Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:47, реферат
Цель работы: Изучить тему еду как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести «Собачье сердце».
Задачи:
1. Просмотреть критическую литературу о повести «Собачье сердце».
2. Составить словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века
Объект исследования: художественный мир повести «Собачье сердце»
Предмет исследования: тема еды в повести «Собачье сердце»
Шарик любит вкусно поесть. Живя на улице, он месяцами голодает; к нему плохо относятся: один раз его даже ошпарили кипятком. Виновник происшествия – некий повар столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства, которого пес называет «Негодяй в грязном колпаке», «Вор с медной головой», «Какая гадина, а еще пролетарий!» Вместе с тем Шарик вспоминает прежнего барского повара графов Толстых, Власа, который давал собакам кость, а на ней с осьмушку мяса. Шарик благодарен ему за то, что он спас жизни многим собакам: «Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых…»
Сатира автора выражается и в названиях учреждений: Шарик также сетует на столовую нормального питания. Она так и называется – НОРМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. По названию становится ясно, что там плохо кормят, подают некачественную пищу: «… из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего не знают», «Это солонина, это солонина! И когда же все это кончится?» Можно найти названия тех предприятий, где продавалась и покупалась пища в дореволюционное время: «Охотный ряд», «Славянский базар».
«Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт…» - такого Шарик мнения о Преображенском в первые минуты встречи с ним. Кажется, что он внутренне симпатизирует профессору, а после того, как тот дает ему кусок колбасы, Шарик начинает считать Преображенского отличным человеком, с широкой душой, благодетелем бродячих собак.
Он учится читать по различным названиям магазинов, предприятий, где продается еда: букву «М» он узнает на зелено-голубых вывесках с надписью « М.С.П.О. Мясная торговля», «А» выучил в «Главрыбе», а затем и букву «Б» оттуда же; дальше Шарик научился читать слова «Гастрономия», «Вина», а там, где пахнет сосисками и играют на гармонике - «Неприличными словами не выражаться и на чай не давать».
Жизнь
дворянской интеллигенции показана
нам образом жизни
Преображенский придает еде большое значение. За обедом он произносит речь о том, как нужно есть: «Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. … Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как. Если вы заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме и о медицине».
Есть - это не жрать, а получать эстетическое и гастрономическое удовольствие. Именно против культуры, традиции, а значит, целого ряда правил и запретов будет восставать Шариков за обедом во второй части повести.
Филипп Филиппович говорит скорее для себя. Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Чтобы доказать это, он провел тридцать наблюдений. Оказалось, что пациенты, не читающие газет, чувствуют себя хорошо, а те, которые читали «Правду», теряли в весе, у них появлялись пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетенное состояние духа.
Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная» очень приличная. Тридцать градусов”. Филипп Филиппович возражает: “Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать”, потом он пророчески добавляет: “они туда что угодно могут плеснуть”.
Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
Обед у Преображенского роскошен, как и подобает быть обеду богатого человека, в столовой царит атмосфера чистоты, гармонии и утонченного вкуса: «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймою лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске – кусок сыру в слезах и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж тарелками – несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоседившемся у громадного резного дуба буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного света. Посредине комнаты тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки».
Можно найти такие строки: «Набравшись сил после сытного обеда, гремел он (Преображенский), подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром». Опять же тут просматривается ирония автора: легко быть пророком на сытый желудок!
Кухня – святая святых, царство поварихи Дарьи Петровны, «главное отделение рая», как называет ее Шарик. В кухне есть облицованная кафелем плита, белые занавески, золотые кастрюли. Каждый день там все шумит, стреляет и бушует пламя. Шарик считает, что «Вся квартира не стоила и двух пядей Дарьиного царства».
Царица всего этого великолепия – Дарья Петровна. Весь ее облик свидетельствует тому жару, исходящему из кухни, благосостоянию, сытости, которой полна атмосфера дома: « В багровых столбах горело вечной огненной мукой и неутоленной страстью лицо Дарьи Петровны. Оно лоснилось и отливало жиром. В модной прическе на уши и с корзинкой светлых волос на затылке – светились двадцать два поддельных бриллианта».
В описании кухни использованы такие средства художественной выразительности, как метафоры (метафоры второго вида), в которых использованы глаголы: «стреляло и бушевало пламя», «духовой шкаф потрескивал», «кухня громыхала запахами, клокотала и шипела»; эпитеты: «духовой шкаф», «золотые кастрюли».
Становится интересно, каков же в этом «раю» процесс приготовления пищи? Он описан таким образом: «Острым и узким ножом она отрубала беспомощным рябчикам головы и лапки, затем, как яростный палач, с костей сдирала мякоть, из кур вырывала внутренности, что-то вертела в мясорубке. Из миски с молоком Дарья Петровна вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясной кашицею, заливала все это сливками, посыпала солью и на доске лепила котлеты. В плите гудело, как на пожаре, а на сковороде ворчало, пузырилось и прыгало. Заслонка с громом отпрыгивала, обнаруживала страшный ад. Клокотало, лилось…»
Тут использованы метафоры, опять же с употреблением глаголов: «заслонка отпрыгивала, обнаруживала ад»; эпитеты: «острый и узкий нож», «беспомощные рябчики», «яростный палач», «страшный ад»; сравнения: «как яростный палач, с костей сдирала мякоть», «в плите гудело, как на пожаре».
Основной прием автора в повести – это антитеза. Например, присутствует мотив сытости и противоположный тому мотив голода: уличная собака, Шарик, недоедает, а порой и вообще не ест, а поселившись в доме Преображенского, он употребляет ту же еду, что и представители высшей интеллигенции: ростбиф, на завтрак – овсянку.
