзии, бывает насыщен красками и чувством ярче, чем действительность.

С еще большей мощью сумел  он создать и утвердить в новой  литературе Европы искусство портрета. Страсть придает его образам  ощутимость и красочность. Она делает их человечными и живыми. Два образа стоят как бы отдельно: Вергилий и Беатриче. Они сделаны другим приемом, чем остальные обитатели загробного мира, — грешники, очищающиеся и праведники. В них меньше внутренней динамики. Все то, что носит черты драматизма, в них угасло. Данте не ищет в них ни типичности, ни вообще каких-либо элементов Реализма. Но между ними тем не менее большая разница. И к Вергилию и Беатриче Данте относится с величайшей любовью. Но любовь к Вергилию иная. Вергилий — duca, signore, maestro: вождь, учитель, господин. Любовь к нему свободна от экзальтированности. Любовь к Беатриче даже в раю совершенно лишена спокойствия.

Особенно ярки у Данте образы грешников. Преисподняя у него населена очень густо. Он выхватывает из толпы  то одну, то другую фигуру, мгновенно  очерчивает ее, но так, что у читателя запечатлевается сразу и внешний  облик, и характер. Читатель словно схватывает раз навсегда этот образ  при свете молнии. Естественно, что  Данте интересуют больше всего итальянцы, и особенно флорентийцы. Он знает их лично или понаслышке: ведь многие еще не умерли, когда неумолимый поэт изрек им приговор.

Наиболее характерной чертой остальных  образов "Комедии" является их драматизм. У каждого из обитателей загробного мира есть своя драма, еще не изжитая. Они давно умерли, но о земле  никто из них не забывал.

В уменье изображать конкретно, осязательно  природу и человека — торжество  реалистического искусства —  Данте впервые преодолевает ограниченность средневековых повседневных навыков  и взглядов. Интерес к действительности, к природе и человеку — именно это отделяет Данте от средних  веков и делает его предтечей  нового миропонимания. Аскетические идеалы возводили в норму презрение  к миру и ко всему, что связано  с миром. В городе эти настроения постепенно растаяли, а Данте сумел  придать художественную завершенность  городским протестам против аскетизма. Он перенес эти протесты в сферу  искусства и показал силой  поэзии, какие драгоценные источники  духовной жизни можно открыть, изучая человека и природу.

В "Комедии" Данте стремился  добиться рельефности изображения  посредством простоты и осязательности. "Комедия" и простота! Это сочетание  звучит как некий парадокс. А между  тем ничто не определяет полнее реалистических приемов "Комедии". Структура поэмы  была так громоздка, мир идей, в  нее втиснутый, так сложен, терцина  так тиранически управляла грамматикой, символика, аллегория и схоластика так ее тяжелили, что нужно было какой угодно ценой упрощать ее понимание. Поэтому размещение слов в стихе, чрезвычайно уплотненном, нужно  было по возможности приблизить к  простейшим требованиям синтаксиса, символам и аллегориям по возможности  искать простейшие словесные выражения, понятнее излагать богословские тонкости, неизбежные по плану поэмы.

Другая особенность словесного мастерства Данте — осязательность. Добиваясь осязательности, поэт добивался  эффекта реальности. Мысль его  с необыкновенной легкостью принимает  конкретную форму, идеи воплощаются  в вещи и образы. Он никогда не позволяет своей фантазии переходить границы возможного в действительности. Он всегда хочет представить пластически объекты своих видений и даже старается по возможности вымерить точно то, что он рисовал. Принцип наглядности, осязательности сообщил образам Данте одну особенность. Они в подавляющем большинстве графичны и скульптурны, но бедны красками. Бескрасочность их тоже, по-видимому, была в замысле, потому что Данте обладал острым чувством колорита.

