Стилистические особенности гипертекстов туристических сайтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется необходимостью изучения различных стилистических особенностей гипертекстов туристических сайтов как неотъемлемой части самих этих сайтов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1
Понятие гипертекста
1.1.Понятие гипертекста ………………………………………………………...5
1.2.История изучения и проблема определения гипертекста………………....7
1.3.Основные единицы и уровни лингвистического анализа гипертекста….10
Выводы по первой главе………………………………………………………..14
Глава 2
Сайты как особая форма гипертекста
2.1.Сайт и его структура ………………………………………………………..16
2.1.1.Сссылочная структура …………………………………………….17
2.1.2.Линейная структура ………………………………………………..18
2.1.3.Древовидная структура…………………………………………….19
2.1.4.Решетчатая структура……………………………………………....20
2.2.Лингвистические и экстралингвистические особенности сайтов России и США………………………………………………………………………………21
2.3.Основные критерии оценки туристических web-ресурсов ………………23
2.4.Практическая часть………………………………………………………….26
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………………………………......35

Работа содержит 1 файл

курсовая по стилистике.docx

— 95.96 Кб (Скачать)

       Идеи создания упорядоченной системы текстов возникает в конце 30х – начале 40х годов ХХ века. Впервые возможность автоматизированной манипуляции массивами текстовой информации в электронном виде была рассмотрена еще в 1945г. Ванневаром Бушем.  Он выдвинул концепцию ассоциативно-навигационного подхода к организации знаний и анализа текстовой информации с помощью технической системы, позволяющей «связать любую часть текста, хранящегося в памяти компьютера, с любой его частью или с любым другим электронным текстом». Ванневар Буш писал: «                          Работа человеческой мысли построена на принципе ассоциаций. Анализируя какое-либо понятие или элемент, она непременно стремится поставить ему в соответствие какой-нибудь другой знакомый образ, подсказываемый ассоциацией мыслей, и это соответствие устанавливается благодаря трудноуловимой паутине связей, формируемых клетками человеческого мозга.» Операцию перехода от одного информационного блока к другому предлагалось осуществлять с помощью специальной системы связей между ними, реализуемых в ссылках, что позволяло достичь высокой скорости «передвижения» в информационном пространстве.

         Ванневер Буш1 выдвинул идею создания такой структуры текста, которая соответствовала бы в наибольшей степени, чем традиционный печатный текст, ассоциативной иерархической природе человеческого мышления и познания. Основным свойством такой системы он считал « возможность связать любое место хранимого в памяти компьютера текста с любым другим текстом или фрагментом  того же текста». По представлению Буша, такие связи должны были носить нелинейный характер, а быстрый доступ к связанным текстам должен был бы осуществляться с помощью специальных программных средств(кнопок). В оригинале определение В.Буша выглядит следующим образом:

“ The ability to link any place in text stored in a computer with any other place in the ssame and different texts? That permits rapid access through and other tools across non-linear pathways”.

В основе метода В. Буша лежала новаторская идея « преобразования линейной последовательности письменного текста в многоуровневую структуру». Другими словами предлагался  совершенно новый тип текста, организованного  по принципу многоуровневой иерархии.

        Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями или мимами внутри сетевого сообщества.

        Энгельбарт2 рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства Энгельбарт отмечал, что как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования. Подход, нацеленный насаморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений. Люди видоизменяют и друг друга и программные средства для своего роста и развития.

       Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение Он неоднократно подчеркивал, что гипертекст в его понимании не является иерархической структурой. С его точки зрения, знак равенства, который ставят между понятиями «иерархия» и «структура», представляет собой популярный миф. Живые формы информационных структур не могут быть верно представлены иерархией. Такие структуры как параллелизм, перекрестные связи, взаимное проникновение и одновременное присутствие одного элемента в нескольких местах не могут быть переданы иерархией. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.

       Таким образом, рабочее определение  гипертекста может выглядеть  следующим образом:

-Особый вид письменной коммуникации в компьютерной среде, представляющий нелинейный процесс чтения и письма, характеризующийся сегментацией и иерархической ассоциативной атрибуцией фрагментов(линейного текста) и возможностью множественного выбора сюжетно тематического потока на основе ассоциативных связей и в соответствии с индивидуальными потребностями читателя.

-Особый способ членения речевого потока в сложно организованном массиве текстовой информации, смысловая цельность и формальная связность которого основана на навигации по гиперссылкам.

-Многоуровневую иерархическую систему взаимосвязанных гипотекстов, содержащих имплицитно или эксплицитно выраженные перекрестные ссылки , организованную в виде семантической сети особыми узлами связей и обладающую специфическими инструментами ориентации( навигации)

-Особую информативно- коммуникативную электронную среду, значительно облегчающую хранение, обработку и распространение (пересылку) текстовой информации в компьютерных сетях и способствующую познавательной и образовательной деятельности человека.   
 

    1.3.Основные единицы и уровни лингвистического анализа гипертекста.

        Гипертекст как словесное произведение имеет свою микро- и макросемантику, микро- и макроструктуру. Если его семантика обусловлена задачей передачи информации, то его структура определяется особенностями внутренней организации единиц и закономерностями взаимосвязи этих единиц. Выбор тех или иных языковых единиц обусловлен особенностями речевой ситуации и достижением максимального воздействия.

