Словообразование как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:24, реферат

Описание работы

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего
процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

Работа содержит 1 файл

Словообразование как наука.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

При СО от основ существительных происходит два вида усечений:

  1. усечение конечных гласных основы несклоняемых существительных. Есть две возможности сделать их основу более обычной доя русского СО: подвергнуть усечению конечный гласный или прибавить к основе интерфикс: жалюзи-й-ный – жалюзный. От  нарицательных: либретто – либреттист, самбо – самбист; от собственных: франко – франкист, Сухуми – сухумский.
  2. усечение конечных суффиксов и субморфов, включающих согласные или сочетания с согласными. От нарицательных: девчонка – девчонский, козырек – козырять, жулик – жульничать, тунеядец – тунеядствовать, юродивый – юродствовать, кастрат – кастрировать, техника – технизация. От собственных: камчатка – камчатский,, Пятихатка – пятихатский.

Производные от основ прилагательных обычно не включают суффиксы и субморфы производящих прилагательных ск, н, к, ок:

  1. в сущ с –щина, ех: вульгарщина, популярщина
  2. в именах лиц на –щик, ех: радиактивщик
  3. в сущ на –к(а), ех: Третьяковка
  4. в сущ на –ыш, ех: крепыш
  5. в сущ на –ик, ех: любопытик
  6. в сущ на ист, ех: пародоксалист
  7. в отвлеченных сущ с нулевой флексией, ех: глубь, ширь
  8. в глаг на –ова(ть), ировать, изировать, ех: нейтрализировать
  9. в глаг на –ну, ух: крепнуть
  10. в глаг на нулевую флексию, ех: проредить, разжидить
  11. в глаг на еть, ех: робеть, редеть.

Наложение

Интерференция – особый вид гаплологии (т.е. исчезновение одного из двух тождественных слогов, непосредственно следующих друг за другом). Наложение морфов – СО гаплология – один из видов взаимоприспособления морфов на границе морфем.

Наложение происходит:

А) на стыке основы и суффикса: лиловый+оватый=лиловатый. В производных от основ на гласный: такси+ист=таксист, Мэри+ин= Мэрин

Б) стыке основы и интерфикса: динамо+овский=динамовский, НАТО+овский=натовский.

Интерференция может происходить  и при усечении производящей основы: радио – радист

В) основы и основы: знаменосец, муравьед, некрасовед

НО: наложение морфов может отсутствовать  при встрече двух тождественных  фонемили 2х тождественных слогов в составе сложного слова –  на стыке интерфикса и начала основы: красноносый, длинноногий, круглолицый.

 Наложение может происходить  у:

  1. глаголов, производимых с помощью суффикса –нича от существительных без –ник: лентяйничать, школьницать, разбойничать
  2. прилагательных с чат, производимых от основ существительныхк сущ с основами на к, ц, чередующимися с ч перед суффиксом: рукавчатый, матерчатый.

 

Опрощение

 

Опрощение – морфологический процесс, в результате которого слово со сложным  морфологическим составом утрачивает значение отдельных своих морфологических  частей и становится простым символом данного предст-я, ех: вкус, забыть.

Т.о. при опрощении связь слова  с родственными словами утрачивается, в результате чего оно обособляется от них. Опрощение – исторический процесс, играющий важную роль в языке. Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение, границы между морфемами стираются. Благодаря опрощению язык пополняется новыми корневыми формами, которые становятся новыми центрами СО гнезд.

Звуковые изменеия – способствуют

Причины – семантические изменения, выпадение из языка родственных  слов .

 

Переразложение

 

Переразлодение – перемещение  границ морфем в составе слова. Чаще между окончанием и основой. Между  основой и суффиксом: был суф  –ик стал –ник – умник, ник- нич – нича. Между суф и приставкой – сън, кън, вън – к нему, с ней, в нем. Это н по аналогии проникало и в слова с приставками, не имеющими н: разнять, отнять, занять, обнять.

 

Усложнение

 

Усложнением называется превращение в ходе развития языка ранее непроизводной основы слова в производную, членимую на морфемы. В результате этого процесса одна морфема распадается на две.

