Традиционные формулы детских страшилок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям через призму обусловленного возрастными психическими особенностями видения мира, произведения сочинённые самими детьми, ведь дети-большие фантазёры! Ребячий мир настолько широк и всеобъемлющ, что в нём находится место как различным историям-выдумкам литературного происхождения, сказкам, Детишки любят игры, особенно коллективные. В таких играх возникают песенки, дразнилки, считалки.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Современная детская мифология («Страшные истории»)..................................7
Система образов....................................................................................................14
Заключение............................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................20

Работа содержит 1 файл

Курсовая-главное.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     В страшных историях трансформированы или  типологически появились признаки мифа и многих фольклорных жанров: заговора, волшебной сказки, животного  эпоса, былички, анекдота. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа,  очерка.

     Для страшилки характерен острый трагический  конфликт, который развивается на основе противостояния и борьбы двух традиционных фольклорных систем: «добра» и «зла». Об олицетворении этих образов будет вестись речь в следующем разделе. По характеру разрешения конфликта можно выделить следующие группы страшилок:

  1. Страшилки с трагическим исходом: «зло» побеждает «добро». Это так

называемый  основной вариант – собственно страшилки. Например.

Мать  с дочкой пошли  в магазин. Там  продавались чёрные ленточки. Дочка попросила  маму, чтобы она  ей купила чёрную ленточку. Мать ей купила. Они  пришли домой, и девочка  ленточку повесила над  диваном. Прошел день. Настала ночь. Все легли спать. Девочка легла на диван. Чёрная ленточка сползла с гвоздика на диван, обвилась вокруг шеи девочки и задушила её.

  1. Страшилки с благополучным исходом: «добро» побеждает «зло».

Например.

Пирожок с ногтём

Жили-были мать с дочкой. Пошли они однажды на базар. Девочка увидела, что старуха торгует пирожками. От пирожка шёл вкусный запах. Девочка попросила у матери пирожок. Мать согласилась и купила. Но девочка захотела ещё, очень вкусные они были. И старуха предложила девочке, с разрешения матери, сходить к ней домой. Мать разрешила и они пошли.

Наступил  вечер. Девочка не пришла. Мать стала  беспокоиться. На следующее  утро мать снова пошла  на базар в надежде  увидеть свою девочку. Долго ходила она  по базару, но девочку  так и не нашла. Но вдруг она увидела ту старуху. Она спросила у неё, где девочка. Но старуха не ответила, тогда мать в расстройстве пошла домой. Старуха предложила ей пирог из печени. Когда мать откусила от пирога, то углядела в нем ноготь своей дочери.

Тогда она поняла всё: пироги были сделаны из человеческой печени. Но не сказав ни слова, она пошла в милицию. И всё там рассказала. Вместе с милицией они решили обхитрить старуху. Они подослали к ней мальчика и старуха, ничего не подозревая, привела его к себе.

Дома  она посадила его в кресло, которое переворачивалось, стоило только нажать на кнопку. Оно тут же рубило человека на части. Но старуха решила закрыть дверь и милиционеры пошли в комнату, где сидел мальчик. Как только старуха стала нажимать на кнопку, они столкнули мальчика с кресла и спрятали его. Когда старуха вышла из другой комнаты, чтобы получить необходимое ей мясо, она увидела, что там пусто. В этот момент её схватили и посадили в кресло на переработку.

Так и была покорена старая колдунья.

  1. Страшилки эффекта. В них конфликт, как правило, не разрешается.

Нагнетание  ужасов завершается неожиданным  восклицанием типа: «Отдай моё сердце!» Например.

Статуя  барабанщицы.

Лет 20 лет назад, когда  лагерь «Дружба» только построили, у центральных ворот поставили две скульптуры — каменных барабанщицу и горниста.