При сравнении  с традиционным бумажным текстом  электронный гипертекст функционирует  в совершенно других условиях –  в компьютерной среде. Это не может  не отразиться на его строении, видоизменении  его семантико- структурных единиц.

         В теории текста выделяют семантико-структурные единицы, такие, как высказывание и межфразовое единство, и композиционно-стилистические единицы: абзацы, параграфы, главы, разделы. Связи высказываний обнаруживаются через сигналы связи – показатели связности. В результате включения в ту или иную речевую ситуацию происходит связывание, или приспособление высказываний к задачам коммуникации.

        Композиционно – стилистическое  членение и основная единица  традиционного бумажного текста  – абзац – подчиняется прагматической  установке автора. Автор определяет  объем, структуру и границы  абзаца, а также средства связи  между ними. Формальная связность  и порядок следования абзацев  традиционного текста определяется  волей автора, его логикой развертывания  повествования (Перекальская, 1976). 3

       Композиция гипертекста подчиняется,  кроме традиционных, и некоторым  другим ограничениям, связанным  с особенностями коммуникации  в компьютерной среде. Базовая  структура гипертекста предполагает  наличие как минимум трех основных  единиц:

- Гипотекстов

- Сетей  связи 

- Системы  навигации 

  Гипотекст – это основная элементарная единица, «кирпичик», из которых создается гипертекст. Изучение гипотекстов – это исследование уровня номинации.

  Связи  – это места возможного соположения  гипотекстов. Связи между гипотекстами одного типа являются сетевыми и определяют синтагматику гипертекста. Разно уровневые иерархические связи определяют его композицию и модель. Связи реализуют референтные отношения между гипотекстами.

  Система  навигации позволяет читателю- пользователю  ориентироваться в сложной гипертекстовой  структуре. Основным инструментом  навигации являются гиперссылки.  Навигация по гиперссылкам обеспечивает  реализацию предикации гипертекста и позволяет производить обратную линеаризацию гипотекстов.          
 

Текст – многомерное замкнутое смысловое  пространство, основу которого составляет сложная сетка взаимодействующих  концептов. Пространство функционирования текста – фрагмент действительности, который расчленяется и познается  языковой личность. По мысли В.В. Виноградова, учение о тексте – это учение о типах словесного оформления замкнутых  в себе произведений речи как особого  рода сложных структур.  

        В условиях новой речевой ситуации  – коммуникации в компьютерной  среде – вступает в силу  эргономический принцип: необходимость отбора языковых единиц, адекватных ей. Единицы гипертекста есть результат эргономического выбора специфических языковых единиц, эргономы гипертекста, т.е. отобранные языковые единицы, непосредственно влияют на текстовое пространство и видоизменяют его.  

        Минимальной текстовой единицей  гипертекста является гипотекст  - минимальный блок или отрезок текста, предельный модуль, содержащий законченную мысль, логически завершенную идею, высказывание, рубрику и т.д. Он может быть выражен в виде отдельного слова, предложения, фразы, словарной или энциклопедической статьи, страницы, компьютерного «окна»

(экрана) или даже целого произведения  речи.  

         В синтаксическом плане имеется  безусловная корреляция между  понятиями «гипотекст» и сверхфазовое единство. Каждый отдельный гипотекст  так же является основной структурной единицей данного гипертекста, как сверхфазовое единство является основной структурной единицей (синтаксическим минимумом) текста.

        Вопрос установления Элементарной  базы гипертекста тесно связан  с установлением сходства и  различия между гипотекстом с одной стороны, и сверхфазовым единством( и абзацем как его выражением в письменной речи), с другой стороны. Проблема сегментации любого произведения речи – это, прежде всего, вопрос о его основной единице. А.И. Смирнитский выделял предложение как основную единицу речи ( Смирнитский, 1956). В работах С.Г. Тер-Минасовой4 и ее учеников выделяется понятие синтагм и функциональной перспективы абзаца – сверхфазового единства. При этом словосочетание определяется как синтаксический минимум, или предельная составляющая сверхфазового единства( Тер-Минасова, 1982).

           Сверхфазовое единство определяется как отрезок речи в форме последовательности двух или более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки.

  К  свойствам сверхфазового единства относятся:  

-Общность  темы 

-Развертывание  части предшествующего предложения  в последующем 

-Тема-рематическая прогрессия

-Перифраз, повтор номинации  

      В исследованиях, принадлежащих  школе А.И. Смирницкого и О.С.  Ахмановой, абзац рассматривается  как основная структурная единица  письменного текста (Ахманова, 1969). При  этом делается вывод, что особенности  структуры сверхфразовых единств  характеризуют речевое произведение  по принадлежности к тому или  иному функциональному стилю.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по первой главе

           В настоящее время практически отсутствует целостная лингвистическая концепция гипертекста, его адекватное описание. Нет однозначного и общепринятого толкования самого термина, отражающего его специфику и зафиксированного в толковых лингвистических словарях.

Термин  «гипертекст» употребляется настолько  широко, что им обозначают, с одной  стороны, весь массив текстовой информации, хранящейся в электронном виде, или, другими словами, «вселенную электронных  документов», а с другой стороны, любой письменный текст нелинейного  характера.

Информация о работе Стилистические особенности гипертекстов туристических сайтов