Усложнение представляет собой  явление двух типов:

1. Усложнение основы по аналогии: так голл. zondec было заимствовано как непроизводное, но по аналогии с ножик, пальчик и др. возникло понимание этого слова как уменьшительно-ласкательного. В результате возникло слово зонт, которое исторически производно от слова зонтик, но с точки зрения синхронного словообразования является мотивирующим для слова зонтик ('малый зонт'). Аналогичные изменения произошли в парах: фляга – фляжка, дояр – доярка. Данный случай усложнения принято называть редеривацией, или обратным словообразованием (образование новых слов как производящих).

2. Усложнение заимствованных слов, связанное с образованием от них производных. Например, слово гравюра, заимствованное из французского языка и первоначально осознававшееся в русском языке как слово с непроизводной основой, после появления в лексической системе слов грав-ирова-ть, грав-ёр стало члениться на морфемы: грав-юр-а. Аналогичные изменения претерпело существительное космос (космонавт, космический).

 

Декорреляция

 

Термин «декорреляция» следует понимать двояко:

1. Изменение  семантических связей слова при  сохранении его словообразовательной структуры. Например: пекло – исконно образовано с помощью суффикса л(о) от пекъ 'смола', в современном русском языке понимается как мотивированное глаголом печь. Супесь исторически произошло от песь со значением 'песок' приставочным способом, в настоящее время понимается как мотивированное словом песок и образованное приставочно-суффиксальным способом (нулевая суффиксация).

2. Изменение  функциональной значимости аффиксальных  морфем при переходе слова  в другую часть речи. Например: пиш-ущ-ий (письмо) прич. и пиш-ущ-ая (машинка) прил., в первом случае выделенный суффикс является формообразующим, во втором - словообразующим; ничьj-у (нач. форма ничей) мест., у которого выделенный аффикс является флексией, и нареч. вничьj-у, в составе которого аффикс -j- выступает в качестве компонента словообразовательного форманта.

=народная этимология.

 

Словообразовательное значение

 

СО значение – это значение СО ряда, выражаемое тем или иным формантом при  наличии СО связей между производящим и производным словом.

СО значение – это значение, выраженное группой  слов одинаковой структуры, общего строения, характерного для класса слов. Ех: название лица по действию.

СО значение отличается от лексического, которое  определяется соотнесенностью слова  с соответствующим понятием и индивидуально для каждого слова. СО значение, подобно грамматическому, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, которые выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова СО значений не имеют.

СО может  формально совпадать с лексическим  или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, корректирует, дополняет и то, и другое значение, ех: железный – сделанный из железа. При определении наиболее общих типов СО значения учитывается и характер мотивирующих основ, и их лексическое и грамматическое значения.

При мотивации  названий предметов или признаков  формируются значения:

    1. Предмет или признак по отношению к другому предмету или признаку. Название носителя признака (юнец)
    2. модификационное СО значение. Суть – в добавлении к значению мотивирующего слова небольшого семантического компонента – уменьшительность, женскость, начинательность.
    3. транспозиционное СО значение. Мотивированное слово наделяется грамматической семантикой части речи, отличной от семантики мотивирующего слова без изменения других компонентов его значения. Ходить – ходьба, желтизна, смел.

 

Словообразовательный  тип

 

СО тип –  совокупность производных слов, характеризующихся  одинаковыми СО связями,  единым СО значение и СО средством. Ех: доброта, краснота, дурнота, прямота.

СТ представляет собой единство 3х СО признаков производных слов:

  1. соотнесенность с прилагательным (красота)
  2. глаголы с приставкой со (соболезновать)
  3. прилагательные с прист над – надбровный.

Нарушение этого  единства ведет к образованию  на базе одного СТ омонимичных СТ. ЕХ: обеззубеть – беззубый, зубы,

 

Словообразовательная  модель

СО модель –  формально – семантический образец  порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному СО типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

 

Словообразовательные  пара, цепь, парадигма, гнездо

 

Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка, чернила - чернильница, писать - переписать, красавица - раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

Совокупность  производных, упорядоченная так, что  каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для  последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной  ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного  гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда '.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Словообразование как наука