Тема «не своей» жизни в рассказе В. Г. Короленко «Сон Макара»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Работа содержит 1 файл

тема не своей жизни в расссказе Короленко Сон Макара.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

    Когда в сердце одного человека, забитого и несчастного от рождения и до самой смерти, истощается терпение, когда ярость, как буря в пустой степи ночью, начинает бушевать в нем, когда он забывает свой страх перед начальством и перед богом, забывает все, кроме своего гнева, — это значит, что скоро то время, когда легионы Макаров скажут свое слово. Но пока только одинокие Макары терпеливо несут свою ношу, долг писателя заявить о том, что они должны сделать в будущем, когда придет их время.

    Короленко словно въяве видит это время  и своего Макара. Не среди угрюмых  ленских скал, не в гиблой тундре скажет он слово протеста. Где же? А вот здесь:

    «...На равнине как будто стало светать. Прежде всего из-за горизонта выбежали несколько светлых лучей. Они быстро пробежали по небу и потушили яркие звезды. И звезды погасли, а луна закатилась. И снежная равнина потемнела.

    Тогда над нею поднялись туманы и  стали кругом равнины, как почетная стража.

    И в одном месте, на востоке, туманы стали светлее, точно воины, одетые в золото.

    И потом туманы заколыхались, золотые  воины наклонились долу.

    И из-за них вышло солнце и стало  на их золотистых хребтах и оглянуло равнину.

    И равнина вся засияла невиданным, ослепительным светом.

    И туманы торжественно поднялись огромным хороводом, разорвались на западе и, колеблясь, понеслись кверху.

    И Макару казалось, что он слышит чудную песню. Это была как будто та самая, давно знакомая песня, которою земля каждый раз приветствует солнце...»

    Один  из зимних субботних вечеров был посвящен только что написанному рассказу «Сон Макара».

    Аптекман  словно собрал воедино все впечатления: «Ваш  рассказ,  Владимир Галактионович, настоящий гимн человеческой природе, оправдание высокого звания человека»2.

    Макар — пьяница и плут; на суде, который приснился Макару, его обманы перевесили чашу его трудов.

    Суд этот Короленко считает неправедным. Он заставил Макара защищать себя, «резать правду». Макар рассказал, как его «гоняли всю жизнь». «Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняли промерзшая земля и злая тайга!.. Когда он испытал от кого-нибудь  ласку,  привет  или   радость?..»

    Любимая мысль Короленко о том, что  «человек имеет права и должен их отстаивать для себя и для других», нашла в «Сне Макара» прекрасное художественное воплощение.

    Рассказ имел огромный успех, и успех был  не только литературным. Вот что говорил Горькому нижегородский купец Зарубин: «...Прочитал... «Сон Макаров», я даже заплакал, до того хорошо! Ведь как человек человека пожалеть может! С этого часа и повернуло меня».

    Может быть, конкретный объякутившийся крестьянин Захар Цикунов, знавший не более трех десятков слов и послуживший прототипом героя рассказа «Сон Макара», обладает какой-то глубинной мудростью, но только молчит, так как он «без языка»? Крестьян-мудрецов Короленко не изображал. «Сон Макара» — произведение о справедливости и милосердии в христианском истолковании этих слов. С точки зрения справедливости, олицетворяемой Великим Тойоном, Макар темен и дик, а жизнь его — неправедна. С точки зрения милосердия, которую представляет Сын Великого Тойона, он — человек, его можно понять и простить.

    Наивные, неосознанные, рефлективные порывы и  поступки простых людей в рассказах Короленко находят свое воплощение в стремлении к  «вольной волюшке», в непосредственных, нелогичных по ступках, они не дают его героям окончательно смириться, покориться неправедному закону, заставляют совершать парадоксальные поступки, борясь за справедливость, даже не веруя в возможность ее достижения. Это, по существу, антропологический, естественнонаучный взгляд на человека, близкий к позитивизму.

    В наше время почти не встретишь  таких людей как Короленко. И  действительно, вся жизнь Владимира Галактионовича складывалась из противоборств против лжи, насилия, несправедливости. Рассказы Короленко полны нравственными идеями и сочетают в себе отражение истинных взглядов писателя.

    Нынешнее  поколение обязательно должно познавать  творчество и судьбу таких великих людей как Владимир Галактионович. Лично для меня, Короленко стал символом справедливости, образцом правды и честности. Необыкновенная стойкость Владимира Галактионовича восхищает. Несмотря ни на какие тяготы, которыми испытывала его судьба, он всю жизнь оставался верен своим идеям, своему народу. Короленко был великим гуманистом, и не было пределов его гуманности. Необыкновенный по широте души и по-настоящему талантливый писатель, способный противостоять лжи и предательствам, таким был Владимир Галактионович. На протяжении всей жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. В верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 
 

  1. Балабанович Е.В. Г. Короленко /Под ред. В. Бонч-Бруевича. – М.: государственный литературный музей, 1947.
  2. Котов А. К. В. Г. Короленко. Очерк жизни и литературной деятельности. М.: Художественная литература, 1967.
  3. Миронов Г. Короленко. М.: Молодая гвардия, 1962.
  4. Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. /Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990.

Информация о работе Тема «не своей» жизни в рассказе В. Г. Короленко «Сон Макара»