Однажды в горниста ночью  ударила молния и  разрушила его. Барабанщица  стала тосковать  по своему другу горнисту. С тех пор она  ходит по лагерю «Дружба» и ищет похожего мальчика, а если найдёт похожего, то превратит его в камень и поставит его рядом с собой, и будет с ним охранять вход. А если попадётся не тот мальчик, то она поймает его и вырвет сердце.

Девушка в белом платье.

Парень  и девушка любили друг друга. Но вот парня призвали в армию. Прошло два года, и парень приехал домой. На перроне его встречала девушка в красивом белом платье. Они пошли в ресторан. Там они пили красное вино, и девушка случайно пролила вино на белое платье. «Подожди меня здесь», — сказала она и ушла. Парень долго ждал её, а девушки всё нет и нет. Тогда он пошёл к ней домой и от матери девушки узнал, что она уже год назад умерла.

Тогда они пошли на кладбище, раскопали её могилу и видят: девушка  лежит в белом  платье, а на платье у нее... красное пятно! 

  1. Страшилки-наоборот. Эта группа существует обособленно. Я бы назвала

их «антистрашилками». В них разрешение конфликта имеет  противоположное значение – вызывает смех.

В одной семье среди  ночи из ванной стали  доноситься странные звуки. Бабушка проснулась, пошла в ванную посмотреть и не вернулась. Потом проснулся дедушка, тоже пошёл туда и не вернулся. Потом проснулась мама, пошла в ванную и не вернулась. Потом проснулся папа, пошёл в ванную и не вернулся. Потом проснулась сестра, пошла в ванную и тоже не вернулась. Потом проснулся маленький братик, видит - никого нет, а из ванной какие-то звуки слышатся. А он ещё даже ходить не умел и пополз в ванную. Приполз, и видит - бабушка, дедушка, мама, папа и сестра закручивают кран. 

Проснулась  девочка ночью, смотрит - на потолке желтое пятно. Пошла на следующий день - пятно еще больше. Испугалась она, вызвала милицию. Милиционер на чердак, а там котенок сидит и писает.

     Вместе  с тем с развитием окружающего  мира  и техники появляются разные виды «страшилок», только уже не только для детей, но и для взрослых. Ярким примером таких «страшилок» являются фильмы ужасов, которые в 21 веке процветают во всей своей красе. Каждый второй человек практически любого возраста любит смотреть фильмы ужасов, преследуя абсолютно ту же самую цель, что и дети в пионерском лагере, рассказывая свои «страшные истории». А именно – попугаться. Когда человек испытывает страх и ужас, в кровь выбрасывается огромное колличество адреналина, что ведёт за собой некое моральное удовлетворение. Проще говоря, людям нравиться смотреть «пугающие фильмы».

     Очередной «пугающей» забавой можно назвать  «интернетские страшилки». Через сеть, к Вам любым способом может попасть адресс (то ли это Вам пришлёт ваш знакомый, то ли Вы самостоятельно наткнётесь на этот адресс, если он будет размещён на каком-либо сайте), то есть ссылка на какую-то страницу Интернета. Если Ваше любопытство возьмёт верх,то вы перейдёте по этой ссылке и там Вам может быть предложена игра. Например, найти 10 отличий между двумя картинками или пройти лабиринт. Если Вы согласитесь искать отличия и нажмёте соответствующую кнопку, которая начнёт отсчёт времени,то через 30 секунд на экране появится страшная картинка, которую вы естественно не ожидаете увидеть,а если у Вас подключены колонки, то Вы ещё и услышите душераздирающий громкий крик. То же самое произойдёт, когда Вы выполните задание самого сложного уровня в прохождении лабиринта. Картинка может изображать дьявола, ведьму или главного героя-вредителя какого-нибудь фильма ужасов. Если бы вы просто увидели подобную картинку где-нибудь, вполне возможно, что Вы не испугались бы. Но эта «интернетская страшилка» рассчитана на неподготовленность человека. Он не ожидает увидеть нечто подобное, а потому картинка застаёт его врасплох и человек пугается. Эта «страшилка», в отличие от традиционных страшилок или обычных фильмов ужасов, появилась не с целью «попугаться самому» а с целью «напугать другого», то есть, сознательно человек не будет проходить этот лабиринт,чтоб испугаться от картинки.  
 
