Творчество Данте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, доклад

Описание работы

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начинать с рассмотрения
творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери
(1265 – 1321). По характеру своего творчества Данте – поэт переходного времени,
стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Работа содержит 1 файл

Творчество Данте.docx

— 43.39 Кб (Скачать)

 

1. Творчество А. Данте.

2. «Божественная комедия». Идейно-художественный  анализ.

а) Система образов.

б) Роль и значение символов, мистика  цифр.

в) Нравственная проповедь Данте.

г) Картина мироздания по Данте.

д) Новаторство стиля.

е) Античные и средневековые источники, жанровое своеобразие.

 

Эпоха Данте.

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начинать с  рассмотрения

творчества великого предшественника  Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери

(1265 – 1321). По характеру своего  творчества Данте – поэт переходного  времени,

стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.  Италия была самой передовой

страной европейского Средневековья. Торговые отношения с Востоком вызывали

быстрый рост городов, которые первые в Европе освободились от власти феодальных

сеньоров и образовали самоуправляющиеся  коммуны с республиканским образом

правления. Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами

товарно-денежного хозяйства. Уже  в XIV в. производство в некоторых  северных

городах (Флоренция, Милан) принимает капиталистический характер. Сказочно

быстро накопленные купеческие капиталы частично вкладываются в производство. В

итоге итальянский купец превращается в промышленника-капиталиста, а

промышленник – в купца.

Все процессы экономического развития  вызвали значительные изменения  в

социальной структуре итальянского общества. Наиболее важным изменением была

насильственная урбанизация феодалов и освобождение крестьян от феодальной

зависимости. Но это развитие происходило  в тесном феодальном окружении и

совершалось крайне неравномерно в  различных областях страны.

Ни одно из итальянских государств, даже наиболее передовых в социально-

экономическом отношении, не могло  добиться длительного преобладания над

другими. Все итальянские города-коммуны  жили самостоятельной жизнью и

враждовали друг с другом. Экономическая  и политическая раздробленность

страны, типичная для всей эпохи, являлась препятствием плодотворному развитию

капитализма, нуждающегося в обширном внутреннем рынке.

Необходимость объединения страны, превращение её в централизованное государство

остро ощущалось всеми враждовавшими  между собой в итальянских  городах

политическими партиями. Этого объединения  добивалась в равной мере и дворянская

партия гибеллинов, боровшихся за объединение страны под иноземной

властью германского императора, и  торгово-ремесленная партия гвельфов –

сторонница национальной власти, видевшая при существовавшем положении вещей

желанного объединения в лице папы.

Особенно остро и напряжённо протекала политическая борьба в  торгово-

промышленной Флоренции – главном  культурном центре Италии XII – XIV вв., на

родине её величайшего поэта  Данте. Напряженность политической борьбы во

Флоренции была обусловлена успехами раннего буржуазного развития, крайне

обострявшими борьбу между гвельфами  и гибеллинами. В основном флорентийская

коммуна была гвельфской, но и гибеллины имели здесь в XIII в. много

сторонников, они несколько раз  захватывали власть, изгоняя гвельфских вождей

из города. Гвельфы издали в 1293 г. так называемые "Установления

справедливости", закрепившие цеховой  строй Флоренции и лишившие лиц

дворянского происхождения политических прав. Гвельфы одержали победу над

гибеллинами, и гибеллины во Флоренции  больше к власти не возвращались.

Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма продолжала

оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в конце XIII и в

начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развёртывалась уже внутри

гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов на две фракции –

Белых и Чёрных. Черные были за союз с папской курией, способствовавшей росту

флорентийской торговли и банковского  дела. Белые же, опасаясь как быстрого

роста банкирских домов и торговых компаний, так и развития народных движений,

ориентировались не на папскую, а на императорскую власть.

Хотя Чёрные и Белые были по преимуществу буржуазными партиями, однако большую

роль в обеих играло дворянство. Оно сумело обойти направленные против него

запретительные законы флорентийской  коммуны и приспособилось к цеховому строю

Флоренции, записываясь в "старшие" цехи, представлявшие собой объединения

богачей и предпринимателей и потому носившие в просторечии наименование

"жирного народа". Если раньше "старшие" цехи одержали  победу над феодалами

при содействии "младших", чисто  ремесленных цехов, именовавшихся "тощим

народом", то теперь "старшие" цехи Флоренции вступают в союз с побеждённым

дворянством, ибо они боятся чрезмерного  усиления "младших" цехов.