У Данте была своя продуманная техника, и шестьсот лет, протекшие с тех  пор, как он под соснами Пинеты заканчивал свою поэму, показали, что его приемы способны выдержать какое угодно испытание. Недаром поэты продолжают учиться у него.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОСОБЕННОСТИ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ  «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ Поэма  «Божественная комедия» — гениальное произведение, вершина творчества известного поэта Данте Алигьери. Вобрав в себя многие характерные черты как литературы средневековья, так и литературы Возрождения, это произведение стало по-настоящему уникальным и в отношении жанра, и в отношении сюжета, и в отношении композиции, и по своему поэтическому своеобразию. Сам поэт назвал его просто — «Комедия», имея в виду произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет «божественная» был добавлен критиками намного позже — как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте хотел написать комедию, в которой бы гармонично соединилось возвышенное с обыденным. Он надеялся создать священную поэму, повествующую об откровениях неземного бытия, содержащую одновременно и нравственные, этические вопросы, и религиозные мотивы, и научные воззрения. Она должна была стать глубоко поучительной и в то же время остаться очень личной, отражающей тончайшие душевные порывы автора. Данте Алигьери достиг всех своих целей, а его «Комедия» произвела настоящую революцию в литературе и культуре того времени. Самым большим открытием Данте стало то, что он первым из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, тем более что для этого он использовал образы и сюжеты из загробного мира. Взяв за основу при создании своего произведения многочисленные средневековые и античные источники, автор строит повествование в виде довольно популярных в средние века «видений», или «хождений по мукам», которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Однако, в отличие от средневековых источников, показывающих греховность земной жизни и обещающих счастье после смерти, автор «Божественной комедии» призывает людей осознать свои пороки и постараться избавиться от них в земной жизни. Показывая страдания, которые выпадают на долю грешников в аду, поэт стремится заставить человечество переосмыслить свои поступки, свой образ мыслей, свою жизнь, чтобы избежать впоследствии подобных мучений. «Божественная комедия» Данте Алигьери во многом напоминает «Энеиду» Вергилия, где автор описывает путь своего героя Энея в Тартар с целью увидеть покойного отца. Однако эмоциональная окраска, идейная направленность, художественное Своеобразие отличают произведение Данте не только от творения Вергилия, но и от всего созданного до или после «Божественной комедии». Своеобразие художественного стиля поэта нашло отражение в композиции поэмы, состоящей из трех частей, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. При этом каждая из частей имеет свой фон, свою окраску. Так, например, если «Ад» нарисован преимущественно в мрачных, зловещих красках, наполнен мистическим сочетанием красного и черного, то уже в «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Следует отметить, что цветовая дифференциация соблюдается и в изображении девяти кругов ада, первый из которых еще не такой пугающий и зловещий, а по мере углубления в мир пороков, зла, насилия краски приобретают более темные тона, отражая все большую степень греховности и преступности мира, лишая надежды на спасение. Голубые, зеленые и золотистые цвета «Чистилища», яркие образы живой природы, которых не было при описании ада, наоборот, наполняют душу человека уверенностью, спокойствием, вселяют надежду. Вступая в «Рай», мы погружаемся в волшебную ауру гармонии и красоты. Здесь царят блеск и прозрачность, все наполнено волшебным светом, музыкой и счастьем. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, побудить стремление к лучшему. При этом Данте делает упор не на прелести загробной жизни, а на то, что достичь этих прелестей может только человек, ведущий правильный образ жизни, человек с чистыми помыслами, с благородным сердцем и возвышенной душой. Поэт стремится убедить людей в том, что и на земле возможна «райская» жизнь, и призывает улучшать земное существование добрыми делами. Существенным моментом в построении «Божественной комедии» является то, что каждая из трех частей в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. В этом чувствуется влияние христианских мотивов: число «три» считается священным, так как олицетворяет собой идею Святой Троицы. Символичным является и то, что каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве — символ Иисуса Христа). Встречается в поэме и упоминание самого имени Христа, но только в частях «Чистилище» и «Рай». При этом обращает на себя внимание тот факт, что рифмуется оно только с самим собой. Однако религиозная символика вовсе не является главенствующей в поэме. В «Божественной комедии» очень часто встречаются обращения к средневековым традициям, взглядам, мировоззрению. Все это является ярким свидетельством того, что произведение было написано на рубеже эпох, когда взгляды самого автора еще не смогли окончательно сформироваться и испытывали на себе влияние как прошлого, так и нового времени. Время вносило противоречия в характер поэта, в его устремления, в его гражданскую позицию и эти противоречия не могли не отразиться на страницах поэмы. Мастерство и своеобразие Данте Алигьери проявляются также в созданных им образах, глубоко индивидуальных, ярких, несущих в себе четкую нравственную идею. Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев, что делает их еще более реальными, живыми, убедительными. Серьезно и глубоко подойдя к изучению проблем естествознания, различных форм физического мира, поэт соединил свои научные познания с самыми немыслимыми полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил по методу романа приключений, действие которого развивается в неведомых странах. При этом путь героя изображен во всех подробностях и мельчайших деталях. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности всего изображаемого. Вместе с тем Данте часто использует аллегории. Каждый момент, каждый сюжет в его поэме истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и т. д. Отличительной чертой Данте является и его насыщенный, эмоциональный язык. В поэме чаще всего используется мужественный, сильный, волевой, энергичный слог. Автор не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все другие кручи ». Язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обычному человеку. Автор специально использовал этот прием, чтобы его произведение было понятно самому широкому кругу читателей. Наверное, трудно назвать произведение, такое же великое, масштабное по созданным образам, по замыслу, по идейному содержанию, как «Божественная комедия» Данте Алигьери. По прошествии многих веков эта поэма не перестает удивлять и восхищать умы читателей разных стран, представителей разных возрастов и сословий. С ней можно соглашаться, можно спорить, можно даже в чем-то осуждать ее, но никогда не найдется человек, который мог бы остаться к ней равнодушным. Тематика включенных в сборник произведений разнообразна: здесь и сонеты о любви, и восхваление дружбы, и муки ревности, и размышления о собственной судьбе, и философские раздумья о смысле жизни. Но через весь сборник проходит образ возлюбленной поэта — темноволосой красавицы, жестокой и вероломной, заставляющей автора то радоваться, то грустить, ощущать то пьянящее счастье, то немыслимое разочарование. Девушка и чувство поэта к ней переданы глубоко реалистически. Перед нами не какой-то фантастический образ, наделенный волшебными, неземными чертами, а простой, обыкновенный человек, живая и реальная женщина: Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь… 
 

Информация о работе Творчество Данте