 
 

Система образов

     Система образов детских страшилок распадается  на три группы: главный герой, его  помощники и противники. Наиболее типичный главный герой – девочка или мальчик; обычно он бывает младшим в семье. Встречаются и другие образы: один мужчина, одна женщина, студент шофёр такси, старик и старуха, собака Шарик, принц, один журналист... Помощники, в отличие от сказок, не фантастичны, а реальны: миллиционер( милиция), Шерлок Холмс. Сюжет требует победить зло, восстановить сущность вещей, соответствующую их природе. Выслеживание зла выполняет главный герой (ребёнок), а его физическое уничтожение осуществляет помощник (милиция).

     В отличие от сказок, страшные истории  обычно имеют только один плюс фантастического  – злой. С ним связаны бесконечно разнообразные типы вредителей: либо просто фантастические образы, либо фантастические образы, коварно скрывающиеся под личиной привычных  людей и предметов (от пятна на стене до мамы). Вредитель может иметь настораживющий внешний признак, чаще всего цвет: чёрный, красный, белый или какой-нибудь другой. Цвет фигурирует и в названях детских страшилок: «Чёрные шторы», «Красное пятно», «Синяя роза» и т. п. Действие вредителя выражено в одной из трёх функций (или в их комбинации): похищение, убийство, желание съесть жертву.

     Образы  вредителей усложняются в зависимости  от возраста исполнителей. У самых  младших детей неодушевлённые предметы действуют как живые, в чём  проявляется детский фетишизм. У  более старших детей появляется связь предмета с живым вредителем, что может означать представления, аналогичные анимистическим. За шторами, пятном, картиной скрываются чёрные волосатые руки, белый (красный, чёрный) человек, скелет, карлик, чёрт, вампир... Часто предмет-вредитель является оборотнем. Ленты, серьги, браслет, цепочка, вьющиеся растения превращаются в змей; ночью становятс людьми-вампирами красные (чёрные) цветы; кукла (статуя) превращается в женщину; становится человеком изображение на картине. Оборотничество распространяется на части человеческого тела, которые ведут себя, как целый человек (рука, глаза), на встающих из гроба мертвецов и т. п. Несомненно, оборотничество пришло в современный повествовательный фольклор детей из общенародного традиционного фольклора. Усложнение образа вредителя происходит, как развитие, углубление его портретной характеристики. Это можно показать на группе ведьм.

     Первой  портретной ступенью является цветовой сигнал, соединённый с женским  началом: красная ведьма, красивая женщина в чёрном, жёлтая скорченная старуха, очень красивая девушка в длинном белом платье, красивая зеленоглазая женщина в бархатном зелёном плаще. Затем возникают более сложные изображения, в которых просматривается трансформация ведьмы из быличек. Она предстаёт в своём истинном облике поздно ночью, когда думает, что все уснули. Иная категория ведьм развивается на основе сказочного образа Бабы Яги. Такая трактовка появляется в сюжетах с похищением. Ведьма этого типа окружена характерным «интерьером»: лес, дуб, одинокий дом или избушка, человеческие головы. Портрет такой ведьмы оказывается типично сказочным: колдунья с крючковатым носом и костылём вместо ноги; равно как и цель, ради которой похищаются дети: «Она заманивала к себе детей, откармливала их орехами и через десять дней съедала». Ведьмой «литературного происхождения» можно считать Пиковую даму. Наконец, с образами ведьмы могли соотноситься бытовые впечатления ребёнка (старуха с одним зубом или вставной челюстью; скрюченая старуха, торгующая пирожками на рынке).