Политический союз "жирного народа" с дворянством и являлся основой  господства

гвельфской партии – как Чёрных, так и Белых; последние склонялись, впрочем, к

гибеллизму.

     Творческий путь поэта.

Все выше изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим

образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только поэтом,

но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое творчество Данте

развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.

Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил их старинного

дворянского рода. Однако семья поэта  давно утратила феодальный облик; уже

отец поэта, как и он сам, принадлежал  к партии гвельфов. Достигнув

совершеннолетия, Данте записался  в 1283 г. в цех аптекарей и врачей. Данте

получил образование в объёме средневековой  школы. Главным увлечением молодого

Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х  годов XIII

в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного

содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический  кризис –

любовь к Беатриче, дочери друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за

дворянина и умершей в 1290 г. Историю  своей любви к Беатриче Данте изложил в

маленькой книжке "Новая жизнь", которая принесла ему литературную славу.

После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и

астрономии, а также усвоил все  тонкости средневековой схоластики.

Политическая деятельность Данте  началась очень рано. Едва достигнув

совершеннолетия, он принимает участие  в военных предприятиях флорентийской

коммуны и сражается на стороне  гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах  Данте

заседает в городских советах  и выполняет дипломатические  поручения, а в июне

1300 г. избирается членом правившей  Флоренцией коллегии шести приоров.  Но в

1302 г. Данте был приговорён  к большому штрафу по вымышленному  обвинению во

взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего всё его

имущество было конфисковано. Все  остальные годы своей жизни Данте  провёл в

изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, "как горек хлеб чужой",

никогда больше не увидел дорогой  его сердцу Флоренции – "прекрасной овчарни,

где спал ягнёнком".

Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте.

Преисполненный гнева против Флоренции, он пришёл к выводу, что его сограждане

еще не доросли до самостоятельной  защиты своих интересов.

В изгнании поэт всё больше склоняется к убеждению, что только императорская

власть может умиротворить и  объединить Италию, дав решительный  отпор папской

власти. Эти надежды он возлагал на императора Генриха VII, явившегося в 1310

г. в Италию якобы для наведения "порядка" и ликвидации междоусобной распри

итальянских городов, фактически же с  целью их ограбления. Однако Генрих VII

умер в 1313 г., так и не успев  занять Флоренцию.

Последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды

вычёркивала его имя их списка амнистированных, ибо видела в нём непримиримого

врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение  вернуться во Флоренцию под

условием унизительного покаяния Данте решительно отверг. Последние  годы жизни

поэт провёл в Равенне у правителя  Гвидо да Полента, племянника воспетой им

Франчески да Римини. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы,

написанной за годы изгнания. Данте надеялся, что поэтическая слава будет

благоприятствовать почётному  возвращению на родину, но не дожил  до этого.

Данте скончался 14 сентября 1321г. в  Равенне. Впоследствии Флоренция

неоднократно делала попытки вернуть  себе прах великого изгнанника, но Равенна

всегда отвечала ей отказом.

 

1.2  Политическая жизнь Данте

Флоренция переживала во время жизни Данте сложный  политический и экономический кризис. В сущности, это была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии  против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги — гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники императорской  власти) не заключали в себе положительного содержания. В целом ряде городов  возникают такие партии, и всюду  борьба велась за политическое преобладание классов и приводила к изгнанию одной из враждующих сторон. В изгнании вчерашние враги, очутившиеся вне  пределов родного города, объединялись, братались и сообща выступали  против недавних своих единомышленников. Вся Италия разбилась на два стана: одна сторона (гибеллины) отстаивала архаическую, ушедшую в область предания эпоху  и боролась за своеобразную феодально-демократическую  республику, самовластную и тираническую, другая (гвельфы) стояла за новый порядок  вещей и стремилась к организации  республики купцов и ремесленников. Эту экономическую и социальную борьбу с разным успехом и одинаково  насильническим способом поддерживали папы и светские чужеземные государи, мечтавшие о воплощении средневекового идеала всемирной Римской монархии. Своеобразные местные условия вызывали дробление и расслоение внутри двух главных партий, так что Данте, относивший себя к гвельфам, принадлежал  к особому крылу их, так называемых белых, возглавляемых родом Черки; наряду с ними существовали «черные», руководимые родом Донати. Это разделение наступило вслед за изгнанием гибеллинов и отразило различные ориентации отдельных слоев гвельфского населения.

