Тема «не своей» жизни в рассказе В. Г. Короленко «Сон Макара»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:05, реферат

Описание работы

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Работа содержит 1 файл

тема не своей жизни в расссказе Короленко Сон Макара.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального  образования

  «Бийский  педагогический  государственный  университет имени В.М.Шукшина»

Кафедра литературы

Тема  «не своей» жизни  в рассказе

В. Г. Короленко «Сон Макара»

                                          Выполнила:

                                          студентка 5 курса  ФФ  ОЗО

                                          Иванилова Т. Н.

                                          Научный руководитель: 

                                          Муравьинская Л. И.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск, 2007

    В нашей жизни мы встречаем множество  людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

    Человек-правда, человек-искренность, человек-честность  таким являлся Короленко. Настоящий  борец за справедливость, нравственный идеал той эпохи, и, пожалуй, настоящей. За всю свою жизнь Владимир Галактионович никогда не отступал от своих помыслов и реально воплощал их в жизнь. Весь его жизненный путь теснейшим образом был связан с освободительной борьбой русского общества против самодержавия. Свыше сорока лет он отдал этой борьбе, годами томился в тюрьмах и ссылках.

    В эпоху жесточайшей политической реакции, не боясь ничего, в глухую пору литературного безвременья, Короленко  выступил с серией выдающихся художественных произведений, полных светлого оптимизма  звавших к борьбе против тьмы и насилия. Это приковало внимание к нему, а затем и снискало любовь всей прогрессивной России.

    Обращение  к творчеству Короленко заставляет задуматься о таких вещах как  добро и зло, правда и ложь, справедливость и беззаконие. На примере жизненного пути Владимира Галактионовича определиться со своими убеждениями, со своей жизненной позицией. Нет, это не призыв к той борьбе, которой всю жизнь посвятил Короленко, потому как такая борьба под силу далеко не каждому. Но это призыв к тому, чтобы люди задумались о тех делах и поступках, которые они совершают.

    Владимир  Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать –  дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой.

    Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская  и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния. Наиболее яркие и глубокие впечатления, как вспоминал впоследствии писатель, оставило у него шоссе, проходившее вблизи дома, по которому прогоняли солдат, каторжников, арестантов, шедших по этапу: «... по длинному прямому шоссе двигалось и в город и из города много интересного, нового, иногда страшного»1. Мальчик жадно впитывал рассказы старой няньки о былых временах, с наслаждением слушал русские и украинские народные мелодии.

    Огромное  впечатление производят на него рассказы о «вольной волюшке», воспоминания о крестьянских бунтах, о повстанцах – гайдамаках, о борцах за народное счастье. Всё это, в связи с полупольским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчестве Короленко и ярко сказалось на его художественной манере. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность.

    После убийства Александра второго на престол  вступил Александр третий. Население приводилось к присяге на верность новому царю. Однако Короленко отказался это сделать. Свой отказ он мотивировал в специальном заявлении на имя губернатора. Владимир Галактионович писал: «Властям дают опасное право – право произвола, и жизнь доказала массой ужасающих фактов, что они злоупотребляли этим правом».

    Текст заявления губернатор отослал в  департамент полиции, директором которого в это время В. К. Плеве. По его  докладу Короленко был сослан в Якутскую область. Долог был  этапный путь в Якутию. Только 24 ноября Владимир Галактионович прибыл в слободу Амгу.

    Три года провёл Короленко в Амге. Не рассчитывая на какую бы то ни было помощь, он решил содержать себя исключительно собственным трудом. Владимир Галактионович обзавёлся  лошадью, пахал землю, сеял хлеб, косил сено, возил дрова. Радовала его весенняя природа, чистый воздух полей и тяжкий труд короткого лета, когда надо было всё убрать, чтоб не остаться голодным. Зимой Короленко тачал сапоги, да ещё и подрабатывал писанием икон.

    В Амге, вдали от общественной жизни, он многое заново пережил и передумал, и принял решения, которыми руководствовался в дальнейшей жизни. Именно там, в далёкой Якутии Владимир Галактионович Короленко стал настоящим писателем.

    В 70-х годах в народническом движении Владимир Галактионович нашёл выход из нравственного тупика. Самому ему не удалось осуществить своё намерение – пойти в народ с целью революционной пропаганды.

    Прошли  годы. Обстоятельства бросали Короленко  в самые гиблые места политической ссылки, не раз ставили его лицом к лицу с народом. Начальство как бы осуществило его стремления, водворяя в среду того «богоносца», которому одному, по мнению народников, были ведомы все тайны житейской мудрости и социальной справедливости.

    Вся дальнейшая деятельность Короленко до последних часов его жизни, была неустанной борьбой за идеалы, усвоенных в юности. Наивная вера в «народную мудрость» бесследно исчезла. Испарилось и убеждение в «природной склонности» народа к передовым социальным формам человеческого общества, в неминуемой близости социальной революции. Осталась горячая любовь Короленко к народу и ненависть к угнетателям и поработителям. Теперь главным он считал борьбу за освобождение личности от социального гнёта.