Проблема “нового человека” и устройства “нового общества” была одной из центральных проблем литературы 20-х годов.
Размышления собаки об еде являются одним средств выражения авторской позиции, его отношения к пролетариату: например, Шарика ошпарил кипятком повар – пролетарий, которого пес пренебрежительно-презрительно называет «колпаком», «вором с медной головой», а повар графов Толстых, Влас, наоборот, был щедр по отношению к бездомным собакам, давал им кость, многим спас жизни; показаны различия между жизнью «старой» и жизнью «новой» Москвы – это роскошная квартира Преображенского и уличная жизнь Шарика, Швондер и его команда.
Таким образом, центральной проблемой повести “Собачье сердце” становится изображение состояния культуры, быта и нравов человека и мира в сложную переходную эпоху, эпоху всеобщей разрухи.
Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах. Но самое главное — он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. А профессора как раз больше всего тревожит крушение культуры, проявляющееся в быту (история Калабуховского дома), в труде и ведущее к разрухе. Разруха - в головах, что, когда каждый займется своим делом, «разруха исчезнет сама собой».
«Это — мираж, дым, фикция» — так оценивает
профессор новую Москву. В связи с профессором
в повести начинает звучать одна из ведущих,
сквозных тем творчества Булгакова —
тема Дома как средоточии человеческой
жизни. Большевики уничтожили Дом как
основу семьи, как основу общества, повсюду
идёт яростная борьба за жилплощадь, за
квадратные метры. Может быть, поэтому
в булгаковских повестях и пьесах устойчивая
сатирическая фигура — председатель домкома?
Он, преддомкома, — истинный центр малого
мира, средоточие власти и прошлого, хищного
быта. Таким уверенным в своей вседозволенности
администратором является в повести «Собачье
сердце» Швондер, человек в кожаной тужурке,
чёрный человек.
Словарик названий рецептов блюд, встречающихся в повести
1) Ростбиф – жаренная на вертеле говядина, любимое кушанье англичан, лучший ростбиф тот, где мясо, слегка поджаренное, сохраняет красный цвет.
2) Телячьи отбивные - считались настоящим деликатесом в русских ресторанах. Рецепт отбивной «Скобелев» -сначала приготовить луковый соус. Положить луковые кольца в миску и залить кипящей водой; оставить на 10 минут. В сковороде с толстым дном разогреть 4 стол.ложки масла, сахар, 1 стак. бульона, лук. Накрыть и потушить 5-8 минут. Взбить до однородной массы. Для того, чтобы закончить соус, обжарить муку на чистой сухой сковороде, постоянно помешивая, 2-3 минуты. Добавить 3 стол.ложки масла и помешивать без остановки, пока не появятся пузыри. Постепенно вливать оставшийся бульон, довести до кипения и потушить 1 минуту, добавить соль и луковую массу. Тщательно перемешать и снять с огня, поставьте в другую кастрюлю с горячей водой, чтобы сохранить тепло.
Подсушить отбивные салфетками и надрезать мясо у косточки. Поместить отбивные между двумя листами вощеной бумаги и отбить их. Разгладить, натереть солью и перцем и обвалять в муке. Растопить масло в 2 средних сковородах и тушить отбивные в теч. 5 минут с каждой стороны или до золотой корочки.
3) Солонина - засоленная впрок говядина. Основной вид столового мяса а России до XIX в. В XIX в., особенно начиная со второй половины и в конце века, солонина постепенно сокращается в рационе питания населения, уступая место мясу свежего забоя - парному. В XX в. после середины 30-х годов солонина совершенно сходит на нет, а после Второй мировой войны - практически перестает быть известной
4) Индейка – праздничное блюдо с начинкой. 100 г обжаренных панировочных сухарей, 100 г муки, кусочек дрожжей величиной с орех, 2 яйца, мелко нарубленные потроха индейки, 1 чайная ложка майорана, цедра лимона на кончике ножа, 1 небольшая тертая луковица, порошок кэрри на кончике ножа, 1 ст. ложка мелко нарубленной зелени петрушки, 2—3 ст. ложки сметаны или йогурта, соль, перец. Подготовленную тушку индейки натереть сверху солью, а изнутри перцем и солью. Из ножек удалить сухожилия. Индейку начинить, зашить и положить на решетку грудкой кверху или запекать в духовке. Если индейка нежирная, на грудку и на ножки можно приколоть дольки шпика (можно также эти части прикрыть алюминиевой фольгой, предохраняющей нежные части индейки от пригорания). Продолжительность жаренья индейки в зависимости от ее величины составляет 2,5-4,5 ч. Во время жаренья индейку надо часто поливать выделившимся соком. Индейка считается готовой, когда мясо станет совсем мягким и ножки можно будет легко поворачивать в суставах. Индейку следует жарить на небольшом огне. За 30 мин до окончания жаренья фольгу или шпик следует удалить. Для начинки развести дрожжи в теплой воде, добавить молоко и яйца, сухари, специи и все хорошо перемешать. Если масса слишком сухая, добавить немного сметаны.
5) Маринованные угри - разделать, разрезать на куски, обвалять их в толчёных сухарях, поджарить в масле (лучше в оливковом), сложить в банки и залить кипячёным уксусом, со специями.
6) Грибы под соусом пикан - поджарить мелко изрубленный лук, влить 2 ложки томату-пюре, прожарить, чтобы пюре выпустило из себя масло, всыпать 2 ложки муки и развести бульоном до надлежащей густоты. В этот соус кладутся различные овощи: каперцы, оливы, шампиньоны, маринованные огурцы и др., смотря по тому, кто что любит и что имеется в наличности. Соль и сахар кладутся по вкусу; если окажется густ — развести бульоном. Этот соус очень острый, подается к жарким, требующим острого вкуса.