     Усложняя  образ вредителя, дети обращались к  опыту традиционной народной прозы. Традиционные способы разоблачения вредителя: по отрубленной у него руке, по знакомому кольцу, по копытам, клыкам, вследствие проникновения в запретную комнату и т. п. Образ вредителя мог дополняться такими деталями, как хитрость, коварство, осторожность или, наоборот, недогадливость (когда вредителю вместо ребёнка подкладывают куклу).

     Последней стадией эволюции образа противника (по возрастным уровням исполнителей) является отсутствие предмета-вредителя  и развитие художественных признаков живого (или человекообразного) носителя зла – своего рода преодоление детских анимистических представлений. Здесь особенно явно происходит сближение с традиционным фольклором: возрождаются фантастические персонажи сказок, своеобразно соединяясь с научными и техническими знаниями современного ребёнка. В возрасте 13-15 лет у детей наступает кризис категории чудесного, они приходят к отрицанию немотивированных ужасов. Происходит разложение страшных историй. Дети начинают передавать рассказы о реальных преступлениях, подчёркивая их достоверность («Чёрная смерть в городе Нью-Йорке»). Они пытаются придумать материалистическую разгадку фантастической сущности вредителя: похищение с помошью гипноза, исчезновение кораблей в «чёрной дыре» океана... Вымысел может быть аналогичен невероятному стечению обстоятельств новеллистической сказки.

     Особенно  интенсивно разложение страшных историй  происходит путём создания многочисленных пародий, в которых высмеиваются темы запрета, похищения и образы фантастических вредителей (предметов, мертвецов, вампиров, ведьм). Ирония пародий фиксирует осознание старшими детьми своего интеллектуального превосходства над малышами.

     Итак, в системе образов страшных историй  центральное место занимают чудесные противники. Страшная история может обойтись без помощника и даже без главного героя, но образ вредителя в ней присутствует всегда. Он может быть единственным.

     В структуре образа вредителя злое начало проявляется как чудесная сила. Дети могут принимать её без  обьоснований; могут развивать разнообразные мотивировки, от самых примитивных, до весьма обстоятельных; могут её отрицать путём пародирования – но в любом случае они выражают своё отношение к этой чудесной злой силе.

     Сквозь  все произведения современной детской  мифологии проходит интуитивно выраженная идея двоемирия: в них есть мир действительный и мир фантастический. Действительный мир всегда осознаётся как несомненная реальность, как сущее. Иным предстаёт отношение детей к миру фантастическому как сфере проявления чудесной силы. У младших детей (5-7 лет) реальный и ирреальный миры модально тождественны: они оба вступают как объективная сущность. Отношение к ним разсказчика и слушателей равнозначно: здесь обнаруживается буквальная вера в чудесное, что типологически сближает эту группу с традиционным жанром несказочной прозы – быличкой. Вторая группа, относящаяся к среднему возрастному звену (дети 8-12 лет), обнаруживает более сложное соотношение двух миров. Об их тождестве уже говорить нельзя, но вера в чудесное ещё сохраняется. Возникает модальность, аналогичная сказочной: условная вера в чудесное. Вследствие этого развивается две тенденции. С одной стороны, в страшных историях начинают прорисовываться жанровые признаки сказок, а с другой – усиливается игровой момент. Происходит разъединение разсказчика и слушателей: первый не верит в чудесное содержание, но стремится скрыть это и заставить поверить слушателей, чтобы потом вместе с ними посмеяться. В этом можно усмотреть начальные признаки разложения страшных историй, подступ к их сатирическому осмыслению. В третьей возрастной группе (дети 13-15 лет) вновь происходит объединение разсказчика и слушателей, но уже на почве сознательного отрицания чудесного путём его пародирования или обнаружения его иллюзорности через развитие материалистических мотивировок. Сюда вовлекаются особенности литературных жанров и анекдота. Интересно, что ряд пародий завершается фразой «Вы слушали русскую народную сказку», что подчёркивает беспочвенность веры в фантастические ужасы и выражает отношение к сказке как к вымыслу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Традиционные формулы детских страшилок