Донати усвоили методы борьбы аристократов и сумели привлечь к себе плохо понимавших политические дела мелких ремесленников и поселян. При таком положении вещей им было выгодно заручиться поддержкой папы Бонифация VIII и тем самым лишить всякого влияния более мирную, умеренную сторону — «белых». Последние опирались на крупные цехи и стремились создать для Флоренции положение, независимое от влияния аристократии и папы.

Внутренний раскол был ловко использован Бонифацием VIII. Прикрывшись предлогом умиротворения сторон, папа прислал во Флоренцию Карла Валуа, брата французского короля Филиппа Красивого, и прибытие его явилось для «черных» сигналом к репрессиям в отношении «белых».

В то время как  Данте представлял интересы своих  единомышленников при папском дворе (январь 1302 г.), «черные» во Флоренции  предали его суду, обвинили в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви и приговорили к изгнанию на два  года, крупному штрафу и лишению  права занимать публичные должности, и так как Данте не был в  состоянии обжаловать это решение, судьи постановили изгнать его  навсегда, а в случае появления сжечь на костре.

Незаслуженный удар глубоко оскорбил гордую душу Данте. Это было вопиющей несправедливостью. Его горячее и бескорыстное стремление трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь. В течение 1302 — 1304 годов Данте намеревался в союзе с другими «белыми», изгнанными гибеллинами, вернуться во Флоренцию, но картина личных интриг и распущенности в их стане оттолкнула его. Он отделился от своих единомышленников и организовал «партию из самого себя». В течение двадцати лет поэт скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей отдельных городов. О годах этих скитаний известно мало; мы знаем, однако, что Данте побывал в Вероне, Казентине, Луниджане, Равенне.

К 1310 году относится  последняя вспышка политических надежд Данте: в это время в  Италию прибыл император Генрих VII Люксембургский, на которого гибеллины возлагали  большие надежды. Но Генрих умер в 1313 году и не успел никому из них  открыть доступ во Флоренцию. Изгнание поэта было подтверждено декретом 6 ноября 1315 года, и дважды он был исключен из числа амнистируемых граждан (в 1311 и 1316 гг.).

Последние годы Данте  провел в Вероне и Равенне и  умер в Равенне, окруженный вниманием  и заботами последнего покровителя  Гвидо Новелло да Полента. Тело Данте покоится в Равенне и теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела охранить при жизни.

Грустная и тревожная  жизнь измучила вконец душу Данте, но вместе с тем она подготовила  и предопределила величие его  как поэта. Его творчество, несомненно, не могло бы отлиться в те формы, какие оно приняло, если бы Данте  спокойно прожил свой век во Флоренции  и отдавал свои досуги общественным делам. Годы изгнания вызвали к жизни  и во многом обусловили пафос и  настроение «Божественной Комедии».

 
2 «Божественная комедия»

«Комедия» — главный плод гения  Данте. Конечно, — об этом говорили неоднократно, — если бы не было «Комедии», Данте все-таки был бы гениальным поэтом: «Новой жизни», «Пира» и канцон хватит, чтобы отметить новую эпоху  в итальянской поэзии. Но без «Комедии»  Данте был бы просто гениальным поэтом. Он не был бы Данте, то есть мировым  рубежом в литературе. «Комедия»  подводит итог всему, что было пережито и передумано феодальной культурой: в ней «впервые заговорили десять немых столетий». Богослов и философ  — Данте весь в прошлом. Но Данте-художник — дитя новой, буржуазной культуры, которая обострила в нем чувство  действительности, дала зоркость и  наблюдательность его глазу, вложила  ему в душу беспокойный, чреватый поэтическими образами интерес к  природе, понимание и признание  всех душевных движений человека.

Информация о работе Творчество Данте