    Владимир  Галактионович стал отдавать художественной литературе всё своё свободное время. В Амге он также написал рассказы «Соколинец», «Убивец», «Марусина заимка», «Сон Макара». Свои рассказы Короленко читал товарищам по ссылке. Все они производили на его слушателей сильное впечатление, особенно «Сон Макара», читанный группе ссыльных в самом Якутске. Всё это лишний раз убеждало Владимира Галактионовича в правильности принятого им решения – избрать литературу делом своей жизни.

    После нескольких лет ссылки в Вятской  губернии, он в начале 80-х годов  был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших – все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: «Сне Макара», «Записках сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении». Верный основному складу своей творческой души – любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях.

    Удивительное  уменье отыскать в каждом человеке то, что можно было бы назвать  «вечно человеческое», больше всего  и поразило читающую публику в  «Сне Макара», которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в журнале «Русские Мысли» 1885 г.

    В почти совсем объякутившемся жителе затерянной под полярным кругом сибирской  слободы, официально считающемся христианином, но на самом деле и Бога представляющем себе в якутском образе Великого Тойона, автор успел заметить тлеющую божественную искру и так осветил темную душу дикаря, что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки Макара, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, знающий, что не в испорченности Макара - источник его отступлений от правды.

    Успех «Сна Макара» был огромный. Превосходный, истинно поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов (последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленка) - все это, в связи с основною гуманною мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление на читающую публику, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы.

    Одна  из характернейших сторон успеха, выпавшего  как на долю «Сна Макара», так и  других произведений Короленко - это  его всеобщность; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко принадлежит критику «Московских Ведомостей», Ю. Николаеву, известному своею ненавистью ко всему «либеральному».

    Рассказ «Сон Макара», написанный в 1883 году в  якутской ссылке, создан на материале сибирских впечатлений. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого «все шишки валятся». До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба «истощилось терпение», в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту,  и в нем «забушевала ярость, как буря в пустой  степи глухою  ночью».  И долго молчавший человек громко и гневно  заговорил,  проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: «Он забыл,  где он,  перед чьим лицом предстоит,  -  забыл все, кроме своего великого гнева».

    Правда, пробуждение к протесту,  яростный бунт Макара и его готовность вступить  в  единоборство  с  высшей  небесной  силой,   защищая  правду  и справедливость, -  все  это происходит не  наяву, а в  фантастическом сне, который  привиделся  забитому, темному  мужику.  Но  ведь  герою  рассказа привиделось именно то, что жило в его подсознании, что годами копилось в его душе, что он вынашивал в своих мечтах и  желаниях.  В форме художественной условности,  средствами романтической фантастики Короленко  показал  в  «Сне Макара»  духовное «выпрямление» личности,  рост  ее  самосознания,  народные стремления к справедливости и счастью,  выразил мысль о неизбежности скорого пробуждения трудовых масс России от вековой спячки.

    Безрадостная, беспросветная жизнь русского крестьянина в суровой якутской тайге отразилась в рассказе, имеющем глубокое социальное и философское содержание. Прообразом Макара был крестьянин, у которого Короленко жил в Амге.

    К Короленко часто приходил в гости  Захар Цыкунов, сосед, пашенный.

    Жизнь Захара дала писателю материал для  рассказа, который должен отразить мысли, чувства, стремления темных забитых Макаров якутских суровых краев.

    «Работал  он  страшно,  жил  бедно, терпел  голод и холод... Его гоняли всю  жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..»

    «Захар  сидит перед пишущим Короленко. Он голоден, но стесняется попросить еду — знает, что сударские сами живут небогато. Короленко заваривает чай, пододвигает Захару хлеб» - пишет Г. Миронов в своей книге про Короленко.

    «Как  объяснить ему, что больше так  жить, как он, невозможно?! Написать о нем и о тысячах таких  же обездоленных Захаров? Но едва ли они прочтут — они неграмотны. Народ не читает книг... Все равно: его Макар должен — хотя бы и во сне или даже на страшном суде — заявить протест сильным мира сего.

    Захар дует на чай и пьет чашку за чашкой, а Короленко пишет и пишет, изредка поглядывая на гостя. Он словно примеривает: решился бы Захар на те обвинения, которые предъявляет старому тойону Макар из рассказа, или нет?» - продолжает Миронов биографический рассказ.

    «Как  мог он [Макар] до сих пор терпеливо  выносить это ужасное бремя своей жизни?.. Он выносил ее лишь потому, что вдали перед ним, как звезда, мерцала надежда; он жив еще, стало быть, может, должен еще испытать лучшее... Теперь он стоял у конца, и надежда погасла.. Тогда во мраке сердце его переполнилось слепою яростью, и он стал засучивать рукава, готовясь вступить в драку... Он знал, что при этом ему страшно достанется, но даже в этом находил какую-то жестокую отраду: если так, — пусть же его бьют... пусть бьют его насмерть, потому что и он будет бить... тоже насмерть...»

Информация о работе Тема «не своей» жизни в рассказе В. Г. Короленко «Сон Макара»